Знакомство с буквами р, р.
№ 127
Поднимай букву р, когда услышишь в словах звук [р]: черный, зеленый, голубой, желтый, серый.
Слушай слова и поднимай синюю фишку, если услышишь в названиях красок твердый согласный звук [р] и зеленую фишку, если услышишь мягкий согласный звук [р']: красный, розовый, коричневый, оранжевый.
Придумай предложение со словом красный.
Раскрась шары теми красками, в названиях которых есть звук [р] или [р'].
Начерти схему звукового состава слова шары.
Назови гласные звуки в этом слове.
Сколько гласных в слове шары?
В клеточки, которые обозначают гласные звуки, положи буквы.
Убери из схемы букву ы. «Прочитай», какое слово получилось.
№ 128 Послушай стихотворение.
Дружно в школе живет детвора:
Вместе учеба, вместе игра.
Поднимай букву р, когда услышишь в словах звук [р].
Как ты понимаешь слово детвора?
Последовательно выделяй звуки в слове игра и обозначай их фишками.
Назови гласные звуки в слове игра. Сколько гласных?
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
Замени букву абуквой ы. «Прочитай» получившееся слово.
Выучим стихотворение наизусть.
№ 129
Составь схемы звукового состава слов куры и руки.
Произнеси первый согласный звук в слове куры и второй согласный в слове руки.
Объясни, почему в схеме ты обозначил их разным цветом.
Твердый согласный звук [р] или мягкий согласный звук [р'] слышится в словах руки, куры!
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
В слове руки замени букву у буквой а.«Прочитай» новое слово.
Послушай стихотворение.
Две сестры, две руки Рвут на грядках сорняки
Рубят, роют, строят, И друг друга моют.
(С.Маршак.)
Для чего надо рвать на грядках сорняки?
Слушай стихотворение и поднимай букву р, когда слышишь в словах звук [р] или [р']. Придумай предложение со словом рубит, со словом роет, со словом строит. Сосчитай, сколько слов в предложении, придуманном тобою.
Выучим стихотворение наизусть.
№ 130
Внимательно слушай слова. Последовательно выделяй в них звуки и черти схемы звукового состава:
воин, ива, Рома, ушки, Рита, ваза.
№ 131
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист:
— Я га-га-га — голосист!
(В.Викторов.)
Покажи на рисунке гармошку.
Как ты понимаешь слово голосист? (громкий голос)
С какого звука начинается слово гусь?
Назови слова стихотворения, в которых есть звук [г].
Произнеси звук [г].
Какой это звук — гласный илисогласный?
Объясни почему.
№ 132
Покажи на картинке галку, голубя, попугая, пингвина, снегиря, гуся.
Произноси названия птиц так, чтобы ясно слышался звук [г] или [г'].
О какой птице стихотворение?
Зимой на ветках яблоки! И вдруг вспорхнули яблоки,
Скорей их собери! Ведь это ... . (снегири)
На что похожи снегири формой своего тела, когда им холодно?
Чем похожи снегири на яблоки по форме тела?
Какого цвета грудка у снегирей?
Чем похожи снегири на яблоки по цвету?
Как ты понимаешь слово вспорхнули?
Твердый звук [г] или мягкий звук [г'] слышится в слове снегирь?