Основы интегральной и сопряженной
Подготовки футболистов
1. Отдельные составляющие спортивного мастерства футболистов – техническая, тактическая, физическая, психическая подготовленность – формируются в результате применения в тренировочном процессе средств, преимущественно развивающих то или иное качество или формирующих тот или иной двигательный навык.
В условиях соревнований эти составляющие должны проявляться целостно, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому нужен особый вид подготовки, направленный на объединение различных сторон подготовленности, в совокупности определяющих успешность соревновательной деятельности. Такая подготовка называетсяинтегральной.
2. Основными средствами интегральной подготовки являются:
- игры 11х11, включая официальные;
- игровые тактико-технические упражнения в больших составах (6х6 и более).
Они могут проводиться:
- в обычных условиях с соблюдением правил игры;
- в облегченных условиях за счет изменения количества игроков (в том числе, в неравночисленных составах), игр с более слабыми или «удобными» соперниками, уменьшения времени игры и т.п.;
- в усложненных условиях за счет игр с более сильным соперником, увеличения времени игры, ограничения размеров игрового поля, применения различных игровых тактических заданий (персональная опека, игра от обороны и т.п.).
3. Основными методами интегральной подготовки являются игровой и соревновательный, а основной формой – тематическое тренировочное занятие.
4. Ключевым вопросом планирования в тренировочном процессе средств интегральной подготовки является определение их оптимального объема в:
- одном тренировочном занятии;
- микроцикле;
- этапе, периоде годичного цикла (в зависимости от того, какой этап и период);
- многолетнем цикле подготовки (в зависимости от того, какой период этого цикла).
Методические подходы (идеи) определения оптимального объема такого вида подготовки, с нашей точки зрения, отсутствуют. Поэтому, решая эту проблему, нужно ориентироваться на опыт практической работы передовых тренеров. К сожалению, объективных данных реального объема времени интегральной подготовки в тренировочном процессе квалифицированных команд в научно-методической литературе нет. В целом считается, что объем таких средств должен составлять около 50% тренировочного времени.
5. Сопряженной называется такой вид подготовки, в результате которой совершенствуются несколько (но не все) составляющие спортивного мастерства.
Основными видами такой подготовки являются:
- технико-тактическая (основные средства – игровые технико-тактические упражнения в малых составах: 1х1 – 6х6);
- тактико-техническая (основные средства – игровые тактико-технические упражнения в больших составах);
- техническая и физическая (неигровые специальные упражнения, выполняемые с высокой интенсивностью).
6. Проблемы планирования средств сопряженной подготовки аналогичны проблемам планирования интегральной подготовки
Система спортивной подготовки юных футболистов:
регламентирующие документы
Основными документами, которые регламентируют работу специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва являются:
1. Положение о детско-юношеской спортивной школе общей физической подготовки, детско-юношеской спортивной школе, детско-юношеской спортивно-технической школе (Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 11 от 28.12.2004 г.).
2. Положение о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированной спортивно-технической школе (Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 11 от 28.12.2004 г.).
(Отделений футбола, как структурных подразделений, в центрах олимпийского резерва, школах высшего спортивного мастерства и центрах олимпийской подготовки практически нет).
3. Прыкладное палаженне аб вучылiшчы Алiмпiйскага рэзерву (приказ Минобразования от 07.10.1999 № 610).
4. Положение о классах с изучением специальных учебных предметов спортивной направленности в общеобразовательных учреждениях (Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 36/15/43 от 22.04.2008).
5. Минимальный возраст зачисления детей в специализированные учебно-спортивные учреждения (Приложение 7 к санитарным правилам и нормам 2.4.4.416-52-2005 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждениях»).
6. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва (Сост. Андружейчик М.Я. – Минск, 2006. – 110 с.
Система спортивной подготовки юных футболистов: цель, задачи системы спортивной подготовки юных футболистов; УОР, СДЮШОР, ДЮСШ как основные структуры в системе подготовки юных футболистов: организация и содержание работы
1. Целью функционирования системы является подготовка футболистов, отвечающих требованиям современного футбола и способных добиваться высоких спортивных результатов на национальных и международных соревнованиях.
