Основные задачи учебно-тренировочного процесса.

Введение

1. Начало игры …………………………………. 4

2.Основные задачи учебно-тренировочного процесса……………………………………………..6

3.Совершенствование технических приемов…9

4.Примерные упражнения……...........................11

5.Индивидуальная подготовка…………………...14

6.Комбинированные упражнения……………….23

7.Список использованной литературы………...25

Введение

Основные правила игры.Перед началом игры. Судья проводит между капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. Команде капитана, от­ветившего правильно, предоставляется право выбрать сторону площадки или первыми подавать мяч. Проигравший прини­мает оставшуюся альтернативу.

Основные задачи учебно-тренировочного процесса. - student2.ru Начальная расстановка игроков на площадке. В игре участвует шесть игроков от каждой команды. Игроки на пло­щадке располагаются следующим образом : три игрока передней линии занимают позиции подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соот­ветствующий игрок передней линии.4 передний левый игрок,3 передний центральный игрок, 2 передний правый игрок, другие три игрока игроки задней линии занимают позиции 5 задний левый игрок, 6 задний центральный игрок, 1за­дний правый игрок. В момент

Основные задачи учебно-тренировочного процесса. - student2.ru

Начало игры .

. Игра начинается по свистку судьис по­дачи, которую выполняет задний правый волейболист, нахо­дящийся в зоне подачи. Игрок подаёт мяч, ударяя кистью, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача мо­жет быть сделана из любой точки за задней линией поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы площадки или пока команда не совершит ошибки. Команда, выигравшая розыгрыш, получает очко.

При получении права на по­дачу игроки перемещаются из зоны в зону на одну пози­цию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 .

Продолжительность игры. Игра может состоять из 3 или 5 партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра продолжает­ся, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24, 27:25, ...)• Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч команда получает 1 очко. По окончании каждой партии команды меняются сторо­нами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин. При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий, или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) игра­ется решающая третья (пятая) партия до 15 очков с мини­мальным преимуществом в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, со­храняя прежнюю расстановку игроков. Если играется решающая партия, то должна быть прове­дена новая жеребьёвка.

. Ошибки, влекущие проигрыш очка:

• мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями;

• волейболист дважды подряд касается мяча (двойное ка­сание);

• игрок касается сетки при игровом действии с мячом;

• волейболист проникает на площадку соперника;

• игрок задней линии выполняет атакующий удар (т. е. удар, в результате которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если при этом мяч находится выше уровня сетки;

• производится касание мяча, приводящее к его «задерж­ке» (т. е. бросок мяча);

• игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве соперника, касается мяча до или во время ата­кующего удара соперника;

• мяч уходит «за»;

• мяч касается площадки команды.

Организация и проведение занятий по волейболу во внеурочной деятельности учащиеся общеобразователь­ной школы занимаются волейболом в школьной спортивной секции, участвуют во внутри школьных и внешкольных сорев­нованиях по волейболу.

Основные задачи учебно-тренировочного процесса.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по волейболу являются:

• пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоро­вья, содействие гармоническому физическому развитию зани­мающихся;

• популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

• формирование у учащихся устойчивого интереса к за­нятиям волейболом;

• обучение технике и тактике игры в волейбол;

• развитие физических способностей (силовых, скорост­ных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

• формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

• воспитание моральных и волевых качеств.

Занятие по волейболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) под­готовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.

а)Подготовительная часть (разминка)обеспечивает опти­мальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвиж­ность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.

Методическое указание .Координационная структура некото­рых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включёнными в основную часть занятия.

б) основной частизанятия решаются следующие основ­ные задачи:

• обучение технике и тактике игры, их закрепление и со­вершенствование;

• формирование умений применять технико-тактические действия в двусторонней игре;

• развитие физических способностей.

В начале основной части занятия изучается новый учеб­ный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части урока.

Чтобы хорошо и быстро освоить новое рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений. Упражнения на совершенствование технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с пере­мещением в противоположную колонну. Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость. Перед двусторонней игрой учитель распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности.

в) заключительная часть занятия подводят итоги, отме­чают положительные моменты и допущенные недочёты, дают задание для самостоятельной работы.

