III (Француженка) Любить по-русски

Сценарий музыкально-поэтического представления

«И я молюсь не о себе одной…»

(по произведениям А.Ахматовой)

Пролог

Занавес открыт. Свет выключен. На фонограмме звучит голос Ахматовой.

Ахматова.Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Приглушённый свет на сцене. Звучит динамичная музыка, на фоне которой запись голоса руководства НКВД.

Голос. В этой борьбе против нас поднимаются консолидирующие силы отживающей свой век буржуазии. Расстрелять всех до одного.

- Троцкистская группировка

- Террористическая организация

- Измена Родине

- Враг народа

- Арестовать

- Расстрелять

На боковых порталах проецируется фото заключённых(фас, профиль). Свет постепенно набирается. На сцене женщины в мизансцене «очередь» (они стоят диагональю, строем по 2-3 человека). Напряжённая тишина (10сек.). Затем звук лязга цепей, хлопанье тюремных дверей, шум толпы говорящей шёпотом. На фоне шёпота выделяется более громкий разговор Ахматовой (поэтессой) с другой женщиной.

Женщина. А это вы можете описать?

Поэтесса. Могу.

Посвящение

Даётся полный свет. Женщины стоят диагонально в очереди, олицетворяющей гору. По прочтению строк очередь выстраивается по ниспадающей от стоящих в полный рост, с поникшей головой, до опустившихся на колени, все сгибаются с эффектом запоздания. Поэтесса выходит из очереди

Поэтесса. Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Из очереди выходит первая женщина становится по центру. Далее к ней присоединяется вся очередь, распределяясь по сцене в хаотичном порядке

Женщина 1.Для кого-то веет ветер свежий,

Женщина 2. Для кого-то нежится закат -

Далее все женщины выстраиваются по сцене в шахматном порядке.

Женщина 3. Мы не знаем, мы повсюду те же,

Женщина 4. Слышим лишь ключей постылый скрежет

Женщина 5. Да шаги тяжелые солдат.

Женщины шагают на месте..

Женщина 6Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Женщина 7.Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Диктор.Приговор...

Звучит удар похоронного колокола. Ход останавливается, женщины замерли. Все смотрят в зал. Женщины распределяются в хаотичном порядке на сцене, переживая своё горе.

Женщина 1. И сразу слезы хлынут,

Женщина 2.Ото всех уже отделена,

Женщина 3. Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Женщина 4. Словно грубо навзничь опрокинут,

Женщина 5.Но идет... Шатается... Одна...

Поэтесса, выйдя из общего оцепенения

Поэтесса. Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

Вступление

Звучит революционная музыка, на фоне которой звучат негромкие звуки. (скрежет ключей, плачь детей, женский вопль, хлопанье дверей). Женщины подходят к поэтессе, выстраивая линию, подходя к ней, отбивают ногами ритм стихотворения и надевают на голову платки красным цветом к верху.

Поэтесса. Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

Прямое освящение отсутствует, работают лишь скользящие лучи. Звучит органная музыка, на фоне которой лязг цепей, хлопанье дверей, крики. Все звуки нарастают. Женщины снимают платки, держат перед собой на вытянутых руках. Платки прижимают женщин в центр, олицетворяя собой стену, с которой борются женщины. Женщины говорят хором.

Все. И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Музыкальное оформление остается прежним, справа на женщин при затемнении приближается свет фар (два фонаря, симметрично расположенных на горизонтальной плоскости на высоте фар автомобиля). Женщины складывают из платков звезды, олицетворяющие власть с которой они борются.

Все. Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Женщины разрывают красные звезды, и остаются с красными платками в руках. Включается теневой экран на нем силуэты мужчин уходящих вдаль, с конвоем. Женщины идут к стене, еле переставляя ноги, выпуская платки из рук на пол, черной стороной, тем самым создавая дорогу.

Женщина1. Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

Женщина2. В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

Женщина3. На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе...Не забыть!

Женщины доходят до тюремной стены, снимают платки и каждая женщина работает с платком (одна держит платок как ребенка, другая связывает себе руки платком и т.д )

Все. Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Эпизод 2. «Материнский плач»

Мать снимает красный платок с плеч, выходит немного вперёд

Мать.Кто знает, как пусто небо

На месте упавшей башни

Кто знает, как тихо в доме

Куда не вернулся сын.

