Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.i-u.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении около 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ.www.i-u.ru
Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 90 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.i-u.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите.
Пожалуйста, пишите на: [email protected], [email protected] Или звоните: (916) 637-86-07 (Анна).
Перевод с французкого Некрасов М. Ю.
Научный редактор Милетенко Н. И. Оформление Гореликов В. А.
Б45 Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэль
Жизнь и развлечения а средние века / Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции. Перевод с фр. Некрасова М. Ю.; статья о Виолле-ле-Дкже профессора 1<ир-гтичникова А. Н.; научная редактура Милетенко Н. И.; составление Еременко С. Е. — СПб: «Евразия», 1997, — 384 с, илл.
Творчество Виолле-ле-Дюк а оставило яркий след в развитии европейской науки и просвещения XIX в. и не утратило своей притягательности и в наши Дни. 14 сегодня актуальны его произведения, поспяшенные быту, обычаям, архитектуре и материальной культуре Средне во копья. В данное издание вошли статьи Виолле-ле-Дкжа, нзятые из «Толкового словаря французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения», обиединненныО по тематическому принципу. Книга иллюстрирована, снабжена необходимым справочным аппаратом.
ББК 63,3(0)4
© Статья Кирпичников А. Н., 1997 © Пер. с фр. Некрасов М Ю., 1997 """"внч """ ' *" ' ' I'^'l'n I © Состав. Еременко С. Е., 1997 ЙугКн^ <■ 'ЖтВШИ© Оформление Гореликов В. А., 1997 нн И А Нехр&СОВЖ I ® Издательство «Евразия», 1997
От издателя
«Толковый словарь французской утвари от эпохи Каролин-|пц до Возрождения», выпущенный в 1858—1875 гг., открыл it троп ейском книжном деле целое направление. Иллюстрированные словари и энциклопедии древностей появились в Англии, Германии и др. странах, но в их ряду труд Виолле-ле-\кжа остался базовым: все авторы или составители изданий i.i кого рода широко использовали его, дополняя новыми фак-i.iMn. За прошедшие полтора века историческая наука ушла .iai'ko вперед и необходимость пересмотра некоторых поло-щ'иий Виолле-ле-Дюка очевидна, но дискуссия возникает по поводу частных вопросов, а не всего комплекса «Толкового i лопаря».
К России это классическое исследование почти неизвестно, практическая потребность в нем существует. Преподаватели, i мпжиые и театральные художники, коллекционеры, музей-мыс работники — вот далеко неполный перечень лиц, которым по роду их профессиональной деятельности, необходимо постоянно обращаться к подобным изданиям, а точкой отсче-i.i при создании словаря Виолле-ле-Дюк видел реализацию этих цглей (см. «От автора»).
Заняться изданием словаря Виолле-ле-Дюка мы хотели давно, но отпугивала сложность предиздательской подготовки — мкчть томов, более двух тысяч иллюстраций... В результате, Омл выробатан компромиссный, но не противоречащий структуре* издания вариант. «Толковый словарь» выходил в Париже
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
отдельными томами, на протяжении довольно значительного времени. Многие разделы в нем построены не по словарному, я по энциклопедическому принципу. Объединяет их общий предметный указатель и перекрестная система ссылок на рисунки. Отталкиваясь от этого, читателю предлагается серия «Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции». Она будет состоять из самостоятельных тематических выпусков, включающих статьи Виолле-ле-Дюка, взятые не только из «Толкового словаря французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения», но и из десятитомного «Толкового словаря французской архитектуры с XI по XVI вв.». Количество таких сборников пока окончательно не определено, но в конце планируется выпуск общего слава ря-указашеля, которым можно будет пользоваться как самостоятельным справочным изданием. Таким образом, при реализации этого проекта, рассчитанного на 1998—1999 гг., российский читатель познакомится с творчеством Виолле-ле-Дюка достаточно подробно.
