Обрати внимание: когда произносится звук [ч], зубы и язык образуют преграду выдыхаемому воздуху. Звук [ч] — согласный звук. Согласный звук [ч] — мягкий.
Последовательно выделяй звуки в слове врач.
Проверь, правильно ли обозначен в схеме мягкий согласный [ч].
Как называется профессия человека, который разносит почту?
Как называется ящик, куда опускают газеты, письма и открытки?
Где работают почтальоны?
Произнеси слова почтальон, почта, почтовый так, чтобы ясно слышался звук [ч].
Обрати внимание: слова почта, почтальон, почтовый (ящик), почтовая (открытка) имеют общую часть почт-. Выделяй последовательно звуки в слове почта. Проверь, обозначен ли в схеме зеленым цветом мягкий согласный [ч].
№ 170
С кем разговаривает ученик:
Где стоят учительница и ученик?
В каких словах твоего ответа есть звук [ч]?
Кем работает человек, который учит детей?
Послушай стихотворение.
Учитель учит нас тому, Терпенью, чтенью, счету и письму
Что очень нужно будет в жизни: И верности Отчизне.
(В. Викторов.)
Подбери к слову Отчизна сходное по значению слово.
Поднимай зеленую фишку, когда услышишь в словах стихотворения
звук [ч].
Знакомство с буквами Ч, ч. Выучим стихотворение.
№ 171
Отгадай загадку.
Разошлись все мальчики Каждый мальчик -
В темные чуланчики В свой чуланчик.
Покажи на картинке, какая часть перчатки названа «чуланчиком».
Что в загадке названо «мальчиками»?
Произнеси слова загадки со звуком [ч].
Есть ли звук [ч] в слове-отгадке? Произнеси это слово, выделяя звук [ч].
По каким признакам звук [ч] относится к согласным звукам?
Последовательно выделяй звуки и черти схемы звукового состава слов книга, чашка, чулки, лампа.
Назови предметы, нарисованные на картинках. Раскрась рисунки, в названиях которых есть звук [ч].
№ 172
Послушай стихотворение.
Ах, качели! Эх, качели! Вниз качели, Вверх качели. Вверх и вниз Кач-кач! Ты держись, Ты не плачь! | Если грустно, Не печалься, На качелях Покачайся. Можно сидя, Можно стоя, Одному Или вдвоем. (А.Ахундова) |
Поднимай букву Ч, когда слышишь в словах звук [Ч].
№ 173
Внимательно рассмотри картинку. Найди пять предметов, в названиях
которых есть звук [ч]. Произнеси эти слова.
Что стоит между ведром и мальчиком?
Что лежит около удочки?
Как ты думаешь, куда собирается идти мальчик?
Придумай предложение со словом радостный.
№ 174Выучи стихотворение наизусть.
Что растет на елке? Разноцветные шары
Шишки да иголки. Не растут на елке. (С.Маршак.)
С какого звука начинается слово шишка? Произнеси слово шишка и выдели в нем еще один звук [ш].
Назови слова стихотворения, в которых есть звук [ш].
Встречает ли выдыхаемый воздух преграду, когда ты произносишь звук [ш]?
Как называется этот звук?
Рассмотри картинку. Составь предложение о количестве нарисованных елок.
О чем эта загадка?
С колпачком на голове, Он скрывается в листве
Будто в путь готовый, Дуба золотого.
(С.Маршак.)
В какое время года листья на дубе золотого цвета?
На елке растут шишки, а на дубе — что? (желуди)
С какого звука начинается слово желуди?
Встречает ли выдыхаемый воздух преграду, когда произносится звук [ж]? Что создает эту преграду?
Почему звуки [ш] и [ж] относятся к согласным звукам? Нарисуй на ветке ели пять шишек, а на ветке дуба — столько же желудей.
№ 175
Последовательно выдели звуки в словах жаба, журнал, кожа.
Рассмотри картинку.
Как называется детеныш лошади?
С какого звука начинается слово жеребенок?
Произнеси слово лошадь так, чтобы отчетливо слышался звук [ш].
Придумай предложение о лошади и о жеребенке.
№ 176
Какого цвета лимон? цыпленок?
С какого звука начинается слово желтый?
Придумай предложение со словом желтый.
Какого цвета апельсин? морковь?
Произнеси слово оранжевый так, чтобы звук [ж] был слышен дольше других звуков. Придумай предложение со словом оранжевый.