Раздаётся детский плач, она сворачивает платок, как младенца, укачивает его. Все женщины делают тоже самое, укачивают детей и поют фоном Аааа..- Аааа...успокаивающе с любовью. Создаётся атмосфера ночи, ощущение комнаты, где никто не спит. Мама запевает колыбельную.

Мать.Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

Затем напряжённая тишина, все прислушиваются, что происходит на улице, за дверью, послушав, начинают снова петь.

Мать.Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

Снова притихли, напряжённая тишина, скрип двери, затем тишина.

Мать.Мой Сашенька! Такой веселый мальчик, весь пошел в отца, командира Красной Армии: честен, трудолюбив и всегда по-военному подтянут. Саша мечтал стать инженером. Школьником он часто пропадал на стройках, наблюдая, как над землей подымаются громады многоэтажных зданий.

Как же быстро Саша повзрослел. Благодаря первому месту в областной олимпиаде по математике, мой Сашенька без экзаменов поступил в машино-строительный институт. Стал заместителем секретаря комитета комсомола. Был гордостью института, отличником учебы, преданным партии и неустанно верующим в силу советской власти.

Его фотокарточка даже была напечатана на первой странице газеты «Правда» под заголовком энтузиаст производства. Я смотрела на него с нежностью и неустанной тревогой, радуясь и боясь радоваться.

Вдали раздаётся звук подъезжающей машины, свет фар, шаги сапог. Все женщины прижимают к груди своих детей. На фоне этих звуков мать говорит.

Моего Сашеньку, мою гордость, поддержку и опору, обвинили в участии в террористической организации, в которой он никогда не состоял.

Мужской голос.

Звуки начинают нарастать, на теневом театре появляется тень Сталина. Все прижимают детей ещё крепче.

Мать.(кричит) Нет! Не отдам!

Звук отходящих сапог, и отъезжающей машины. Свет фар отдаляется. Детей забрали. Мать смотрит на свои руки, они пусты, красный платок падает на землю. Начинает петь колыбельную, с горечью и болью, женщины подпевают.

Мать. Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Становится на колени

III (Француженка) Любить по-русски

Француженка стоит у стены, прижавшись к ней спиной. Она говорит по-французски:

Француженка. Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось…

Звучит французская мелодия, исполняемая на аккордеоне. Француженка отходит от стены, медленно идет вдоль нее, проводя по стене рукой. Музыка звучит 5-7 секунд, затем она выходит вперед и говорит по-французски:

Француженка.Мы познакомились с Сергеем в один из дождливых октябрьских дней. Нас свела любовь. Мы стояли на остановке под проливным дождем, последний автобус давно ушел, а мы все говорили и говорили.

Знакомство (Романтика)

Рассказ о России (атмосфера, действие)

Приезд (атмосфера другой России)

а он мне о России, что это великая страна, с бескрайними полями и снегами. И в тот момент я поняла, что живу в чужой стране, в чужом городе, но уже с любимым человеком.… Тогда я решила уехать с ним туда - в страну медведей, самоваров и бескрайних полей.

Напевает мотив песни «Одинокая гармонь». Далее включается фонограмма этой песни. Полный свет. Француженка достает из узелка, который находится у нее в руках, русский платок, надевает его на голову, покачивается в такт музыке. Свет приглушается, музыка стихает, француженка высвечивается пушкой, звучит дикторский текст.

Диктор. Сергей Голубев обвиняется по статье 58 пункт 3. Контакты с иностранным государством в «контрреволюционных целях».

Звук оборвавшейся струны. На экране высвечивается портрет, она бежит к нему, гладит его.

Француженка. Я не знаю, ты жив или умер,—

На земле тебя можно искать.

Или только в вечерней думе

По усопшем светло горевать.

Все тебе: и молитва дневная,

И бессонницы млеющий жар,

И стихов моих белая стая,

И очей моих синий пожар.

Француженка опускается на колени, стягивает платок с головы, бросает его на пол. Говорит по-русски.

Француженка. Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари... Ночь.

Наши рекомендации