Данная книга — «Жизнь и развлечения в средние века» — первая из серии. Она целиком составлена по «Толковому словарю французской утвари». Раздел «Мастная жизнь» взят из первого тома словаря, «Развлечения» — из второго. Статья, названная нами «Средневековая культура и воспитание», несмотря на свой общий характер, — часть словарной статьи «Туалет» (комплекс одежды в целом) из четвертого тома. Раздел «Музыкальные инструменты в средние века» является приложением, составленным О. В- Кустовой по небольшому словарю музыкальных инструментов из второго тома. Он сокращен и не вошел в указатели.
Следующей в серии « Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции» к выпуску намечена книга «Знать в средние века», куда войдут следующие разделы: «Общественная жизнь» (церемония коронации, выезды знатных особ, атрибуты власти и пр.), «Геральдика», «Архитектура королевских дворцов и замков».
С. Еременко
Виолле-ле-Дюк. Жизнь, деятельность, творчество
Выдающийся архитектор, историк, археолог, реставратор, инженер, декоратор, художник — таким предстает этот незаурядный человек, обладавший неукротимой энергией, универсальными знаниями, обширной эрудицией, жаждой искать и строить. Творчество Виолле-ле-Дюк а оставило яркий след в развитии европейской науки и просвещения XIX в. и не утратило своей притягательности и в наши дни. И сегодня актуальны его произведения, посвященные практике и теории строительного дела, архитектуре, быту и обычаям Средневековья. О Кнолле-ле-Дюке пишут как о великом мыслителе, подвижнике культуры, «пророке современной архитектуры». Не случайно в I 980 г. в Национальной галерее Парижа в память столетия со дня смерти Виолле-ле-Дюка была устроена представительная иысгавка его работ1. Примечательно, что такой экспозиции в I кщиональной галерее впервые удостоился архитектор, документы о жизни которого пришли на смену ни много ни мало иыставке П. Пикассо.
Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк родился в семье высокопоставленного чиновника в Париже 27 января 1814 г. В 1830 г. пи закончил Бурбонский коллеж, получив степень бакалавра. Продолжив свое образование в мастерской известного париж-
1 Foucart В. Viollet-le-Duk, cent ans apres //Viollet-le-Duk (Catalogue de l'Exposition des Galleries nationales dn Grand Palais, 19 fevrier — 5 mai 1980.] Paris: Editions de la Reunion des musees iiationaux, 1980.
8 А. Н. КИРПИЧНИКОВ
ского архитектора Ашиля Леклера, он увлекся средневековой архитектурой. В 1836—1837 гг. в целях самообразования путешествовал по Франции и Италии. При этом он обмерил и зарисовал множество памятников, казавшихся ему примечательными. Выставка накопленной графики обратила внимание художественного мира на молодого архитектора. Его заметил знаменитый писатель Просиер Мериме, в ту пору генеральный инспектор Комиссии исторических памятников Франции. Б 1840 г. Мериме поручил Виолле-ле-Дкжу реставрировать церковь Мадлен в Везле, которой грозило обрушение, тогда же он был приглашен восстанавливать часовню Сен-Шапель в Париже. В 1844 г. вместе с Жаном-Батистом Лассю (1807—1857) победил в конкурсе на право реставрации собора Парижской Богоматери, и они получили этот заказ. Эта работа (1845— 1864) была высоко оценена, и в 1846 г. Виолле-ле-Дюк получил должность архитектора аббатства Сен-Дени близ Парижа, где им была, в частности, пересмотрена атрибуция надгробий. Судьба благоприятствовала начинающему архитектору, он сразу соприкоснулся с шедеврами и, практически не имея серьезных конкурентов, выступил первооткрывателем новых тогда методов реставрации старинных зданий. Эта работа стала делом всей его жизни,
В 1846 г. ему доверяют воссоздание базилики аббатства Сен-Дени близ Парижа, а в 1849 г. — Амьенский собор. Далее будут крепостные стены Каркассона, замки Пьерфон, Куси, церкви в Пуасси, Каркассоне, Семюре, Лане, Шалоне-на-Мар-не, архиепископский дворец в Нарбонне, ратуша в Сен-Анто-нене, ворота Сент-Андре в городе Отене. Если к этому добавить расширение одной старой и строительство в разных городах трех новых церквей, возведение частных домов в Париже, изготовление рисунков витражей и мебели, то размах свершений архитектора, с учетом того, что воссоздание некоторых построек растягивалось до 22—23 лет, кажется поразительным, точнее сказать, невероятным. Но и это, оказывается, не все. Виолле-ле-Дюк находил время писать книги и статьи по истории архитектуры, будь то частные дома, храмы или крепостные сооружения, сочинения по старинному оружию, быту,
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК
убранству старинных построек, технике строительства. При iTOM он широко использовал материалы музеев, архивов, библиотек, своих путешествий и наблюдений. Им, что в то время 1ч.1ло большим новшеством, применена методика точного археологического описания архитектурных деталей и старинных пещей с их обмерами и строго документальными рисунками. ' )[ти последние оказались настолько тщательными и подробными, что их во множестве воспроизводят и в современных паданиях.