2. Основными задачами являются:
- укрепление здоровья занимающихся;
- содействие оптимальному физическому развитию;
- развитие физических качеств;
- овладение приемами техники игры в футбол;
- овладение приемами тактики игры в футбол;
- развитие психических качеств;
- овладение умениями и навыками реализации уровня подготовленности в условиях соревновательной деятельности.
3. Организационно процесс подготовки юных футболистов осуществляется в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) и училищах олимпийского резерва (УОР).
Спортивная школа имеет статус внешкольного учреждения, подчиняется различным вышестоящим организациям и может иметь различную форму собственности.
4. В соответствии с целью и задачами основными видами деятельности спортивной школы являются:
- проведение учебно-тренировочных занятий;
- участие в соревнованиях.
5. Спортивная школа комплектует группы:
начальной подготовки (ГНП);
учебно-тренировочные (УТГ);
спортивного совершенствования (ДЮСШ – с разрешения Управлений по ФК, спорту и туризма) (СС);
высшего спортивного мастерства (ДЮСШ – с разрешения Министерства спорта и туризма РБ) (ВСМ).
6. Учебный год начинается с 1 сентября. Для групп ВСМ и СС учебный год длится 52 недели, для ГНП и УТГ -46 недель и 6 недель в спортивно-оздоровительных лагерях. Продолжительность одного учебного часа – 45 мин.
7. Спортивные школы комплектуются учащимися, не имеющими отклонения в состоянии здоровья и способными достичь высоких спортивных результатов.
8. Управление спортивной школы осуществляется вышестоящей организацией (в системе Минспорта, Минобра и др.). Непосредственное руководство осуществляет директор.
Из числа штатных работников школы и родителей создается педагогический совет.
Из числа штатных тренеров создается тренерский совет.
9. Штатными работниками являются:
- директор;
- заместитель директора;
- инструкторы-методисты;
- тренеры, старшие тренеры;
- финансовые работники;
- медицинские работники;
- работники других категорий.
10. Финансово-хозяйственная деятельность школы осуществляется на основе сочетания бюджетного финансирования, доходов от собственной хозяйственной деятельности и спонсорских поступлений.
11. Особенностями организации и содержания работы училищ олимпийского резерва являются:
- училище является средним специальным учебным заведением с дневной формой обучения, имеет в своем составе общеобразовательную и спортивную структуру интернатного типа, которая должна обеспечивать подготовку специалистов по спорту среднего звена и спортсменов высокого уровня;
- училище находится в подчинении Минспорта или его областных управлений; общее учебно-методическое руководство осуществляет Минспорта и Минсобразования;
- период обучения в училище включает следующие этапы: 7-11-е классы общеобразовательной подготовки и 1-2-е курсы среднего специального образования;
- училище комплектуется из числа наиболее способных в спорте лиц, которые прошли предварительную подготовку в ДЮСШ и СДЮШОР;
- базовым училищем в Республике Беларусь является Республиканское Государственное училище олимпийского резерва (РГУОР).
Система спортивной подготовки квалифицированных футболистов:
отбор на этапе высшего спортивного мастерства
1. Уровень спортивного мастерства в современном футболе столь высок, что для его достижения футболисту необходимо обладать редкими морфологическими данными, уникальным сочетанием комплекса физических и психических способностей, находящихся на предельно высоком уровне развития. Такое сочетание даже при самом благоприятном построении процесса подготовки встречается очень редко. Поэтому одной из центральных в системе подготовки футболистов является проблема отбора.
2. Спортивный отбор – процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта.
3. В целом в многолетней системе подготовки футболистов целесообразно выделить четыре этапа отбора:
на этапе начальной подготовки;
на этапе специализации;
на этапе спортивного совершенствования;
на этапе высшего спортивного мастерства.
Таким образом, спортивный отбор – это практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.
Для каждого из этапов отбора характерны свои методы и критерии, точность оценок и категоричность заключений.
4. Основой методики отбора спортсменов на 2-4-м этапах является сравнение исходного уровня различных сторон подготовленности с темпами их прироста (таблица 1).
