Результаты анализа, цели и задачи раздела Программы по кадровому обеспечению вида спорта ВБЕ
Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что состояние кадрового обеспечения ВБЕ характеризуется следующими основными показателями:
1. На 2014 год в базовых учреждениях профессионального образования Минспорта России и Минобрнауки России не открыто ни одной специализации «восточное боевое единоборство». При российских образовательных учреждениях до сих пор не существует курсов подготовки и переподготовки тренеров по виду спорта именно ВБЕ. В связи с этим тренерско-преподавательский состав по ВБЕ вынужден обучаться в ВУЗах по специализации других видов единоборств, что осложняет и тормозит подготовку кадров для данного вида спорта.
2. Организуются временные курсы подготовки, переподготовки тренеров и специалистов по ВБЕ, число которых ежегодно растет, при Федерации ВБЕ России, общероссийских федерациях по СД ВБЕ и региональных федерациях ВБЕ.
3. Методической комиссией Федерации ВБЕ России разрабатываются, выпускаются и активно внедряются в практику учебные программы для образовательных учреждений, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учебники и другая учебно-методическая научная литература по ВБЕ, что способствует росту квалификации преподавательского состава соответствующих курсов.
4. С целью создания кадрового резерва в виде спора ВБЕ В 2015 – 2016 годах в ряде регионах России, специализирующихся на подготовке спортсменов по ВБЕ высокого класса, будет внедрена специальная программа по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления.
5. Внедряется в практику эффективная система аттестации и переаттестации тренеров и других специалистов, а также инструкторов-общественников по ВБЕ.
6. На август 2014 года количественный состав российских тренеров, работающих в виде спорта ВБЕ, в том числе со спортивными сборными командами России, имеющих государственные квалификационные категории или почетное звание «Заслуженный тренер России», составляет 1328 человек (по вьет во дао – 36, по кобудо – 250, по кудо – 385, по сётокан – 488, по сито-рю – 169), из которых 282 преподают в ДЮСШ в качестве штатных тренеров (по вьет во дао – 6, по кобудо – 38, по кудо – 80, по сётокан – 134, по сито-рю – 260). Это позволяет сделать вывод о наличии хорошей тренерской базы вида спорта ВБЕ.
7. На август 2014 года количество российских спортивных судей по ВБЕ, имеющих государственные судейские категории или звание «Судья всероссийской категории» составляет 1430 человек (по вьет во дао – 26, по кобудо – 352, по кудо – 405, по сётокан – 437, по сито-рю – 210). Из них 389 судей имеют первую судейскую категорию (по вьет во дао – 4, по кобудо – 104, по кудо – 115, по сётокан – 124, по сито-рю – 42), а17судьям присвоено звание «Судья всероссийской категории» (по кобудо – 9, по кудо – 5, по сётокан – 3). 24 российским судьям соответствующими международными спортивными федерациями присвоены международные(всемирные или европейские) судейские категории (по кобудо – 2, по кудо – 7, по сётокан – 10, по сито-рю – 5), которые позволяют им обслуживать официальные международные соревнования с участием спортивных сборных команд России по ВБЕ. Внедряется в практику эффективная система аттестации и переаттестации спортивных судей по ВБЕ. Все это позволяет сделать вывод о наличии в ВБЕ многочисленного и квалифицированного судейского корпуса.
8. Тренеры, спортивные судьи и другие специалисты по ВБЕ распределены по регионам России, развивающим данный вид спорта, и федеральным округам не равномерно.
9. Вид спорта ВБЕ испытывает нехватку специалистов, в том числе профессиональных спортивных менеджеров, специалистов по спортивной медицине и иных специалистов для обеспечения сборных команд России.
10. Федерация ВБЕ России, общероссийские федерации по СД ВБЕ и региональные федерации ВБЕ уделяют большое внимание обучению, подготовке и переподготовке волонтеров, требуемых для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий, регулярно проводят с ними специальные семинары и совещания.
