Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, которая находится в стадии своего становления, освоения социальных ролей. На территории Калужской области проживает около 250 тыс. молодых людей, что составляет примерно 25% от общей численности населения региона. По своему составу и взглядам на жизнь данная категория населения не является однородной.

В период молодости решаются две группы проблем - личностные, которые ставят перед собой сами молодые люди: это взросление, самопознание, идентификация себя в обществе, саморазвитие, профессиональное самоопределение. Решение данных вопросов зависит от самой личности, ее активности, психологической устойчивости, силы воли, задатков и способностей к различным видам деятельности. Вторую группу проблем создает для молодежи само общество, социальная среда и окружение. От молодежи здесь зависит необходимость освоения социальных ролей, достижения определенного социального статуса, формирование гражданских качеств.

Ставя эти проблемы, общество должно обеспечивать молодежь определенными ресурсами (временными, экономическими, информационными, образовательными и т.п.) по их решению. Тем самым обеспечивается жизнеспособность молодых поколений, их самосохранение, развитие как целостного социально-исторического субъекта. На решение данных проблем должна быть ориентирована государственная молодежная политика в современном российском обществе.

От того, какова позиция молодежи в современной жизни, от активности и уверенности молодых людей в завтрашнем дне зависит темп социально-экономического развития Калужской области и России в целом. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями (таблица 1) сегодняшние молодые жители области станут основным трудовым ресурсом региона и России, а их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, старшего поколения.

Таблица 1

Численность детей и подростков в Калужской области (тыс. чел.)
  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Численность населения на начало года 1038,6 1028,8 1021,5 1014,2 1009,0 1005,6
В том числе:            
дети 0-14 лет 144,6 139,3 134,8 132,1 131,7
подростки 15-17 лет 51,7 49,1 45,4 41,4 37,3

Источник: статистический сборник "Здравоохранение в Калужской области". Калуга, сентябрь 2008 г. - С.5.

Таким образом, в Калужской области наблюдается уменьшение доли детей и подростков в общей численности населения с 19,6% на начало 2003 года до 16,8% на начало 2008 года, что свидетельствует о демографическом старении населения области, а следовательно, о возрастании нагрузки на будущее трудоспособное население.

Еще одной особенностью молодежи является аполитичность и привычка к патернализму. Из-за отсутствия устоявшихся моделей поведения выделились прямо противоположные модели поведения. С одной стороны, молодые люди не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. А с другой стороны, значительное количество молодых людей активны, самостоятельны, ответственны. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру.

В течение 2003-2008 гг. в Калужской области занятость в экономике молодежи уменьшилась с 23,3% общего числа занятых в 2003 году до 22,8% общего числа занятых в 2008 году (согласно таблице 2).

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам (в среднем за год; в процентах к итогу)
Годы Занятые в экономике, всего В том числе в возрасте
до 20 лет 20-24 лет 25-29 лет
100,0 1,8 9,8 11,7
100,0 2,5 8,3 11,4
100,0 1,8 9,9 11,1
100,0 1,5 9,1 12,0
100,0 1,6 9,1 12,5
100,0 1,7 21,1

Источник: статистический сборник "Калужская область в 2007 году". Калуга, 2008. - С.39; письмо Калугастата от 11.03.2009 N 4-4/176.

В течение 2006-2008 годов показатель безработных среди молодежи остается высоким - 44,5% от общего числа безработных по области за 2006 год и 54,3% общего числа безработных по области за 2008 год (согласно таблице 3). Незначительно, но уменьшился средний возраст безработных с 34,8 лет в 2006 году до 32,8 лет в 2008 году.

Таблица 3

Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу)
Годы Безработные, всего В том числе в возрасте
до 20 лет 20-24 лет 25-29 лет
100,0 13,4 21,7 9,4
100,0 11,5 23,1 9,6
100,0 17,5 36,8

Источник: статистический сборник "Калужская область в 2007 году". Калуга, 2008. - С.43; письмо Калугастата от 11.03.2009 N 4-4/176.