Таблица 1 – Схема определения потенциальных возможностей спортсмена
Соотношение исследуемых показателей | Характеристика способностей |
Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста | Очень большие |
Высокий исходный уровень + средние темпы прироста | Большие |
Средний исходный уровень + высокие темпы прироста | Большие |
Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста | Средние |
Средний исходный уровень + средние темпы прироста | Средние |
Низкий исходный уровень + высокие темпы прироста | Средние |
Средний исходный уровень + низкие темпы прироста | Малые |
Низкий исходный уровень + средние темпы прироста | Малые |
Низкий исходный уровень + низкие темпы прироста | Очень малые |
5. Основными задачами отбора на этапе высшего спортивного мастерства являются:
- установление способностей к достижению наивысших результатов (максимальной реализации индивидуальных возможностей);
- выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и возможному их повышению.
6. Содержательная сторона отбора на этапе высшего спортивного мастерства заключается в получении данных, позволяющих оценить отдельные составляющие, а также сделать интегральную оценку подготовленности футболистов. К таковым следует отнести:
6.1. Данные о состоянии здоровья и функционального состояния, определяемые по результатам медико-биологических обследований в процессе проведения углубленного (УМО), текущего (ТО) и оперативного (ОО) контроля. Чрезвычайно важными являются данные о функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы крови, которые «ответственны» за процессы энергообеспечения. Одним из самых информативных интегральных показателей в данном случае является максимальное потребление кислорода (МПК). Величина МПК 60 мл/мин/ кг и более обеспечивают выполнение больших по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для дальнейшего роста мастерства футболистов.
6.2. Данные о физическом развитии, полученные в результате медико-биологических обследований и визуального осмотра. Особое внимание необходимо обратить на весоростовые показатели и телосложение.
6.3. Данные о физической подготовленности, определяемые по результатам тестирований. Хорошими показателями являются следующие:
а) в беге на 30 м с места (быстрота) – 4,00-4,10 с;
б) в прыжке в высоту толчком двумя ногами с места (скоростно-силовые качества) – 52.0-49.0 см;
в) в «челночном» беге 7х50 м (скоростная выносливость) – 58,0-59,5 с;
г) в беге на 3000 м (аэробная выносливость) – 10,30-11,00 с.
6.4. Данные о соревновательной деятельности, характеризующие технико-тактическую подготовленность футболистов, определяемые:
а) экспертно;
б) по показателям выполнения ТТД с мячом (таблица 2)
Таблица 2 – Модельные показатели выполнения квалифицированными футболистами ТТД с мячом
№ п/п | Амплуа футболиста | Количество ТТД | Коэффициент эффективности ТТД |
1. | крайний защитник | 80 – 65 | 0.80 – 0.75 |
2. | центральный защитник | 65 – 50 | 0.85 – 0.80 |
3. | опорный полузащитник | 95 – 80 | 0.82 – 0.77 |
4. | крайний полузащитник | 95 – 70 | 0.79 – 0.73 |
5. | центральный полузащитник | 90 – 75 | 0.80 – 0.75 |
6. | нападающий | 55 – 45 | 0.73 – 0.65 |
7. | вратарь | 65 – 50 | 0.82 – 0.77 |
6.5. Данные, характеризующие психическую подготовленность. Особое внимание на этом этапе должно быть обращено на мотивационную сферу занятий футболом, личностные качества игроков, умение регулировать состояние, отражающее эмоционально волевую сферу футболиста.
7. Организационно вопросы отбора решаются в 4 этапа:
первый этап – определение кандидатов в команду;
второй этап – просмотр кандидатов в процессе их участия в 3-5 играх. Дополнительно проводятся беседы с тренерами, специалистами, игроками;
третий этап – приглашение в команду, медико-биологическое обследование, тестирование, наблюдение за футболистами в учебно-тренировочном процессе;
четвертый этап – медико-биологическое обследование, тестирование, анализ участия в учебно-тренировочном процессе и контрольных играх.
8. При комплектовании сборных команд принципиальных различий в методике отбора и комплектования команд нет. Однако здесь возникает необходимость отобрать не только сильнейших, но и с учетом модели, тактики игры, определяемой особенностями конкретного соревнования.
Особенностью организации процесса комплектования сборных команд является также просмотр и привлечение на каждое место нескольких игроков.
Система спортивной подготовки квалифицированных футболистов:
структура и содержание процесса подготовки в годичном цикле
1.В системе подготовки футболистов следует выделить:
- многолетнюю подготовку, как совокупность относительно самостоятельных и в тоже время взаимосвязанных этапов;
- годичную подготовку, в которой выделяют три периода: подготовительный, соревновательный и переходный;
- подготовку в рамках подготовительного периода, в котором выделятся этапы: общеподготовительный, который начинается с втягивающего микро- или мезоцикла, специально-подготовитльный и предсоревновательный;
-подготовку в рамках соревновательного периода, в котором выделяются два этапа (1-й и 2-й круги официальных соревнований).
