Принципы спортивного отбора

Тема. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

ПЛАН

1. Теория спортивного отбора. Ключевые понятия теории спортивного отбора.

2. Принципы спортивного отбора

3. Методы спортивного отбора

Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в 60-е годы, получив особенно большое развитие в 70–80-е годы. У истоков создания целого направления в науке стояли д.п.н., проф. В.П. Филин (педагогическое направление) и д.м.н., проф. Р.Е. Мотылянская (медицинское направление). Из всего многообразия работ, выполненных в области отбора в спорте, выделяются две основных линии: по отбору в отдельные виды спорта и методологическая, развивающая теорию спортивного отбора.

ТЕОРИЯ - (греч.— рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления; в более узком и спец. смысле — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и существ. связях определённой области действительности. Применительно к нашему предмету – это самому отбору.

Многообразие проявлений отбора поддается классификации. По типам отбор можно рассматривать в двух в разной степени детерминируемых проявлениях. Первый - имманентный, вытекающий из самой природы человека, направлен на собственную адаптацию к окружающей действительности (среде), и второй тип – это внешний, субъектно-объектный отбор. Имманентный отбор, в свою очередь, можно подразделить на объектно-биологический, проходящий вне сознания, и поведенческий, основная функция которого есть регулирование образа жизни, чтобы поддержать организм живым. Внешний отбор в отличие от поведенческого отбора он больше нацелен на решения и поступки, имеющие социальную, общественную значимость.

Эмпирически отбор можно классифицировать и более элементарно.

Не делая детального рассмотрения, отметим лишь, что представленные в классификации общие признаки отбора характеризуют основной процесс отбора по назначению. В свою очередь, почти любой отбор по назначению может быть использован в качестве метода реализации целей другого отбора.

Несмотря на внешнее различие многие виды отбора диалектически взаимосвязаны и носят причинно-следственный характер.

На сегодня во внешнем, субъектно-объектном отборе теоретически и методически наиболее разработаны профессиональный и спортивный отбор. Причем общие идеи и подходы профессионального отбора и профориентации к изучению человека, в частности учение об индивидуальных психологических и типологических различиях, о предпосылках к той или иной профессии, деятельности, о роли наследственности и стабильности признаков, детерминирующих способности и одаренность, а также технология использования статистики и тестирования, разработка физиологических основ и критериев профпригодности и профориентации школьников, значимость и влияние социальных факторов на выбор и успешность овладения избранным видом деятельности, явились основополагающими для частных концепций и методологий, используемых в спортивном отборе.

База этих знаний дала возможность специалистам в области теории и методики физической культуры, а также медико-биологических проблем спорта сосредоточиться на основных аспектах физкультурно-спортивного отбора, а именно на изучении медицинских, психофизических и морфофункциональных предпосылок и специальных способностей, оказывающих особое влияние на успех в той или иной спортивной деятельности, разработать их диагностику и потребные нормативы, в том числе модельные. Все это и определяет теорию спортивного отбора как таковую.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

В аспекте решения проблемы отбора, специалисты рассматривают также такие понятия, как «прогноз», «спортивные способности», «одаренность», «талант», «биологический возраст», «генетический потенциал» и др.

Спортивная пригодность – это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность (Н. Попов; цит. по: М. С. Бриль, 1980).

Отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6 – 10 и более лет вперед (М. С. Бриль, 1980).

Прогноз – это вероятное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта (в нашем случае спортсмена) в какой-то момент времени (как правило, на соревнованиях) или относительно возможных путей достижения такого состояния, определенного в качестве цели (Баландин В. И. и соавт., 1986). По мнению С. С. Грошенкова (1969), отличительной особенностью определения потенциала спортивной деятельности является долгосрочный прогноз. Предметом прогноза, как указывают К. К. Платонов и С. С. Грошенков (1968), являются задатки качеств личности, определяющие способности к успешному овладению деятельностью в спорте.

Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой – в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства, Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения – фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие «спортивный» отбор зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл. (Бальсевич 2006 : 31).

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам потребностям и интересам личности. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортивную деятельность, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном «отсеивании», особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) – каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов.

В.М.Волков и В.П.Филин (12) отмечают, что свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать достижения в спорте. (Волков В.М. 2003 : 74).

Единая система отбора предполагает разработку и опытную проверку эффективности различных моделей отбора в рамках рассматриваемых организационных мероприятий. При этом моделирование лишь тогда имеет цену, когда опытная модель воспроизводит основные характеристики планируемой системы, соответствует ее цели, задачам, методам, учитывает особенности этапов многолетней подготовки и предполагает:

1. Обоснование программ тестирования и технологии отбора.

2. Определение рациональных форм организации отбора.

3. Определение механизмов и средств управления системой отбора, включая анализ, контроль и корректировку деятельности.

Принципы спортивного отбора

Основными методологическими принципами отбора в спорте можно выделить следующие:

1. Принцип системности. Он требует совместной разработки процедуры отбора, изучения психических и физиологических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов подготовленности и спортивных достижений.

2. Принцип научной обоснованности. Правила отбора, сформулированные для конкретного вида спорта или для определенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.

3. Принцип комплексности. Отбор в спорте — проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена может быть вынесено только на основе всего комплекса информации.

4. Принцип пролонгированного динамического отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики важных для спортивной деятельности различных свойств и качеств личности. Такое изучение проводится регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершенствования.

5. Принцип педагогической ценности. Результаты диагностического обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для того, чтобы управлять тренировочным процессом, улучшать условия для проведения соревнований: целенаправленное построение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок, совершенствования учебно-тренировочных средств.

6. Принцип адаптивности критериев отбора. Критерии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющимися. Потребность повысить их или понизить периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на международной арене.

7. Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его организма нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта или спортивной специализации.

Наши рекомендации