Главнейшими трудами Виолле-ле-Дюка являются (названии сочинений даны в переводе с французского): 10-томный -Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI вв.» ( 1854—1868 гг., здесь и далее годы изданий), 6-томный «Тол-мшый словарь французской утвари с времен Каролингов до чюхи Возрождения» (1858—1875), «Беседы об архитектуре» и двух томах (1863—1872). Кроме этого им же написаны ряд популярных сочинений: «Прогулка художников по Парижу и «то окрестностям» (1897), «История человеческого жилища с доисторических времен до наших дней» (1875), «История одного рисовальщика» (1879) и другие, не говоря уже о гро-млдном количестве статей, опубликованных этим автором в различных журналах.
Вернемся здесь к биографии ставшего с годами известным Ниолле-ле-Дюка. Продолжая безостановочно вести реставра-иионные работы, он в 1853 г. становится генеральным инспектором епархиальных строений Франции, Ему было подчинено 80 построек в 27 епархиях. Через 11 лет в 1874 г. он был объявлен вольнодумцем, вызвал нарекания духовенства и вынужден был подать в отставку. В 1864 г. Виолле-ле-Дюк назна-чпется профессором истории искусства и эстетики в Школу изящных искусств в Париже, безуспешно пытается провести в ней реформу и через год оттуда уходит. Началась франко-прус-< каи война, и он вновь в гуще событий, на этот раз военных. 11ригодилось знание древней фортификации. В 1870 г. Виолле-ле-Дюк участвует в обороне Парижа в качестве подполковники инженера, ему поручают строительство укреплений. В 70-х годах XIX в. ввязывается в политическую борьбу. В 1874 г. по
К)
А. Н. КИРПИЧНИКОВ
списку республиканцев его избирают в муниципальный совет Парижа. Активность мэтра не иссякает. Б последние годы он завершает свой «Толковый словарь французской утвари», а также «Историю человеческого жилища», занимается географическими изысканиями, составив карту горного массива Монблан, публикует ряд популярных и просветительских книг. Смерть настигает его 17 сентября 1879 г. в Лозанне, где шло восстановление городского собора. Не стало человека, слава которого перешагнула границы Франции. В Англии, Италии, Голландии, Бельгии, Португалии, Австрии, США Виолле-ле-Дюк а избрали почетным членом различных обществ и академий. Среди удостоивших его наград, главными из которых были ордена кавалера, офицера и командора Почетного легиона, оказался и русский орден Станислава II степени со звездой.