Таблица 1 – Структура процесса подготовки футболистов в годичном цикле
Периоды | Подготовительный | Соревновательный | Переходный | |||
Этапы | общеподготовительный | специально-подготовительный | предсоревновательный | 1-й круг | 2-й круг | |
Микроциклы | 1. втягивающий 2. втягивающий 3. ударный 4. ударный 5. восстановительный | 6. ударный 7. ударный (восстановительный) 8. ударный 9 восстановительный | 11. ударный 12. подводящий 13. восстановительный | соревновательный, ударный, подводящий, восстановительный | соревновательный, ударный, подводящий, восстановительный | восстановительный |
2.Структура процесса подготовки базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства, которые (закономерности) обуславливаются факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к характерным для футбола средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наивысших результатов возрасту спортсмена, этапом многолетней подготовки, периодом макроцикла и другим причинам. Все это многообразие факторов определяет существенные различия продолжительности, целевой направленности и содержания этапов подготовки
3.Принципиально неверно выделять в системе подготовки основные и второстепенные структурные образования. Каждый из элементов структуры, независимо от его продолжительности, связан с решением определенных, присущих ему задач, специфическим содержанием. Тренировочный же процесс следует рассматривать как совокупность различных структурных элементов, подчиненных решению главной стратегической задачи подготовки – обеспечению разносторонней технико-тактической, физической, психологической и интегральной подготовленности спортсмена в соответствии с закономерностями становления высшего спортивного мастерства. Другое дело, что принципиальные ошибки, допущенные в многолетней или годичной подготовке, т.е. в длительном структурном образовании, трудно компенсировать в дальнейшем, а ошибки при построении программ отдельного занятия или микроцикла могут быть относительно легко преодолены последующей рациональной работой. Но это, естественно, не дает основания для разделения различных элементов структуры подготовки на основные и второстепенные.
4.Основными задачами подготовительного периода являются: повышение уровня физической подготовленности, увеличение (расширение) возможностей основных функциональных систем организма футболистов, развитие и совершенствование технико-тактических навыков, повышение уровня волевых качеств и способности футболистов переносить большие тренировочные и соревновательные нагрузки, создание готовности каждого игрока и команды в целом для успешного выступления в соревнованиях.
5.Основными задачами соревновательного периода являются: достижение и сохранение наивысшего уровня функциональных возможностей и двигательных способностей футболистов; максимальная реализация достигнутого уровня подготовленности каждого игрока и команды в целом для решения задач, поставленных на сезон.
6.Основными задачами переходного периода являются: снятие эмоционального напряжения и физического утомления после соревновательных нагрузок; обеспечение восстановления; обобщение и анализ результатов подготовки и участия в соревнованиях прошедшего сезона.
7.Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклынаправлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Они применяются на первом этапе подготовительного периода, ими часто начинаются другие этапы. Эти микроциклы отличаются относительно невысокой суммарной нагрузкой по отношению к нагрузке последующих ударных микроциклов. Особенно невелика нагрузка таких микроциклов в начале года, после переходного периода. В дальнейшем, по мере повышения подготовленности спортсменов, суммарная нагрузка втягивающих микроциклов может возрастать и достигать 70—75% нагрузки последующих ударных микроциклов.Основная направленность, состав средств и методов втягивающих микроциклов должны в полной мере соответствовать общей направленности тренировочного процесса конкретного периода или этапа подготовки. Однако особенно важно, чтобы их содержание обеспечивало подготовку спортсменов к конкретным нагрузкам последующих ударных микроциклов.
Ударные микроциклыхарактеризуются большим суммарным объемом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение основных задач технико-тактической, физической, психической и интегральной подготовки. В силу этого ударные микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Широко применяются ударные микроциклы и в соревновательном периоде.
Восстановительными микроцикламиобычно завершается серия ударных микроциклов. Их планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Основная роль этих микроциклов сводится к обеспечению оптимальных условий для протекания восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Подводящие микроциклы направлены на непосредственную подготовку спортсменов к играм и их содержание может быть весьма разнообразным. В подводящих микроциклах могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы полноценного восстановления и психологической настройки.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с календарем игр.