По данным статистического учета, среднее время поиска работы учащимися и студентами увеличилось с 2,35 месяца в 2003 году до 4,1 месяца в 2007 году.

Вовлечение молодежи в трудовые отношения, содействие занятости и карьерному росту молодых граждан являются важнейшими средствами профилактики асоциальных форм поведения в молодежной среде. Привлечение молодежи, и в первую очередь молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, к практической реализации молодежной политики - эффективное средство профилактики социальной апатии и инертности, разжигания межэтнических и межнациональных конфликтов, осуществления экстремистской и противоправной деятельности в молодежной среде.

Грамотное и своевременное информирование молодых граждан о потенциальных возможностях их развития на территории Калужской области, карьерных перспективах, ресурсах и возможностях реализации инновационного потенциала создаст условия для эффективной организации работы в данных направлениях. С этой целью необходимо обеспечить широкий и равный доступ молодежи к информационным ресурсам.

Начиная с 90-х годов прошлого века существенные изменения произошли в одном из важных институтов социализации молодежи - семье. В результате молодым людям не были переданы модели поведения от поколения к поколению, что привело к формированию неопределенных стереотипов, отсутствию выраженной семейной и жизненной стратегии.

Вместе с тем семья, испытывая серьезные трудности в выполнении социокультурных функций, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, воспитании подрастающего поколения. С точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Как и многие субъекты Российской Федерации, Калужская область не владеет большими природными ресурсами, следовательно, наиболее актуальными являются стратегические задачи, направленные на приумножение человеческого потенциала региона, закрепление молодых специалистов в регионе и привлечение инвестиций в экономику путем развития передовых проектов социально-экономического развития. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем. Именно молодежь в этой связи проявляет мобильность, предприимчивость и нестандартное мышление, а следовательно, становится главным ресурсом развития региона.

Рассматривая инновации как процесс постоянного инициирования и внедрения того нового, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление, важно эффективно использовать потенциал молодых инициативных граждан, что невозможно без создания условий для развития у молодежи лидерских качеств, проектного мышления и социальной ответственности.

Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требует четкой координации и управления. Программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития молодежной политики в регионе в течение ближайших шести лет.

В результате применения программно-целевого метода для решения проблем молодежной политики удельный вес молодежи, охваченной организованным досугом, занятостью, проектами и программами, молодежь, получившая консультационные услуги, составит 55% от общего числа молодежи области. Одновременно использование программно-целевого метода будет способствовать выравниванию диспропорции между молодежью муниципальных районов области и городских округов, задействованных в мероприятиях, принимающих участие в значимых проектах за пределами области, посещающих учреждения сферы молодежной политики, получающих информационные услуги.

Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики в Калужской области. В значительной мере решение проблемы увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие области на современном этапе позволит обеспечить устойчивый экономический рост области в среднесрочной перспективе.

Проведение исследований состояния молодежной среды позволит выявить степень удовлетворенности молодежи своим положением, качеством проводимых мероприятий, позволит делать эффективные и своевременные изменения в программные действия и позволит вовремя скорректировать проводимые мероприятия.

Необходимо отметить, что отсутствие программно-целевого метода приведет к снижению эффективности проводимой работы с молодежью в регионе. Если в настоящее время удельный вес молодежи, активно вовлеченной в социальную практику и участвующей в мероприятиях, к общему числу молодежи, проживающей на территории Калужской области, составляет 40% (2008 год), то при отсутствии программно-целевого метода количество данной молодежи может сократиться на 10%. Кроме того, реализация ключевых Проектов программы ("Золотые сертификаты", создание клубов по месту жительства и т.д.) позволит построить систему муниципальных клубов по месту жительства, что возможно сделать только при комплексном программно-целевом подходе в работе с молодежью.