11. Отсутствие государственного финансирования работы тренеров и специалистов сборных команд России, судей и врачей, обслуживающих соревнования по ВБЕ, а также низкие зарплаты тренеров, работающих в отделениях ВБЕ ДЮСШ, затрудняет их материальное стимулирование и решение проблем обеспечения вида спорта ВБЕ квалифицированными кадрами.
Таким образом, для обеспечения дальнейшего активного развития ВБЕ в России прежде всего необходимо создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров для вида спорта ВБЕ, включая подготовку:
- тренерско-преподавательского состава;
- спортивных судей для проведения российских соревнований и обслуживания международных соревнований с участием сборных команд России;
- квалифицированных спортивных менеджеров, в том числе для работы с международными федерациями;
- спортивных врачей и других специалистов по спортивной медицине;
- персонала для содержания спортивных сооружений;
- иных специалистов, обеспечивающих сборные команды России по ВБЕ;
- волонтеров для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий по ВБЕ.
Главной целью настоящего раздела Программы, который относится к кадровому обеспечению ВБЕ, является создание оптимальных условий для обучения, повышения квалификации и стимулирования работы тренеров, спортивных судей и иных специалистов по ВБЕ, комплектования ими ДЮСШ и других учреждений спортивного обучения во всех регионах России, развивающих данный вид спорта.
Для достижения этой цели перед Федерацией ВБЕ России стоят следующие основные задачи, которые должны быть решены в рамках реализации настоящей Программы:
1. Добиться открытия специализации «восточное боевое единоборство» для очного и заочного обучения в базовых высших и средних специальных учреждениях профессионального образования Минспорта России и Минобрнауки России, а также курсы подготовки и переподготовки тренеров и специалистов по ВБЕ, обеспечить постоянное взаимодействие с ними, способствовать росту их числа.
2. Создать и внедрить в практику полноценную программную и учебно-методическую базу для обучения и повышения квалификации тренерско-преподавательских и иных кадров для вида спорта ВБЕ.
3. Создать и реализовать специальную программу по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, а также систему аттестации и переаттестации тренеров и инструкторов-общественников по ВБЕ.
4. Обеспечить к 2020 году увеличение общего числа квалифицированных тренеров по ВБЕ (имеющих категории или почетное звание «ЗТР») до 1800 человек (по вьет во дао – до 140, по кобудо – до 340, по кудо – до 480, по сётокан – до 580, по сито-рю – до 180), в том числе до 370 штатных тренеров ДЮСШ (по вьет во дао – до 30, по кобудо – до 50, по кудо – до 100, по сётокан – до 150, по сито-рю – до 40).
5. Добиться увеличения к 2020 году общего числа квалифицированных судей по ВБЕ (имеющих судейские категории или судейское звание «СВК») до 2300 человек (по вьет во дао – до 130, по кобудо – до 500, по кудо – до 570, по сётокан – до 750, по сито-рю – до 350).
6. Усилить работу по подготовке тренерско-преподавательских и судейских кадров по виду спорта ВБЕ в регионах и отдельных федеральных округах, прежде всего Уральском, Северо-Западном и Крымском.
7. Увеличить количественный состав и повысить качество методической подготовки и переподготовки специалистов по ВБЕ, в том числе спортивных менеджеров и врачей, прежде всего работающих со спортивными сборными командами России по ВБЕ.
8. Увеличить количество и повысить эффективность и качество подготовки и переподготовки волонтеров, требуемых для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий.
9. Добиться государственного финансирования работы тренеров и специалистов спортивных сборных команд России по ВБЕ, судей и врачей, обслуживающих соревнования по ВБЕ, при этом изыскать возможности материального стимулирования их работы также и из внебюджетных средств.
Наиболее важные мероприятия, а также дополнительные действия Федерации ВБЕ России, необходимые для реализации раздела Программы, относящегося к кадровому обеспечениюВБЕ, разбиты на три этапа (I-й этап – 2014-2015 гг., II-й этап – 2016-2017 гг., III-й этап – 2018-2020 гг.), которые подробно освещены в Разделе 2.3. «Сроки и этапы реализации Программы».