Мероприятия, составляющие структуру этих микроциклов, направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности.
Наиболее оптимальными являются 6-7 дневные соревновательные микроциклы, позволяющие проводить тренировочные занятия с большими нагрузками. Это, в свою очередь, является одним из факторов дальнейшего повышения спортивного мастерства.
Примерный план недельного ударного микроцикла общеподготовительного этапа подготовительного периода
команды______________________________________________________________
День, дата | № занятия | Характеристика нагрузок | ||
направленность на совершенствование технико-тактического мастерства | направленность на развитие физических качеств | величина | ||
Пон. | техническая технико-тактическая | общая выносливость, специальная выносливость общая выносливость, специальная выносливость, скоростной режим | С С (М) | |
Вт. | - технико-тактическая | скоростной, скоростно-силовой режим специальная выносливость, скоростной режим | С С | |
Ср. | техническая тактико-техническая | общая выносливость, специальная выносливость специальная выносливость | М Б | |
Чт. | техническая технико-тактическая | общая выносливость, специальная выносливость специальная выносливость, скоростной режим | М С | |
Пятн. | технико-тактическая - | общая выносливость, специальная выносливость общая выносливость, силовая | С С | |
Суб. | техническая, технико-тактическая | общая выносливость, специальная выносливость | С (М) | |
Воск. | Отдых |
Примерный план недельного ударного микроцикла специально-подготовительного этапа подготовительного периода
команды______________________________________________________________
День, дата | № занятия | Характеристика нагрузок | ||
направленность на совершенствование технико-тактического мастерства | направленность на развитие физических качеств | величина | ||
Пон. | техническая, технико-тактическая техническая | общая выносливость, специальная выносливость скоростной режим | С С | |
Вт. | технико-тактическая, тактико-техническая техническая | скоростная выносливость, специальная выносливость скоростной, скоростно-силовой режим | С Б | |
Ср. | техническая | общая выносливость, специальная выносливость | М | |
игра | Мах | |||
Чт. | техническая тактико-техническая | общая выносливость, специальная выносливость скоростная выносливость, специальная выносливость | М Б | |
Пятн. | техническая тактико-техническая | общая выносливость, специальная выносливость скоростная выносливость, специальная выносливость | М С | |
Суб. | техническая, технико-тактическая | общая выносливость, специальная выносливость | С | |
Воск. | Отдых |
Примерный план соревновательного микроцикла соревновательного периода
команды______________________________________________________________
День, дата | № занятия | Характеристика нагрузок | ||
направленность на совершенствование технико-тактического мастерства | направленность на развитие физических качеств | величина | ||
Пон. | Восстановительные мероприятия. Отдых | |||
Вт. | техническая технико-тактическая | общая выносливость, специальная выносливость специальная выносливость | С С | |
Ср. | техническая, технико-тактическая тактико-техническая | специальная выносливость, скоростной режим скоростная выносливость, специальная выносливость | М, С Б | |
Чт. | техническая тактико-техническая, игра (двухсторонняя, товарищеская, официальная) | специальная выносливость, скоростной режим | М Б – Мах | |
Пятн. | техническая, технико-тактическая | общая выносливость, специальная выносливость | С | |
Суб. | тактико-техническая, технико-тактическая | скоростная выносливость, специальная выносливость | М – С | |
Воск. | Календарная игра |
Соревновательный процесс в системе спортивной подготовки
квалифицированных футболистов
1. Целью реализации программы учебно-тренировочного процесса и мероприятий, обеспечивающих эту программу (финансовое, кадровое, научно-методическое, медико-биологическое обеспечение) является подготовка команды для успешного ее выступления в соревнованиях.
2. В годичном цикле соревнования составляют 25-30% от суммарного объема тренировочной и соревновательной нагрузки и проводятся в виде учебно-тренировочных, товарищеских, контрольных и официальных игр.
3. Успешное выступление команды в соревнованиях во многом зависит от управленческой деятельности тренера как в процессе подготовки, так и непосредственно в ходе игр. Управление соревновательной подготовкой условно подразделяют на стратегическое и оперативное.
