V. Закрепление изученного. 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр

1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 120).

2. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.

– Обозначьте корни и окончания в словах. Составьте предложения со словами.

1-я г р у п п а: колесо, колеса, колесный, колесит, колесят.

2-я г р у п п а: загадки, отгадка, загадочный, угадывает, отгадывают.

3-я г р у п п а: тормоз, тормоза, тормозной, тормозишь, тормозят.

4-я г р у п п а: ночь, ночи, ночной, ночуешь, ночуют.

VI. Итог урока.

– С чем познакомились на уроке?

– Что такое окончание?

Домашнее задание:упражнение 121.

У р о к 37.
Начальная форма имен существительных

Цель: показать, что существительные в единственном числе, которые отвечают на вопрос кто? что?, – это существительные в начальной форме.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

II. Чистописание.

– Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено,–

Похожа буква на топор!

Расколет непременно! (Р.)

Е. Тарлапан

1. П р о д о л ж и т е закономерность.

ррррр Р ррр РР

2. З а п и ш и т е пословицу. Объясните значение.

Раз солгал, навек вралем стал.

Подчеркните орфограммы.

III. Повторение.

1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.

2. П р о в е р к а з н а н и й п р а в и л а (с. 69).

IV. Работа по теме урока.

1. Н а б л ю д е н и е за окончаниями имен существительных.

Н а д о с к е:

зуба дому лес

зуб дома лесу

зубу дом лесом

– Выберите из каждого ряда слов слова, отвечающие на вопрос что?

Н а д о с к е:

кота слон лису

кот слона лисе

коту слону лиса

– Выберите из каждого ряда слов слова, отвечающие на вопрос кто?

2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 70).

3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 123).

В ы в о д: если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.

V. Закрепление изученного. 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр - student2.ru Ф и з к у л ь т м и н у т к а

– Доброе утро! – птицы запели.

(Дети машут руками.)

Добрые люди встают с постели.

(Показывают, как просыпаются, потягиваются.)

Прячется вся темнота по углам.

(Закрываются руками.)

Солнце взошло, идет по делам!

(Шагают на месте.)

V. Закрепление изученного.

1. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 125).

– Как обозначается нулевое окончание?

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 124).

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Приведите примеры существительных в начальной форме.

Домашнее задание:упражнение 122; выучить правило (с. 70); повторить словарные слова.

У р о к 38.
Разбор слов по составу. Окончание

Цель:прививать навык последовательности действий при разборе слова.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

II. Чистописание.

Каждый знает, буква … (Я) –

Самая хвастливая.

1. П р о д о л ж и т е закономерность.

Я Я Я Я я я я ЯЯ Я

2. П р о ч и т а й т е поговорку, объясните ее значение.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Спишите, подчеркните орфограммы.

III. Повторение.

– Какова начальная форма имени существительного?

С л о в а р н ы й д и к т а н т:

Альбом, барабан, вдруг, газета, девочка, железо, завод, иней, канава, ладонь, машина, народ, облако.

IV. Работа по теме урока.

1. Н а б л ю д е н и е за формами одного и того же слова (упр. 126).

Разбор слов луковый и грядка по составу.

При этом учитель вывешивает на доску схему разбора слов по составу.

2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 128).

V. Закрепление изученного. 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр - student2.ru Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы подуем высоко.

(Дети встают на носочки,

поднимают руки вверх.)

Мы подуем низко.

(Приседают.)

Мы подуем далеко.

(Наклоняются вперед,

вытягивают руки.)

Мы подуем близко.

(Стоят прямо, подносят руки ко рту.)

Наши рекомендации