Тема 1. Цель, задачи и принципы спортивного отбора

Учебный материал по темам

Основные вопросы темы

1. Цель и задачи спортивного отбора

2. Разновидности отбора в спорте.

3. Двигательная (спортивная) одаренность.

4. Наследственная обусловленность двигательных способностей и факторов, определяющих спортивную работоспособность

5. Поиск спортивных талантов.

6. Стабильность и прогнозирование двигательных способностей.

Цель и задачи спортивного отбора. Отбор людей, обладающих способностями, преследует две основные цели:

1. Уменьшение затрат времени и средств на обучение тех, от кого можно ожидать наибольшей продуктивности в последующей деятельности. Нецелесообразно тратить время и средства на тренировку людей, чья отдача впоследствии будет минимальной.

2. Ориентировка в правильном выборе будущих занятий, определение направления поиска. Однако сам выбор должен быть сознательным и активным, основанным на индивидуальных особенностях и склонностях каждого человека, которые могут быть наилучшим образом реализованы в избранной им для себя деятельности.

Таким образом, отбор является не только социально-экономической, но и этической проблемой, решение которой позволит каждому наиболее эффективно применять свои способности для удовлетворения как собственных запросов, так и на благо общества.

Отбор наиболее важен в тех видах деятельности, для которых характерны экстремальные ситуации, в том числе и в спорте.

Как добиться максимальной эффективности отбора? Что для этого надо знать и какие необходимы исследования? Эти вопросы рассматриваются в данной лекции.

Различают три основные разновидности отбора в спорте:

1. Собственно отбор спортсменов, способных успешно повышать мастерство на этапах многолетней подготовки.

2. Спортивная ориентация — выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку.

3. Спортивная селекция — отбор спортсменов высокой квалификации для включения их в команду.

Материалы настоящих методических рекомендаций в наибольшей мере связаны с первой разновидностью отбора. Данная проблема связана с решением четырех задач:

1. Определение модельных характеристик, лимитирующие спортивные результаты.

2. Прогнозирование физического развития и спортивных результатов (если прогноз невозможен, то невозможен и обоснованный отбор).

3. Разработка эффективных программ тестов и шкал оценок критериев спортивной перспективности.

4. Организация диагностики в условиях ДЮСШ и «привязка» этапов отбора к этапам многолетней подготовки.

Современная мировая практика и научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наивысшие спортивные достижения доступны лишь особенно одаренным атлетам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. А поскольку мало кто обладает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается сложностью и остротой.

Спортивная одаренность — это специфическое сочетание морфофункциональных особенностей, двигательных способностей и индивидуально-психологических свойств личности, создающее предпосылки для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. Одаренность не предопределяет успех в спорте, а лишь является его важной предпосылкой, которая может реализоваться (или не реализоваться) в процессе многолетней специализированной подготовки.

От природной одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения. Одинаковая способность может быть сформирована на основе разного «исходного материала», и, наоборот, два индивида могут иметь равные задатки, но приобрести разные способности.

Комплексная структура способностей и постепенный характер их проявления в процессе выполнения какой-либо деятельности определили систему выявления и оценки способностей.

Наследственная обусловленность двигательных способностей. Важнейшей и до сих пор еще удовлетворительно не решенной проблемой является соотношение влияния наследственных и средовых факторов при формировании способностей. Любой наследственный фактор будет влиять иначе в разных условиях среды, а любой фактор среды будет по-разному влиять на разный наследственный материал. Хотя это уже давно стало очевидно, на количественном уровне и по сей день невозможно полностью учесть, и соответственно, безошибочно прогнозировать результаты взаимодействия многочисленных факторов внешней среды с генотипом конкретного индивидуума. Именно это и составляет краеугольный камень проблемы отбора.

Если понимать спортивные способ­ности достаточно широко, то наследственное влияние здесь бесспорно. В первую очередь это касается таких морфологических признаков, как рост, конституция и т. д., где воздействие генетических факторов совершенно оче­видно (корреляция между ростом родителей и детей на­ходится обычно на уровне 0,5). Но в какой степени на­следуются двигательные способности и функциональные признаки? Ответ на этот вопрос могут дать такие иссле­дования.

Первый вариант—изучение родословных. Довольно часты случаи, когда дети видных в прошлом спортсменов также становились известными спортсменами (иногда та­кую преемственность можно наблюдать в течение не­скольких поколений). В среднем у 50% де­тей выдающихся спортсменов можно ожидать проявления спортивных способностей, но совсем не обязательно в том видеспорта, в котором достигли успеха их родители. Когда наследование спортивных способностей идет как по отцовской, так и по материнской линии, можно ожидать, что они будут выражены приблизительно в 70% случаев, если оба родителя были выдающимися спортсменами, и в 33% случаев, если спортсме­ном экстракласса был один из родителей. Отбор талант­ливых детей в семьях известных спортсменов не может иметь практического значения из-за небольшого количества таких семей.