4. Под стратегическим управлением следует понимать комплекс организационных, методических и руководящих действий тренера, направленных на проведение подготовительных (учебно-тренировочные, товарищеские, контрольные) и официальных игр.
5. Стратегическое управление соревновательной подготовкой предусматривает:
- определение количества подготовительных игр и временной режим их проведения;
- подбор команд-соперниц в товарищеских и контрольных играх;
- определение стратегической линии в деятельности команды в период соревнований;
- выбор и корректировку тактических построений команды в атаке и обороне.
6. При определении количества подготовительных игр исходят из длительности подготовительного периода, класса и состояния команды. За 2,5 месяца подготовительного периода команды высшей лиги проводят 10-15 товарищеских и контрольных игр, преимущественно в режиме временной модели игр официальных соревнований.
7. Подбирая команды спарринг-партнеров, следует учитывать класс, силу и основные тактические построения их игры. Проводить такие игры целесообразно сначала с более слабым соперником, потом – с равным по силе, а затем с более сильным соперником.
8.Чтобы определить стратегическую линию в деятельности команды в период непосредственных соревнований, нужно тщательно изучить календарь соревнований и условия их проведения. При этом важно учесть чередование игр с противниками разными по силе и длительность межигровых интервалов. В зависимости от этого определяют оптимальный режим работы и отдыха и предусматривают объем и последовательность различных восстановительных мероприятий.
9.При выборе и корректировке основного тактического плана игры команды в предстоящих официальных соревнованиях следует исходить из:
а) задач, стоящих перед командой в этих соревнованиях;
б) возможностей исполнителей, в частности:
- уровня подготовленности игроков на данный момент;
- соотношения сил своей команды и команд соперника.
10. Под оперативным управлением понимают руководство деятельностью футболистов при подготовке команды к конкретной официальной игре и в ходе ее проведения.
11. Подготовка к предстоящей игре состоит из:
1. Сбора информации о сопернике.
2. Разработки плана игры.
3. Проведения предигровой (ых) тренировки.
4. Установки на игру.
5. Предигровой разминки.
12. Для сбора информации используются:
- статьи, отчеты, интервью об играх соперника в средствах массовой информации;
- анализ видеозаписи;
- беседы со специалистами;
- личный просмотр игры предстоящего соперника.
При просмотре игры тренер должен обратить внимание на:
- степень физической готовности команды соперника в целом и отдельных ее игроков. При этом учитывается умение вести игру на высокой скорости, поддерживать высокий темп игры в течение всего матча;
- техническую оснащенность футболистов, эффективность и надежность выполнения технических приемов, «коронные» приемы отдельных игроков, игру вратаря;
- тактические построения игры в атаке и обороне, переход от обороны к атаке, и наоборот, варианты начала, развития и завершения контратак, позиционного нападения, выполнения стандартных положений;
- проявления волевых качеств игроками, степень их мобилизационной готовности и настроенности, реакцию после пропущенного мяча в свои ворота и т.д..
13. Имея объективные данные о команде соперника и зная все о своей команде, тренер, сопоставляя сильные и слабые стороны обеих команд, объективно оценивает соотношение их сил и разрабатывает тактический план на предстоящую игру, в котором предусматриваются:
- основные варианты тактических построений в атаке и обороне;
- индивидуальные задания игрокам.
При разработке плана за основу должны приниматься наигранные тактические построения команды с учетом сильных и слабых сторон игры команды противника. Тактический план обсуждают и корректируют при участии игроков команды. Затем его уточняют на тренировке и в окончательном варианте в виде конкретной установки доводят до сведения всех игроков команды.
14.Предигровая тренировка может проводиться накануне игры. Задачами ее являются: восстановление после ранее проведенных тренировочных занятий, совершенствование элементов групповой и командной тактики, совершенствование стандартных положений, создание оптимального психического состояния и др.
15. Установка на игру проводится за 2-3 часа до игры в виде конкретных игровых заданий команде и игрокам. Ее продолжительность – 20-30 минут.
При проведении установки можно руководствоваться следующей схемой:
1.Сообщить турнирное положение команды, подчеркнув значимость игры.
2.Охарактеризовать команду соперника и отдельных игроков, отметив слабые и сильные стороны их игры.
3.Дать конкретные задания команде и отдельным игрокам.
4.Объявить состав команды.
5.В заключение настроить команду на игру, вселив уверенность в свои силы и победу.
