Quot;Сила - Слабость- Возможности- Риск". ССВР.
Формируемые навыки: · совместной работы; · мышления, принятия решений; · решения проблем. Сущность метода Метод направлен на формирование навыков анализа и всеаспектного исследования проблем; эффективен в процессе планирования и разработки каких-либо начинаний, а также, в процессе оценивания деятельности/события, с целью определения качества выполненного объема и прогнозируемых последствий. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Метод реализуется в различных вариантах. Для сбора информации может быть использован бумажный конвейер. Учителю необходимо обеспечить условиями для удобства передвижения групп. Возможен и иной вариант: группы остаются на своих местах и используют подготовленный шаблон для рассмотрения проблем. Алгоритм реализации метода 1. Учитель обсуждает с учениками значение метода ССВР и каждого составляющего его структуру понятия, а также, различия между «силой» и «возможностью», «слабостью» и «риском». Так, «возможности» и «риски» предполагают прогнозирование потенциальных последствий, в то время, как «сила» и «слабость» - формирование перечня положительных и отрицательных аспектов, фактического состояния вопроса и характера предшествующих действий. 2. Ученикам предлагается информация для обсуждения или оценивания. Возникающие идеи фиксируются под соответствующим подзаголовком (С-С-В-Р). 3. Учитель вправе акцентировать внимание на одном подзаголовке и обсудить его, прежде чем переходить к следующему. К примеру, ученикам отведено время для изучения «сил» идеи, прежде, чем перейти к ее «возможностям». 4. Во время обратной связи учитель может задавать следующие вопросы: Что явялется лучшим? Что является худшим? Что может случиться в настоящее время? Что может помешать будущему прогрессу? 5. В процессе использования метода полезно проведения опроса командной работы. 6. Идеи и предложения, возникающие в ходе выполнения задания, в дальнейшем могут быть проанализированы, посредством использования техники «Пяти вопросов».
Снежный ком".
Формируемые навыки: · совместной работы; · мышления, решения проблем; · принятия решений. Сущность метода Данный метод направлен на формирование у учеников навыков адекватного реагирования на проблемы, совместного решения установленных проблем, обобщения и систематизации мнений окружающих. Кроме того, метод особенно эффективен в работе с учащимися, у которых слабо развиты коммуникативные навыки, и побуждает их высказывать свое мнение сначала в условиях парной работы, а затем - больших групп. Метод позволит учителю выслушать мнения всех учеников в отношении поставленного вопроса и достичь консенсуса всего класса без общего обсуждения. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения. Допускается формирование групп учеников вокруг парт и соответствующее передвижение стульев. Алгоритм реализации метода 1. Формулируется вопрос или описывается определенная ситуация. 2. Ученики самостоятельно записывают свои мысли, мнения и/или предложения, касающиеся данного вопроса/ситуации. 3. Ученики группируются парами и сопоставляют свои ответы, обсуждают свои позиции и стремятся к достижению согласованности или компромисса по вопросу/ситуации. 4. Ученики увеличивают состав групп до численности не менее четырех человек и совершают ту же процедуру, достигая следующей согласованной позиции и письменно фиксируя результаты работы. 5. Далее, группы объединяются, их численность достигает восьми человек и процесс повторяется. Достигается следующая согласованная позиция. 6. В связи с увеличением численности групп возникает необходимость координации работы и распределения полномочий внутри группы: представителя/координатора, хронометриста, распределителя ресурсов, секретаря и т.п. 7. Завершающий этап - обсуждение и обоснование финальной позиции класса. 8. Мнение любого ученика, решительно возражающего против согласованной позиции и полагающего, что его мнение не было учтено в достаточной мере, должно быть записано. 9. После выполнения задания необходимо проведение опроса, с целью определения не только приобретенного учениками объема знания и понимания, но и установления используемых учениками навыков, методов в процессе решения проблем, способов достижения согласованности.
"Третий лишний"
Формируемые навыки: · мышления, принятия решений, Тема: Современные языки. Выбор темы (высказывания на изучаемом языке). Участники должны обсудить на изучаемом языке какие темы ученику необходимо выбрать для экзамена на получение аттестата о среднем общем образовании и почему: · Джимбоб – прекрасный атлет. · Учитель географии Джимбоба - очень веселый человек. · Джимбоб не выполнял домашнюю работу по географии в течение всей недели. · Джимбоб хочет стать в будущем богатым человеком. · Джимбоб любит вкусную еду, но не может вкусно готовить. 22 · решения проблем; · совместной работы; · управления информацией. · Сущность метода Использование данного метода может быть весьма полезным на любом из этапов обсуждения какой-либо темы: на начальном или на завершающем. Метод направлен на формирование навыков предоставления характеристик слов, предложений, идей, мест, людей или предметов, в зависимости от изучаемой области. В ходе использования метода ученики открывают для себя сходства и различия между предметами/явлениями/субъектами для того, чтобы усовершенствовать понимание взаимоотношений/взаимосвязей между ними и, соответственно их классифицировать. Алгоритм реализации метода 1. Ученики распределены парами или в малые группы. 2. Ученикам предоставляется перечень ключевых слов/идей/мест/вещей/субъектов, в зависимости от изучаемой области и темы. Данный перечень может быть предоставлен, к примеру, в форме списка или раздаточного материала. 3. Ученикам необходимо найти лишний элемент в предоставленном перечне. Возможно, что в нем может не быть правильного или неправильного ответа, равно, как и любое слово может оказаться лишним. В этой связи, ученикам необходимо подготовить обоснованный и корректный ответ, объясняющий их выбор и продемонстрировать, обосновывая связь между другими словами предоставленного перечня. 4. В качестве дополнения к заданию ученики могут предложить другое схожее слово для пополнения слов предлагаемого перечня, которые не являются лишними. Либо ученики могут придумать свой собственный перечень или «шкалу лишних слов». 5. После выполнения задания необходимо провести опрос, сконцентрированный на определении используемых учениками способов установления связи между словами, степени результативности командной работы и ее содействия установлению различных связей, которые ученики при иных условиях не смогли бы учесть.
"Факт или мнение"
Формируемые навыки: - мышления, принятия решений; - совместной работы. Сущность метода Сущность метода состоит в создании условий для размышлений учеников и формулировки заключений о том, является ли полученная ими информация фактом или рядовым мнением, основанным на системе ценностей. В плюралистическом обществе разграничение факта от мнения на основе доказательств является важным навыком. Это непростое задание требует от учеников рассмотрения природы знаний (возможны случаи отсутствия одного конкретного ответа). Ученики работают в группах для обсуждения своих позиций. Результативным подходом к данному заданию станет опрос после выполнения задания. Алгоритм реализации метода Ученикам предлагается ряд разных утверждений по одному вопросу, представляющих позиции противоположных суждений. 2. Ученики анализируют утверждения и определяют их статус: факт или мнение. Ученики обдумывают обоснование своего выбора и презентуют его перед классом в процессе обратной связи. Далее, ученики изучают тождественность и различия в суждениях между группами. 3. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, ученики концентрируют внимание на факторах, способствующих сформулированным суждениям. Предлагаемые вопросы для проведения опроса: Каким образом группы пришли к единому суждению? Много ли было различных мнений? Был ли достигнут консенсус? Были ли суждения в достаточной степени обоснованы? Были ли суждения аргументировано изложены? Были ли распределены роли внутри группы? 4. На основе обратной связи, ученики могут продолжить изучение вопросов, посредством таких заданий, как «Плюс-минус-интересно», «Учет всех факторов», «Колесо последствий» или «Стратегия причино-следственных связей».