Разработка долгосрочной программы тренировок
Долгое время многие тренеры утверждали, что выполнение с раннего возраста физических упражнений, специфических для того или иного вида спорта, является лучшим концептуальным подходом к разработке оптимальной тренировочной программы. Специалисты, работающие в области спортивной физиологии, взяли за основу эту концепцию. И по сей день этой старой концепции придерживаются отдельные тренеры, превратив ее в один из основных принципов тренинга. Они считают, что для получения скорейших результатов or применения тренировочной программы необходимо делать следующее:
· Подвергать стрессу энергетическую систему, которая является доминирующей для данного вида спорта. Например, спринтер должен совершать забеги на короткие дистанции, а бегун на длинные дистанции должен тренировать только аэробную составляющую энергетической системы.
· Отрабатывать специфическую межмышечную координацию. Это подразумевает необходимость выбора для атлетов упражнений, схематически повторяющих характерные для соответствующею вида спорта движения.
При этом используются только те группы мышц, развитие которых необходимо для повышения уровня спортивного мастерства.
Проведенные лабораторные испытания показали, что специфичность тренинга приводит к более быстрой адаптации. И как следствие — быстрое достижение высоких спортивных результатов. Но это не означает, что тренеры и атлеты должны придерживаться такой методики проведения тренировок, начиная с раннего возраста и до достижения физической зрелости.
Все-таки такой подход к вопросу спортивной подготовки детей является достаточно узким. Его минус состоит в том, что единственная цель — быстрое достижение высоких результатов путем специфических тренировок — может отрицательно сказаться на будущем юных атлетов. Ради достижения ускоренных результатов тренеры подвергают детей высокоспецифичному и интенсивному тренингу, не оставляя времени на создание базовой основы для надлежащего физического развития ребенка. Такой подход к подготовке юных спортсменов подобен попытке возведения высотного здания на непрочном фундаменте. Весьма очевидно, что эта конструктивная ошибка приведет к обрушению строения. То же самое происходит, когда атлеты в целях совершенствования достижений в каком-либо виде спорта узко специализируются на одном варианте тренинга. Это часто приводит к возникновению различных проблем из-за того, что они не готовы к таким тренировкам физически и физиологически.
· Узкоспециализированный тренинг может привести к дисбалансу в развитии отдельных групп мышц и отклонениям в функционировании ряда органов.
· Могут произойти нарушения в гармонии развития здорового человеческого организма — физического роста и биологического равновесия, которые являются необходимыми условиями для повышения физической подготовки и атлетического мастерства.
· Ранняя специализация в тренинге со временем может повлечь за собой истощение организма, его «перетренированность» и даже травматизм.
· Она может оказать негативное воздействие на психическое здоровье детей вследствие сильнейших стрессов, испытываемых во время таких тренировок и участия во многих соревнованиях.
· Интенсивные многочасовые тренировки способны отрицательно влиять на социальное развитие ребенка, а также на уровень его взаимоотношений с другими детьми и лишают его возможности заводить друзей вне спортивной среды.
· Интенсивная, однообразная и скучная тренировочная программа может «свести на нет» весь интерес к спортивным занятиям.
Зачастую дети прекращают заниматься спортом прежде, чем они достигают полного физиологического и психологического развития. В результате этого юное дарование может никогда не узнать, каким талантливым спортсменом (или спортсменкой) ему суждено было стать.