На коленки - по кругу
Участники стоят в кругу по принципу «паровозик», при этом обнимают за талию человека, стоящего через одного впереди. Задание – сесть на коленки тому, кто стоит сзади. Получается не сразу, как правило на первых порах кто-нибудь выпадает из круга и весь круг из-за этого разваливается. Тренер дает установку на то, что любое командное дело похоже на выполняемое упражнение – пока все держат друг друга – все буде работать. Нет самого главного или не важного. Если выпадает один – разваливается все. Пробуют еще раз или несколько – до тех пор, пока не получится правильно. После этого все отпускают руки и тренеру имеет смысл, в целях большего сплочения группы поощрить участников на небольшое проявление радости и гордости собой - «Вы сделали это, имеет смысл поаплодировать себе и коллегам по группе»
Название | Краткое описание | Цель игры | Кол-во участников | Примечание |
«Снежный ком» | По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавшихся перед ним. | Знакомство и сплочение группы | До 20 | |
«Путаница» | Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. | Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. | 5-10 | Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. |
«Белые медведи» | 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». | Разрядка | 5-25 | Безопасное помещение |
«Черные шнурки» | Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех., у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. | Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. | 6-25 | По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенных отношений. |
«Вася – Вася» | Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. | Знакомство, внимание, наблюдательность, координация. | 5-10 | Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. |
Имена- качества | Каждый придумывает какое- либо качество личности. Свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. | Любое | Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно. |
Вопросы на бумажках | Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. | Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. | Любое | Возможный уход от серьезной работы- написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку» |
Мозговой штурм | Все участники обсуждают проблему и выносят предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. | Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. | Любое | Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов. |
«Я никогда не…» | Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не …». Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно. Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по- честному. | Знакомство в игровой форме. | 5-15 | Нужно оговорить вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т. е. это может благотворно влиять на самооценку человека. |
Знакомство по парам | Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. | Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. | Четное 8-16 | Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать. |
«Поиск общего» | Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. | Знакомство, внимание к личности другого и проявление своей личности. | 8-30 | Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д. |
Хлопки | Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков. | Разрядка, концентрация внимания. | 5-20 | |
«Времена года» | Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных- угадать какое. | Разрядка, знакомство, сплочение группы. | 10-25 | |
«Дни рождения» | Участники молча строятся в линейку по дням рождения. | Разрядка, знакомство, сплочение группы | 5-30 | |
«Построиться по …» | Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность и т. д.) | Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. | Любое | Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия. |
«Разгоняем паровоз» | По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем обратный процесс. | Сплочение, ощущение общности группы. | Любое | |
«Колпак» | «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. | Разрядка, смех, ощущение цельности группы. | Любое | Хорошо проводить во время заключительных занятий. |
«Дракон» | Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний «хвост». Голова должна поймать хвост | Разрядка, сплочение | 5-15 | Безопасное помещение |
«Зоопарк» | По предложению ведущего все изображают каких-либо животных (движения и звуки) | Разрядка, проявление фантазии, выход энергии | 5-25 | Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группового процесса |
«Эхо» | Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо | Взаимодействие «личность-группа», обратная связь | 5-25 | При желании можно добавлять жесты |
«Переманивания» | Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего. | Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений | 11-25 не четное кол-во | |
«Шишки, желуди, оре-хи» | Группа разбивается на тройки и встает в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке – «шишки», за ним «желуди». За ними «орехи». Ведущий стоя в центре называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим. | Разрядка, концентрация внимания. | 13-25 | |
«Птицы, блохи, пауки» | Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает кем она будет - «птицами», «пауками», или «блохами».Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стороны, переходит в другую команду. | Разрядка, концентрация внимания. | 10-30 | Просторное, безопасное помещение. |
«Салки-обнималки» | Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. | Разрядка, взаимовыручка | 6-30 | Просторное, безопасное помещение |
«Зеркало» | В парах один человек повторяет движения другого. Вариант- вся группа повторяет движения одного. | Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. | Любое | |
«Бурундуки» | Ведущий на ухо называет каждого участника каким- либо животным. Все встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается , когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы. | Разрядка, смех, противодействие с группой. | 10-30 | |
«Салки по трое» | Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр. | Взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным. | Кратно 4 | |
«Кузнечик» | Участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигаются с места на место перед участником. | Разрядка, смех. | 6-15 | Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить. В этом случае тот, кто путается , выбывает из группы. |
«Поджигатель» | Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. | Разрядка, сплочение группы. | 6-12 | У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение. |
«Телетайп» | Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего. который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. | Групповое сплочение, снятие возбуждения. | 6-20 | Можно использовать для завершения занятий. |
«Рисунок с поводырем» | Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. | Снятие возбуждения, межличностный контакт. | Любое четное | Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым» |
«Койот и кролик» | Участники сидят в кругу и передают друг другу 2 мяча, один-«кролик», другой- «койот». Задача «койота»- поймать «кролика» «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если 2 мяча оказались в одних руках - «койот» поймал «кролика» | Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции. | 6-15 | Довольно сложно, дети с замедленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса. |
«Два паровозика» | Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и стают «паровозиком».Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий, дотрагиваясь до последнего «вагона», переходит на место паровоза. | Сплочение, опыт ответственности. | 5-30 | Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью. |
«Фруктовая корзина» | Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего- успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим. | Разрядка | 6-15 | |
«Стул сгорел» | Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. | Разрядка | 6-30 | Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев. |
«Поросята и котята» | Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза и издавая соответствующие звуки должны найти своих собратьев. | Разрядка | 6-30 | Ведущий заранее говорит, что он не будет играть, т. к. следит за безопасностью. Безопасное помещение. |
«Бабочка- ледышка» | По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкций то «ледышка», то «мячик», то горячая картошка. | Развитие воображения. | 6-10 | Возможен всплеск агрессивности во время передачи бабочки |
«Ассоциации» | Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. | Ассоциативное мышление, знакомство. | 6-20 | Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой. |