Тренировка балансирования на незначительной площади опоры
Цель: тренировка сохранения равновесия и координации движений
1. Станьте на край планки размером 2х4 фута (60-120 см).
2. Выполните комбинацию шагов: вперед, боком и назад.
Старайтесь избежать падения вниз.(Рис.1) Альтернативные варианты:
· Повторите ту же комбинацию шагов, одновременно выполняя концентрические круговые движения руками вперед-назад.
· Пройдите «окрестным» шагом в обоих направлениях.
· Руки разведены в стороны. Поднимите прямую или согнутую в колене ногу.
· Пройдите вперед или назад, перешагивая через несколько мячей, размещенных на расстоянии 2 футов (60 см) друг от друга. (Рис. 2)
· Сохраняйте устойчивое положение тела при выполнении позы «ласточки». Стоя на одной ноге, наклоните туловище вперед. Другая нога прямая и отведена до отказа назад. Руки — в стороны. Удерживайте положение в течение 3-6 секунд. (Рис.3)
· Пройдитесь на носках.
· Выполняйте повороты на 180 градусов на носках.
· Повторяйте то же самое, поворачиваясь на 360 градусов.
· Выполнив комбинацию шагов вперед, слегка подпрыгните, дойдя до края планки.
Глава 5 Развитие быстроты
Фото: Подготовка юных чемпионов
Такое качество атлета, как его быстрота является, неоспоримо важным для большинства видов спорта, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений.
Понятие «быстрота» включает в себя три элемента. Первый элемент — время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал). Второй — скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах, а в бейсболе — при отбивании битой или при подаче мяча. Третий элемент — быстрота бега или еще частота движений рук и ног.
В командных видах спорта атлеты редко перемещаются по одной линии, как это происходит, например, во время забега на короткую дистанцию в легкой атлетике.
В игре очень важно уметь вовремя делать обманные движения, например применять против соперника различные финты с мячом. Особенно ценятся те спортсмены, которые могут быстро изменять направление своего движения в момент приема мяча.
При этом важны комплексные формы владения навыками быстроты, а также место, скорость двигательной реакции и скорость бега в различных направлениях. Наглядным примером этого служит быстрота выполнения характерных для восточных единоборств движений руками или ногами. Спортсмен наносит молниеносный удар или, моментально реагируя, блокирует удар соперника, уходя от неуловимого нападения. В любом случае такой атлет должен обладать высокими скоростными способностями и быстротой двигательной реакции. Вот почему важно знать и развивать различные формы проявления быстроты.
Для каждого вида спорта существуют свои методы тренировки специфических скоростных навыков. Однако родители и тренеры могут помочь своим питомцам развить эти качества с помощью дополнительных физических упражнений на тренировку быстроты. В качестве примера в конце этой главы даны упражнения, которые помогут вам найти подходящие способы развития специфических скоростных навыков у юных атлетов.
Многие спортивные специалисты считают, что спринтерами рождаются, а не становятся. Они объясняют это мнение тем, что быстрота в значительной степени определяется генетическими качествами и зависит от композиционного состава мышц атлета. Чем выше количественное соотношение между быстрыми и медленными мышечными волокнами, тем выше скорость реакции и мощнее мышечные сокращения. Но несмотря на то что быстрота ассоциируется с генетическими особенностями, она все же не ограничивается ими. Существуют способы ее развития посредством целенаправленных тренировочных занятий. Даже атлеты, которые не имеют врожденного таланта к деятельности, связанной с проявлением быстроты, могут с помощью специальных тренировок значительно улучшить свои скоростные качества. Будущим спортсменам очень важно уделять особое внимание тренировке быстроты еще с детского возраста. Скорость бега, стремительность двигательной реакции и частота движений ногами качественно улучшаются, начиная с пяти лет, и достигают совершенства уже в совсем зрелом возрасте.
Улучшение скоростных показателей спортсмена также зависит от силы работающих мышц, способствующей более частым движениям тела или конечностей. Поэтому при развитии быстроты движений скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с силовым тренингом. Поскольку у детей увеличение силы мышц начинается (чаще всего) со стадии полового созревания или немного позднее, то наилучших результатов в тренировке быстроты они достигают на стадиях полового созревания или после него. Однако улучшение скоростных способностей, которое происходит в результате адаптационных характеристик нервных процессов, заметно уже чуть раньше — на стадии, предшествующей половому созреванию. Это означает, что в процессе выполнения детьми упражнений на скорость развивается межмышечная координация, и работа мышц становится более эффективной. Из чего следует, что механизм повышения быстроты движений на стадии, предшествующей половому созреванию, не является результатом увеличения работоспособности мышц, а связан с адаптацией нервно-мышечного аппарата.
Примерная модель организации тренировок для развития быстроты движений на начальном этапе атлетической подготовки
Способность детей младшего возраста к прогрессу в формировании быстроты движений на ранней стадии физического развития способствует последующему развитию этого качества, как у девочек, так и у мальчиков в период их полового созревания. Значительному повышению скоростных характеристик способствуют не только приобретенные навыки в беге, но и дальнейшее развитие межмышечной координации.
У некоторых детей, особенно у тех, которые не проходят разностороннюю физическую подготовку, может быть плохо развита координация движений рук и ног. Из-за того, что движение рук напрямую связано с частотой движения ног, часто снижается уровень развития межмышечной координации руки и силы мышц плеча. И, как следствие — отрицательно влияет на способность детей быстро бегать.
Половые различия не слишком сказываются на скорости бега и не заметны на стадии, предшествующей половому созреванию. Но по мере приближения к периоду полового созревания начинает проявляться тенденция мальчиков демонстрировать лучшие (по сравнению с девочками) результаты по быстрому выполнению каких-либо двигательных действий. Показатели по другим формам проявления быстроты и ловкости имеют ту же тенденцию (см. раздел «Библиография» — Baley, Malina, and Mirwald, 1985; Hebbelinck, 1989).