• по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей); • по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе);

• по тактической подготовке (изучение тактики по игро­вым функциям, решение тактических задач).

Примерное распределение учебного материала по волей­болу по классам представлено в таблице 2.

3.Совершенствование технических приемов

В волейболе техника приобретает ведущее значение, так как подвергается оценке судьи и тем самым непосредственно влияет на результат. Высокий уровень технической подготовленности мастера волейбола характеризуется следующими критериями:

– надежностью – стабильным выполнением технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;

– разносторонностью – владением всеми техническими приемами и умением выполнять их совершенными способами;

– приспособляемостью – умением использовать арсенал технических приемов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника;

– специализацией – владением в совершенстве комплексом приемов при выполнении определенных функций в команде;

– координированностью.

Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но основная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, создавая определенные трудности (сбивающие факторы) при выполнении технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тренировки неидеальными мячами в залах с недостаточным освещением и т.д.)Используя комплексные упражнения и игровые формы тренировки, тренер обязан помнить о том, что игрокам надо предлагать только технически посильные упражнения, продумывать детали при совершенствовании элементов техники, воспитывать способность понимать, над чем работают спортсмены, почему тренируются так, а не иначе, совершенствовать технику только при хорошем самочувствии.

Подача – технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру; одно из средств активного нападения, с помощью которого можно выиграть очко или нарушить организацию атакующих действий соперника. Это достигается точностью, разнообразием и силой подач .

– подавать в зону нападения, к лицевой и боковым линиям;

– подавать на игрока, слабо владеющего приемом мяча, на выходящего игрока для второй передачи, на выходящего игрока на замену, на допустившего ошибку игрока при приеме мяча;

– подача между игроками.

По данным исследований, чистый выигрыш от подач составляет 7-10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35-60% случаев.

При совершенствовании техники подач необходимо выполнять следующие положения:

– сначала точность, потом сила;

– в одной попытке выполнять 5-10 подач;

– выполняемую подачу связывать с ее приемом.

Примерные упражнения.

1. Подачи в зоны площадки.

2. Серия подач через 5 с на точность при одинаковой удаленности цели от сетки.

3. Подача между сеткой и шнуром над сеткой (0,7–1 м).

4. И.п. игрока в зоне подачи спиной к сетке. После подбрасывания мяча повернуться лицом к сетке и выполнить подачу в цель.

5. Серия подач на точность после имитации блокирования в зонах 3 и 2, имитации приема мяча с падением и др.

6. Подача на точность, затем перемещение в зону 5 и прием мяча в защите от игрока зоны 4. Перемещение в зону 1 – прием мяча в защите от игрока зоны 2. Перемещение в зону 6 – прием мяча в защите от тренера и на подачу.

7. Серия подач на точность – планирующая, силовая (чередовать виды и способы подач).

8. Подача в уязвимые места на площадке (6 игроков в расстановке сознательно создают уязвимые места на площадке).

Прием подач.Прием подач является средством тактической подготовки нападающих ударов и должен соответствовать по направлению, длине и высоте особенностям расположения игроков на площадке и выбранному стилю игры. Прием подач всегда увязан с атакой, и поэтому посылаемый связующему или атакующему игроку мяч должен быть легкообрабатываемым, т.е. должна быть точная посылка мяча в намеченную точку .

1. Подача в стену – прием (расстояние от стены 9-12 м).

2. Подача в парах через сетку (один подает, другой принимает над собой и подача в первого).

3. Игрок в центре площадки спиной к сетке. По сигналу на подачу мяча поворачивается лицом к сетке и принимает мяч в цель.

4. 4-5 игроков располагаются в шеренге у сетки лицом к подающим игрокам. Подача в зону 5. После подброса мяча для подачи левофланговый игрок у сетки быстро перемещается в зону 5 и принимает мяч, после чего встает в шеренгу справа (вариант: прием подачи на левофлангового игрока у сетки, тот выполняет передачу для нападающего удара за линию нападения игроку, принявшему подачу, и тот атакует).

5. То же, но расположение принимающих подачу игроков в левой стороне площадки и подача в зону 1 (вариант: в любую зону подача).

6. Прием мяча двумя (тремя) игроками. После каждого приема смена зон.