По своим художественным взглядам Виолле-ле-Дюк примыкал к направлению французского романтизма. С годами его взгляды менялись в сторону признания, правда, критического, иных стилей и перемен в искусстве. В его оценках и высказываниях отсутствует догматизм. Он высоко ценил готическую архитектуру, однако не ниже оценивал постройки античного мира. Сооружения эпохи Средневековья привлекали архитектора, потому что в них он видел отчетливое функциональное предназначение, которое выражалось наиболее открыто, просто и демократично. Находя опору своим исканиям в Средневековье, Виолле-ле-Дюк старину, однако, не идеализировал и осуждал механическое заимствование форм старой архитектуры. «Изучение прошлого необходимо, — писал он, — но при условии, чтобы из него выводились скорее принципы, а не формы» . Архитектор выступал против ложноклассического направления в архитектуре и грубой безвкусной роскоши, насаждавшейся правящими кругами. Он, может быть, излишне увлеченно, осуждал моду на эклектику, но при этом не был ретроградом, разрабатывая применение в строительстве новых материалов и новых конструкций. Некоторые его проекты предвосхитили появление стиля модерн, а затем и конструктивизма. Примирение науки и искусства, инженера и архитектора, союз и единство искусства, архитектура, освобожденная
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК
от влияния политики — таковы были цели, провозглашенные ггимистинным реформатором и критиком XIX в.
Подводя итоги своим раздумьям, Виолле-ле-Дюк проник-попенно писал в своих «Беседах по архитектуре»: «Искусство имеет свое детство, подающее надежды на блестящее развитие II будущем; оно имеет и свою старость, всегда напоминающую о том, чем оно было в прошлом; истинно варварским оно г гпновится только тогда, когда оно унижается, изменяя своим принципам или извращая их... когда оно, не отражая более ирпвов народа, становится лишним, превращается в предмет пр;пдного любопытства или роскоши»1.
Справедливости ради отметим, что творчество Виолле-ле-Дюка, особенно методы реставрации, вызывает разноречивые оценки. Следует пояснить позицию самого архитектора, который отстаивал принцип полного сохранения реставрируемого объекта. В 1858 г. он писал; «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это шачит — восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени»2. Этот гезис предполагает несколько условий:
во-первых, восстановление памятника базируется на пред-ил рительно проведенных археологических и иных исследованиях;
во-вторых, следует обеспечить долговечность сооружения;
в-третьих, использование здания в современных целях возможно, если это не требует его искажений;
в-четвертых, следует сохранить все прежние изменения и перестройки, кроме тех, что ухудшают прочность строения.
Такой подход к реставрации привел к тому, что воссозданные Виолле-ле-Дюком постройки действительно выглядели законченными и достаточно однородными. В дальнейшем мето-
1 Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре /Перев. А. А. Сапожни-кппой пол ред. А. Г. Габричевского. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры. 1937—1938, 2 тома.
1 Grodecki L. Violle-le-Duc Eugene Emmauel 1814-1879 // Encyclopaedia Universalis. Paris, 1988. Vol. 17.
А. Н. КИРПИЧНИКОВ
дические установки архитектора были оспорены — реставраторы в ряде случае]* отказались во что бы то ни стало придавать старинным сооружениям «завершенное состояние». Действительно, не все утраченные части здания можно достоверно восстановить. Эксперты, однако, сошлись на том, что, несмотря на лишние детали и дополнения, серьезных концептуальных и археологических ошибок Виолле-ле-Дюк сумел избежать1. Он проводил главную работу своей жизни так же внимательно, как и анализировал культуру эпохи Средневековья — вдумчиво, с уважением к фактам и, что немаловажно, с определенной осторожностью и сдержанностью.
Труды Виолле-ле-Дюка показательны в отношении его общественной позиций. Он выступал не только как специалист, преодолевший барьер между наукой и практикой, но и как патриот Франции и одновременно всей Европы, защитник мирового культурного наследия, как человек, отстаивавший высокие нравственные принципы гуманизма и просвещения. Если бы не вмешательство Виолле-ле-Дюка, к настоящему времени было бы потеряно много ценнейших памятников прошлого. Архитектор спасал скульптуру, приводил в порядок руины, казалось, самых безнадежных здании, укреплял их стены и своды, ставил на прежние места упавшие украшения и архитектурные детали. По его чертежам мы получаем понятие о сооружениях, которые были разрушены в войнах XX столетия. Таким, например, оказался замок Куси, находящийся в 24 км от г. Лана (Лаона). Он был воздвигнут в 1225—1230 гг. как укрепленная феодальная резиденция, обнесен стеной с четырьмя круглыми башнями по углам. Пятая жилая башня — донжон, была величайшей в мире: составляла 31 м в диаметре и 60 м высоты. Эта крепость была перестроена и расширена около 1400 г. герцогом Людовиком Орлеанским, братом короля Карла VI. Перед донжоном возник укрепленный двор, площадь которого втрое превышала площадь прежнего сооружения. В XVIII в. замок был разрушен. В 1856—1866 гг. Виолле-ле-Дюку
