Знакомство с буквами з, з (с. 16).

Звучит «Песня Звездочета» из к/ф «Красная шапочка». Демон­стрируется фигурка Звездочета.

—Это Звездочет. Почему его так назвали?

—Однажды на синем небе он увидел среди звезд букву.

Ой, на небе — посмотри:

Буква З как цифра три.

—Из чего составлена буква З?

—На небе звезды выглядят маленькими мерцающими огоньками. В действительности каждая звезда — это огром­ный светящийся раскаленный шар, как Солнце, но очень, очень далекий от нас.

—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Они похожи? Сколько элементов у буквы З?

—Прочитайте буквы. Посмотрите, как изобразили букву с помощью пальцев рук. Постройте ее так же.

—Звездочет принес нам звезды. Ваше внимание, стара­ние, хорошая работа будут награждаться звездой.

Будем звезды зажигать.

Будем букву составлять.

В ходе занятия логопед у каждого ребенка находит положи­тельные стороны в работе и дает ему возможность «зажечь» зве­зду. На фланелеграфе из этих звезд составляется буква З.

Звуко-буквенный анализ.

— Составьте слог и, дополнив его до целого слова, узнае­те созвездие, которое звездочет наблюдал на небосводе.

зо —... (зонт)

за —... (замок)

зво —... (звонок)

Логопед выдает ребенку звезду для составления буквы з на фла­нелеграфе.

5. Физминутка. «Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение.)

Логопед читает стихотворение и сопровождает его дви­жениями. Дети имитируют движения.

Большая желтая луна

Восходит в небе звездном.

Свой яркий луч мне шлет она

И шепчет: «Очень поздно!»

Луна встает, а мне — в кровать!

И до утра придется спать!

... Большая желтая луна

Бледнеет и заходит.

Погасли звезды, и видна Заря.

И солнце всходит.

Я встану, а луне — в кровать!

До вечера ей надо спать!

Чтение.

а) Чтение слогов.

—Звезды есть и в море. Это животные, их тело по форме напоминает звезду. Они яркой окраски, имеют до пятидеся­ти лучей. Называют их морские звезды. Найдите морскую звезду на странице книги.

—Морская звезда с буквой З протянула свои лучи к гла­сным буквам. Прочитайте, какие слоги они образуют?

Дети устанавливают еще звезду на фланелеграф, составляя бу­кву З.

б) Чтение слов.

Дети читают слова первого столбика и объясняют их значение.

— Какое слово «лишнее»?

Дети читают слова второго столбика и объясняют их значение.

— Почему слово Зина написано с большой буквы?
На фланелеграфе из звезд составляется буква З.

в) Чтение слогов со стечением согласных.

— Прочитайте гласные буквы. Прочитайте слоги, кото­рые они образуют с рядом стоящей согласной буквой. Про­читайте слоги с буквой З. Дополните слоги до целого слова.

Дети продолжают строить букву З из звезд на фланелеграфе.

г) Чтение рассказа «Тузик».

Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл прочитанного предложения. Вопросы после чтения: У кого была коза? Как звали козу? Как помогал Зое Тузик? Как Зоя заботилась о козе? Какая хозяйка Зоя? (Заботливая.)

Отгадывание ребусов «ваза», «зима».

На фланелеграф ставятся звезды для буквы З.

Заселение буквы З в «Домик букв».

— Буква З достроена. Теперь объясните, в какой домик поселилась буква З?

Итог занятия.

Логопед берет у Звездочета последнюю звезду, на обороте ко­торой стихотворение.

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе.

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

— Еще в каких словах можно найти букву З?

ЗАНЯТИЕ № 62

Тема: буквы З, з (закрепление).

Цель: закрепить звуки [з], [зь]; буквы З з; формировать навык письма буквы З, з, слогов и слов с ней; уточнить употребление предлогов за, из-за; обучать составлению предложения по схеме, развивать мышление.

Оборудование:разрезные слоги, ручки, тетради, изображе­ние Змея Горыныча, языков пламени, аудиозапись, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Прочитайте слоги друг за другом, по цепочке.

У детей слоги: за, зво, зву, зи, зы, зу, зо, зна, зва, зно, звы, зма. Дети читают слоги. Логопед дополняет их до целого слова.

2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].

Включена аудиозапись. Слышится свист.

— Кто это? Какое сказочное чудовище имело несколько голов? (Змей Горыныч.)

Логопед демонстрирует картинку с изображением Змея Горы­ныча с шестью языками пламени во рту, которые убираются по ме­ре выполнения задания.

— Залетел к нам грозный Змей Горыныч. Языки пламе­ни из ноздрей пускает. Фыркает огнем. Запалить всех хочет. Надо, выполняя задания, затушить пламя, но не водой, а знаниями.

— Какой первый звук в слове Змей? Расскажите о звуке [з]. Расскажите о звуке [зь].

Убирается один язык пламени.

Письмо.

— Какая буква обозначает звуки [з], [зъ]?

а) Письмо букв З,з.

б) Письмо логопедом слова коза.

Логопед объясняет написание безударной гласной в слове. Дети списывают слово с доски в кроссворд и решают кроссворд дальше. (Ваза, поза.)

в) Письмо слов звон, звук с комментированием.

Убирается язык пламени.

Физминутка.

Чтение логопедом стихотворения. Дети сопровождают чтение движениями.

Змей над миром полетел,

Покружился

И на землю сел.

Головою повертел,

Вправо, влево посмотрел.

Засвистел (з___), затопал,

Крыльями захлопал.

Все огнем спалить хотел.

Передумал — улетел.

Убирается язык пламени.

Наши рекомендации