7. Прием мяча двумя парами игроков. Синхронная подача из зоны 1 в зону 5 и из зоны 5 в зону 1. После приема мяча пара отходит за лицевую линию. Принимает подачу другая пара. На следующую попытку в паре смена зон.

Примечание: в каждом упражнении прием мяча в зону нападения по заданию или на связующего игрока, или в целевые точки.

Передача сверху двумя руками – один из важнейших, точных технических приемов. Первые передачи применяются в приеме – передача мяча после подачи и перекидки, когда мяч переходит на сторону обороняющейся команды с небольшой скоростью, вторые передачи предназначены для подготовки нападающего удара.

5.Индивидуальная подготовка.

1. Передача мяча в стену: траектория полета мяча – высокая, низкая; лицом-боком к направлению передачи; в прыжке.

2. Передача в стену в цель, затем поворот на 360°.

3. Передача в стену, отскок от пола, выход под мяч и передача в цель.

4. Передача в стену с перемещением влево-вправо.

5. Передача над собой – передача за голову, быстро повернуться, выйти под мяч – передача над собой – за голову и т.д.

6. Передача над собой – сесть, сидя передача над собой – встать.

7. В углу зала передача в лицевую и боковую стену поочередно.

В парах.1. У стенки (в 3-5 м) партнеры стоят в колонне. Первый – передача над собой или за голову; второй – передача в стену (вариант: со сменой мест).

2. У стены (в 3-5 м) партнеры стоят в шеренге в 2-3 м друг от друга – передача в стену одним мячом (вариант: в прыжке).

3. Один выполняет дриблинг баскетбольным мячом и пасует, другой – только пасует.

4. Передача в прыжке вдоль сетки (после передачи имитация блока).

5. И.п. игроков – рядом. Один бьет мячом в пол, второй делает рывок к мячу – передача над собой и партнеру, после чего быстро возвращается на и.п. После серии передач партнеры меняются ролями.

6. Один игрок стоит спиной к партнеру на расстоянии 6-8 м. Первый, выполняя передачу, дает условный сигнал, второй, повернувшись, выполняет ответную передачу и поворачивается спиной к партнеру.

7. И.п. игроков – рядом на лицевой линии. Один игрок ударяет мячом об пол, перемещается под мяч и выполняет передачу над собой. Другой игрок после перемещения к мячу выполняет передачу в зону 2 или 4.

В тройках.

1. И.п. игроков – два в зонах 1 и 5 на лицевой линии, третий – на линии нападения. Поочередная передача двух мячей от лицевой линии к линии нападения в сторону от игрока на
2-3 м.

2. И.п. игроков в зонах 4, 3, 2. Путь передачи: 4-3-2-4. Игрок в зоне 4 пасует над собой, поворот на 180° и передача партнеру назад за голову в зону 3; тот пасует назад за голову в зону 2; игрок зоны 2 пасует в зону 4 (вариант: в прыжке).

3. И.п. игроков в зонах 1, 2, 4. Передача из зоны 1 в 2, из 2 в 4, из 4 в 5, из 5 в 1 и т.д. После передачи переход в противоположную сторону от передачи (из 1 в 5, из 2 в 1, из 4 в 2, из 5 в 4).

4. И.п. игроков в зонах 4, 6, 2. Игрок зоны 4 ударом направляет мяч в зону 6, прием мяча в зоне 2, оттуда передача в зону 4 и т.д.

5. Передача двух мячей по кругу (вариант: в прыжке; назад за голову).

6. Два игрока в зоне 2, один в зоне 4. Передача из зоны 2 в 4 и смена мест вслед за мячом (варианты: в прыжке и за голову).

Четыре и большее количество игроков.

1. И.п. – по два игрока на боковых линиях (2-3 м между игроками). Передача двумя мячами в парах. Начало передач с одной стороны. После передачи смена мест на линии.

2. Игроки 2 и 3 выполняют передачи назад за голову (вариант: двумя мячами начинают игроки 1 и 4 одновременно).

3. Игрок зоны 3 первый мяч адресует игроку зоны 4, второй – игроку зоны 2. Далее по схеме.

4. Передача тремя мячами одновременно (перемещение вслед за мячом).

5. Игрок зоны 1 поочередно вводит 3 мяча. Передачи мяча по схеме – 1-2-6-4-5-3-1 и т.д.

