Тема 4. Простое предложение.

Пояснительная записка

Современный русский язык – важнейший учебный курс лингвистического цикла, изучаемый студентами филологического факультета. Целью изучения дисциплины является не только ознакомление с синтаксическим строем современного русского языка, но и овладение навыками оценки синтаксических явлений с точки зрения нормативного употребления, синонимических и стилистических возможностей. Центральной задачей курса является повышение научно-теоретического уровня подготовки студентов и одновременно развитие навыков практического пользования языком.

Современный русский язык – один из важнейших учебных курсов лингвистического цикла. При ознакомлении с материалом задачей должно быть не только описание синтаксического устройства современного русского языка, но и оценка синтаксических явлений с точки зрения нормативного употребления, синонимических и стилистических возможностей. Требование вузовской программы – повышение научно-теоретического уровня подготовки студентов и одновременно развитие навыков практического пользования языком. Поэтому освещение вопросов теории языка должно сопровождаться смысловой и стилистической характеристикой синтаксических явлений, рассмотрению должно быть подвергнуто не только грамматическое строение синтаксических единиц, но и их значение и функции в речи, практика употребления.

Знакомство с современным состоянием лингвистической мысли – непременное условие университетского образования. Многие вопросы синтаксической теории не имеют единого решения, другие – разрозненно представлены в специальной литературе. Поэтому рассмотрение различных грамматических концепций преследует цель облегчить задачу понимания современных научных точек зрения и способствовать выработке критичности в оценке взглядов на те или иные вопросы, усилить и развить навыки лингвистического мышления.

Особое внимание необходимо уделить вопросам связи слов в словосочетании и в предложении, взаимодействия разных единиц языка на уровне слова, словосочетания и предложения и предложения, взаимоотношения компонентов словосочетания и членов предложения, т.е. вопросам, позволяющим установить системный характер синтаксиса русского языка, познать функциональную значимость синтаксических единиц. А это должно способствовать развитию навыков сознательного использования речевых средств. Курс состоит из лекционных, практических занятий и лабораторных работ. Значительная часть вопросов выносится на самостоятельное изучение. Практические занятия имеют целью не столько закрепление знаний, полученных в ходе лекционного курса, сколько подтверждение теоретических сведений анализом конкретного языкового материала. Формами итогового контроляявляются зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр).

Программа

Тема 1. Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы.

Предмет синтаксиса. Синтаксис как учение о строе связной речи. Синтаксические связи и синтаксические отношения. Основные синтаксические единицы языка: словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Тема 2. Словосочетание.

Словосочетание как грамматически оформленное соединение слов. Отношение словосочетания к слову и предложению. Синтаксически неразложимые словосочетания. Типы словосочетаний по структуре и значению. Понятие стержневого и зависимого слова в словосочетании. Парадигма словосочетаний. Простые и сложные словосочетания.

Виды подчинительной связи в словосочетании. Согласование, управление, примыкание как лексико-грамматические категории. Полное и неполное согласование. Сильное и слабое управление.

Тема 3. Предложение.

Понятие предложения. Структурный и коммуникативный аспекты предложения. Предикативность – основной грамматический признак предложения, указывающий на отношение сообщаемого к действительности. Понятие об объективной модальности (синтаксическом наклонении) и синтаксическом времени. Субъективная модальность как отношение говорящего к сообщаемому. Языковые средства выражения и формирования субъективной модальности. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения.

Тема 4. Простое предложение.

Типы предложений по характеру выражаемого в них отношения к действительности: предложения утвердительные и отрицательные. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Интонация простого предложения. Виды интонации. Грамматическая роль интонации.

Типы простых предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Полные и неполные предложения.

Наши рекомендации