16. В качестве непосредственной подготовки команды к матчу проводится предигровая разминка. Ее основная задача – подготовить организм футболиста в предстоящей деятельности. Разминка обеспечивает профилактику травматизма, ускорение врабатываемости органов и систем за счет повышения уровня обменных процессов, приспособление к условиям соревнования. Она способствует также регулированию психологического напряжения, настрою на предстоящий матч. В разминке выделяют две части: общую и специальную. В общей части выполняются беговые и общеразвивающие упражнения. При этом принимаются во внимание индивидуальные особенности занимающихся. Специальная часть разминки (комплекс технико-тактических упражнений в структуре соревновательной деятельности) проводится на футбольном поле.
17. Непосредственно в ходе игры эффективное управление командой в ходе матча зависит от следующих факторов:
1.Умения наблюдать за игрой, концентрируя внимание на главных эпизодах матча;
2.Способности быстро мыслить, объективно и оперативно оценивать игровые ситуации, видеть слабые и сильные стороны в действиях игроков своей команды и команды противника, принимать рациональные решения;
3.Умения оперативно реализовать принятое решение в ходе матча, делая замены игроков;
4.Способности эмоционально воздействовать на психику игроков, вселять в них уверенность;
5.Способности сохранять спокойствие.
Способность быстро мыслить, мгновенно оценивать игровую ситуацию и принимать правильные решения – очень важные качества тренера, которые зависят от врожденных способностей, состояния и типа нервной системы, квалификации и опыта.
18. Оперативное управление команды во многом зависит от умения тренера делать правильные, конкретные и лаконичные замечания и указания, а также осуществлять своевременную и рациональную замену игроков. С некоторой условностью можно выделит четыре основных их вида:
1. Замены с целью изменения хода игры:
а) замены, связанные с неудовлетворительным качеством игры футболистов;
б) замены для изменения тактики игры в целом;
в) замены, связанные с постановкой конкретных персональных заданий футболистам;
г) «тактические» замены в конце игры;
2. Замены «стратегического» порядка:
· для наигрывания молодых или новых футболистов;
· для восстановления спортивной формы футболистами после длительного перерыва;
· для «сохранения» заменяемого футболиста на дальнейшие игры;
3. Замены, связанные с травмами игроков;
4. Замены, связанные с возможностью получения игроками дисциплинарных санкций (предупреждения, удаления).
19. Важно, чтобы тренер в процессе управления игровой деятельностью футболистов руководствовался здравым смыслом, а не эмоциями. Нужно всегда сохранять выдержку и самообладание, даже когда команда проигрывает, спокойно и уверенно делать замечания и давать указания. Кроме этого своим активным поведением, словом и жестом тренер должен подбадривать игроков, повышая боевой настрой и уверенность в победе.
20. Результат матча зависит также от умения тренера правильно использовать перерыв между таймами. Для этого после окончания первого тайма надо дать игрокам возможность спокойно отдохнуть 5-6 минут, затем можно сделать лаконичные замечания по прошедшему тайму и дать конкретную установку отдельным игрокам и команде на второй тайм, внеся необходимые коррективы. Излишне в это время делать подробный разбор игры и тем более обвинять и ругать игроков, много и витиевато говорить, подробно анализировать ошибки. Содержание разговора и тон тренера во многом будут зависеть от хода игры в первом тайме, степени и добросовестности выполнения задания игроками, от величины психического напряжения в игре. При этом тренер должен учитывать индивидуальные психологические особенности игроков.
21. Разбор прошедшей игры проводится на следующий день после матча. Предварительно тренер тщательно готовится к нему, изучая статистические данные, записи протоколов педагогических наблюдений и видеозапись игры.
Сначала тренер дает общую оценку игры, ее результат, отношение команды и отдельных игроков к игре (дисциплина, ответственность, боевитость и т.д.). Затем отмечает степень выполнения установочных заданий командой, анализирует действия отдельных игроков в атаке и обороне, выполнение индивидуальных заданий.
Отмечая недостатки и ошибки, тренер должен вскрыть и причины их возникновения. Для этого полезно просмотреть монтаж видеозаписи.
Заканчивая разбор, тренер поводит окончательные итоги прошедшей игры, делает необходимые выводы и намечает пути дальнейшей работы.
Психические качества,