На необходимость разработки региональных программ молодежной политики указано в перечне поручений по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 17 июля 2009 г., кроме того, в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года молодежная политика выделена как самостоятельный ориентир развития и должна способствовать социализации подрастающего поколения, формированию у молодежи ценностных установок, обеспечивающих полноценное участие молодежи в экономической и общественной жизни страны. Кроме того, среди основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года раздел "Молодежная политика" выделен отдельно и определен как важнейший фактор устойчивого развития страны и общества.

2. Основные цели и задачи долгосрочной целевой программы Молодёжь Калужской области

Целью Программы является создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Калужской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;

- привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;

- предупреждение правонарушений, профилактика алкоголизма, наркомании, преступности в подростковой среде;

- оказание адресной социальной помощи молодежи (студенты, молодые специалисты, молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации);

- вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе (оказание помощи в интеграции в общество молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации);

- создание условий для развития потенциала одаренной молодежи;

- развитие нормативной правовой и материально-технической базы сопровождения молодежной политики;

- создание клубов по работе с молодежью по месту жительства.

В соответствии с задачами, планируемыми к решению в рамках реализации Программы, предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей, приведенных в таблице N 4.

Таблица 4

┌──────────────────────────┬──────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐

│ Показатель │ Базовый │2010 │2011 │2012 │2013 │2014 │2014 │

│ │показатель│ год │ год │ год │ год │ год │ год │

│ │(2009 год │ │ │ │ │ │ │

│ │- оценка) │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество молодых людей, │20000 чел.│30000│33000│40000│45000│50000│55000│

│принимающих участие в │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │

│творческих, социальных, │ │ │ │ │ │ │ │

│научных и иных │ │ │ │ │ │ │ │

│мероприятиях для молодежи │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Численность молодежи, │8000 чел. │10000│10070│10150│10200│10270│10350│

│участвующей в социально │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │

│значимых проектах │ │ │ │ │ │ │ │

│общественных молодежных │ │ │ │ │ │ │ │

│формирований │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество молодых людей, │8000 чел. │10000│13500│15000│16000│18000│20000│

│информированных о │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │

│потенциальных возможностях│ │ │ │ │ │ │ │

│их развития, │ │ │ │ │ │ │ │

│трудоустройства, занятости│ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество посетителей │2000 чел. │10000│14000│16000│18000│20000│22000│

│сайта "Молодежь Калужской │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │

│области" www.molodezh40.ru│ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество молодых семей, │300 семей │500 │550 │650 │700 │750 │800 │

│охваченных │ │семей│семей│семей│семей│семей│семей│

│консультационными услугами│ │ │ │ │ │ │ │

│по вопросам семьи, брака, │ │ │ │ │ │ │ │

│решения социальных проблем│ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество клубов молодых │3 ед. │5 ед.│8 ед.│12 │17 │20 │26 │

│семей в муниципальных │ │ │ │ед. │ед. │ед. │ед. │

│районах области │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество молодежи, │250 чел. │400 │450 │480 │500 │520 │550 │

│участвующей в │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │

│межрегиональных, │ │ │ │ │ │ │ │

│всероссийских, │ │ │ │ │ │ │ │

│международных проектах, │ │ │ │ │ │ │ │

│программах, конкурсах и │ │ │ │ │ │ │ │

│мероприятиях │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Количество молодежных │25 ед. │30 │35 │40 │45 │47 │50 │

│инновационных проектов, │ │ед. │ед. │ед. │ед. │ед. │ед. │

│направленных на развитие │ │ │ │ │ │ │ │

│области │ │ │ │ │ │ │ │

└──────────────────────────┴──────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

Мероприятия Программы направлены на создание условий для позитивной занятости молодежи, предупреждение правонарушений, профилактику асоциальных явлений в подростковой среде и будут способствовать положительной динамике снижения уровня подростковой преступности.

Каждый целевой показатель является фактическим показателем участия молодых людей в проводимых мероприятиях и проектах.

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

Сроки реализации Программы - 2010-2015 годы.

Наши рекомендации