1 Grodecki L. Violle-le-Duc...
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК
удалось спасти то, что еще сохранилось. В марте 1917 г. германские войска, отступя, взорвали реставрированное сооружение. Этот вандализм объяснили тем, что донжон стал якобы ■•опасным» как наблюдательный пункт. Документация по замку, созданная Виолле-ле-Дюком, — ныне лучшее, что дает представление о погибшем шедевре европейской средневеко-ной архитектуры.
Творческое наследие Виолле-ле-Дюка в России известно недостаточно, и сегодня читателю предлагается впервые переведенная на русский язык подборка статей Виолле-ле-Дюка, опубликованных в его «Толковом словаре французской утвари <■<> времен Каролингов до эпохи Возрождения». Перевод всего h-томного «Толкового словаря», вероятно, дело будущего. Издатели ограничились тематической выборкой отдельных сю-■кетов, посвященных жизни, быту и развлечениям людей эпохи Средневековья.
Средневековье нередко представляют темными веками в истории человечества, периодом невежества, насилия, религиозной нетерпимости, городов, утопающих в непролазной гря-,1И, застойного хозяйства и чуть ли не поголовной неграмотности. Виолле-ле-Дюк в своем изложении опрокидывает подобные утверждения. Автор в живой повествовательной манере описывает устройство замков и городов, обстановку жилищ, обычаи, нравы, обряды, крещения, свадебные и похоронные церемонии, танцы, маскарады, охоту, игры и другие развлечения. Во множестве редких подробностей перед нами предстает жизнь высокоорганизованного, цивилизованного общества, i присущим ему этикетом, определенными нормами поведении людей, возвышенными и вовсе не выдуманными отношениями между мужчинами и женщинами. С присущей ему эрудицией и занимательностью автор проникновенно обрисо-нынает жизнь давно ушедших поколений. Его повествование подкреплено многочисленными отрывками из хроник, поэм, посланий, свидетельств очевидцев. Большинство этих документальных подтверждений современны своей эпохе, вполне достоверны и, что немаловажно, на русский язык переводятся кпервые.
14 А. Н. КИРПИЧНИКОВ
Обилие документальных свидетельств придает суждениям автора особую убедительность и даже наглядность. Таковы, к примеру, разделы о турнирах и поединках на копьях. Они написаны столь обстоятельно, что вполне могут служить пособием для воссоздания турниров в наши дни. Автор явно заботится о познаниях читателя и щедро делится с ним почерпнутыми из источников точными фактами из жизни исторических лиц, описаниями убранства построек и сохранившихся в натуре музейных вещей. Все сказанное делает рассматриваемый сборник статей Виолле-ле-Дюка сюжетно необычным и привлекательным для всех, кто интересуется историей культуры не только Франции, но и других стран Европы.
Для русского читателя это желанное пополнение его знаний о «бытовой» истории с ее романтическими, но тем не менее реальными, замками, галантными рыцарями, изысканными домами, искусными мастерами и деятельными горожанами. Образы средневековья вовсе не приукрашены. Их характеристика по многим подробностям и деталям верна. Ушедшие века перестают быть мертвыми и скучными, а их реалии предстают как бы в очеловеченном виде. Пусть читатель сам оценит, каким было «живое средневековье» в изложении Виолле-ле-Дюка.
В заключение для читателя, который хотел бы поподробнее узнать о творчестве Виолле-ле-Дюка, приводим перечень его архитектурно-реставрационных работ и список печатных трудов.
Доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель науки
Российской Федерации
А. Н. Кирпичников
ЙИОЛАЕ-ЛЕ-ДЮК 15