6. После передачи игроки у сетки имитируют блокирование в зоне 3, после чего быстро возвращаются на исходные позиции. Игроки задней линии выполняют одну передачу над собой.

Передача для нападающего удара. Вторые передачи должны соответствовать (по направлению, длине, высоте, скорости) индивидуальным особенностям нападающих игроков и являются важным средством подготовки атаки. Темп атак регулирует связующий игрок.

В практике волейбола в основном применяются передачи вперед, за голову, передачи боком к сетке, в прыжке.

1. Передача в мишень (вертикальное или горизонтальное кольцо на стойке диаметром до 70 см) из зон 3 и 2 в зону 4 после передачи над собой.

2. То же, но мяч адресуется связующему игроку из зоны 6 ассистентом после приема подачи.

3. То же, но передача в мишень из глубины площадки.

4. То же, но после перемещения связующего игрока к месту встречи с мячом (прием мяча неточный).

5. Передачи в мишени на стене с расстояния 3-5 м от стены (три мишени диаметром 50 см расположены вертикально друг над другом: 1-я на высоте 5 м, 2-я на высоте 4 м, 3-я на высоте 3 м от пола).

6. Игрок зоны 6 направляет мяч связующему, который чередует передачи для атаки в зоны 4 и 2. Игроки этих зон тихим ударом направляют мяч через сетку в зоны 1 и 5. Игроки этих зон возвращают мяч в зону 6. Все игроки меняются местами.

7. Тренер посылает мяч через сетку игроку зоны 4 (2), который принимает мяч в зону выхода связующего игрока. Связующий выполняет передачу в зону 4 (2) для атаки. После атаки повторение задания.

8. Нападающий удар из зоны 4 стороны А. Связующий на стороне Б ставит блок. После приземления ему идет передача на 3 м от сетки от игрока зоны 4. Передача на удар, связующий на стороне А ставит блок и т.д.

9. Нападающий удар с собственного подброса со стороны А. Прием мяча на связку, который выполняет передачу игроку 6 для атаки. Нападающий игрок стороны А ставит блок.

10. Прием подач на связку между зонами 2-3 – розыгрыш комбинаций, после чего тренер набрасывает 2-3 мяча на линию нападения, которые связка должен «поднять» и занять и.п. для выхода из зоны 1.

Нападающий удар. Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, старается выбрать наиболее рациональный способ удара.

– оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;

– следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;

– с «неудобных» передач не проиграть мяч;

– владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от блока и т.д.;

– перед разбегом для нападающего удара – быстрый взгляд на сторону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся команды.

Совершенствование техники нападающих ударов включает следующие группы упражнений:

а) нападающие удары со всех видов передач по цели;

б) нападающие удары против одиночного и группового блока с определенным заданием для противоборствующих сторон;

в) нападающие удары в защитников с определенным заданием для противоборствующих сторон;

г) нападающие удары после приема подач против блока и защитников..

1. Нападающий игрок в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар(н/у). Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 – перемещается в зону 2, выполняет н/у с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, н/у в зоне 4 и т.д.

2. Н/у с низких, коротких передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

3. Н/у со всех видов передач в зоны, свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

4. Н/у от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

5. Н/у против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

6. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после приема подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

7. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

8. Серийные н/у со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком:

– со всех видов передач по цели;

– против одиночного и группового блока;

– против блока и защитников.

9. Н/у с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

10. Н/у 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитниками.

Прием нападающих ударов. Защитник должен уметь правильно анализировать игровые ситуации и мгновенно реагировать на их изменения, быть в постоянной готовности реагировать на мяч в более короткое время.

При совершенствовании защитных действий необходимо создавать обстановку повышенного эмоционального состояния игроков путем речевой стимуляции тренера и активных действий самих спортсменов, а также разнообразия и усложнения выполнения упражнений.

Техника владения мячом при приеме нападающих ударов в основном складывается из приема мяча снизу двумя руками, приема мяча одной рукой с падением вперед или в сторону.

Совершенствование приема нападающих ударов целесообразно разбить на две группы упражнений:

группа А – прием нападающих ударов не в игровых условиях (удары не через сетку);

группа Б – прием нападающих ударов, выполняемых через сетку.

Наши рекомендации