Второй вариант — исследование статистических связей между двигательными возможностями детей и родителей. Например, коэффициенты корреляции между достижениями отцов и детей, продемонстрированными в одном и том же возрасте в ряде физических упражнений: в беге на 100 ярдов — 0,49, в прыжке в длину с места — 0,80. При метании мяча и опорном прыжке корреляция была близка к нулю. В связи с этим создается впечатление, что наследуема предраспо­ложенность к выполнению лишь некоторых физических упражнений.

Третий вариант — исследование близнецов. С помощью исследований близнецов установлено, что максимальные величины потребления кислорода обус­ловлены генетическими факторами на 93,4%, максималь­ные величины концентрации лактата в крови—на 81,4%, частоты сердечных сокращений—на 85,9%, подвижнос­ти в суставах — на 81 %, силовых показателей — на 70%. На рис. 1 схематичны отображены различия в уровне наследуемости ряда физических качеств и антропометрических показателей.

Длина тела
Вес
Локальная мышечная выносливость
Скорость бега
Силовые показатели
МПК
Прыжки
Общая выносливость

Рис. 1. Наследуемость физических качеств и антропометрических показателей

Поиск спортивных талантов. В спорте стоит задача отыскать такое уникальное со­четание способностей, которое встречается очень редко. Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уров­нем развития быстроты юношу. Рослым будем считать человека, который входит в 1% самых высоких в своей возрастной и половой категориях людей — в среднем один на каждые сто обследованных, т. е. вероятность ра­зыскать такого человека равна 1/100. Те же требования предъявим к людям с высоким уровнем быстроты. Зна­чит, если такие люди попадаются в равной мере часто сре­ди людей разного роста (а рост и скоростные показатели отрицательно взаимосвязаны между собой, правда, не очень сильно), то вероятность встретить чело­века рослого и с высоким уровнем быстроты равна уже 1/10000. Если же этот человек должен быть и вы­носливым (а спортсмену обычно необходимо обладать еще и гибкостью, и ловкостью и др. качествами), то веро­ятность разыскать такого человека среди его сверстников будет равна лишь 1/1 000 000, причем имеется в виду сред­ний уровень развития данных качеств (1 % лучших из чис­ла нетренированных сверстников). Из сказанного ясно, насколько трудно разыскать настоящий спортивный та­лант.

Стабильность и прогнозирование двигательных способностей. Стабильность показателей двигательных способностей является основой прогноза индивидуального развития человека. Предположим, мы измерили рост, силу или выносливость у группы 8-летних детей. Что будет с ними через десять лет: останутся ли высокие высокими, сохранят ли сильные или выносливые свое преимущество перед сверстниками? Иными словами, стабильны ли эти показатели в процессе развития ребенка? Если да, то развитие можно прогнозировать; если нет, то ни прогноз, ни отбор невозможны.

Можно ли по показателям признака в детские годы прогнозировать эти же показатели в конце наблюдаемого периода дефинитивные? Ответ на этот вопрос дают многолетние наблюдения большой группы детей. Дефинитивные величины роста и физической работоспособности можно с достаточной надежностью предсказывать по ювенильным величинам в возрасте 9-11 лет. В пубертатном периоде (у девочек 11-14 лет, у мальчиков 13-15 лет) корреляции снижаются: в этом возрасте предсказание дефинитивных значений будет менее надежным. Вес взрослого человека значительно меньше связан с его весом в детские годы — здесь прогноз затруднителен. Спортивный результат после начального обучения является крайне ненадежным показателем, по его уровню в раннем возрасте нельзя делать обоснованный прогноз даже на один-два года.

Литература основная:

1. Платонов, В.Н. Отбор и ориентация в системе подготовки. Глава 29 // Спортивное плавание: путь к успеху : в 2-кн. – М.: Советский спорт, 2012. Кн. 2. – С. 253-277.

Литература дополнительная

1. Булгакова, Н.Ж. Спортивный отбор юных пловцов в процессе многолетней подготовки. Раздел 9.10. / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Воронцов // Спортивное плавание : Учебник для вузов физической культуры Под. Ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФОН, 1996. – С. 394-397.

2. Платонов, В.Н. Общая характеристика этапов отбора и ориентации пловцов / В.Н. Платонов, К.П Сахновский // Плавание: Учебник // Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – С. 146-149.

3. Давыдов, В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты) : монография / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко. – М.: Советский спорт, 2014. – 384 с. (С. 3-4, 25-30).

Наши рекомендации