В пространстве и по кругу лиц. Любой нормативный акт имеет территориальные, временные границы своего действия, а также адресован определенному кругу лиц

Любой нормативный акт имеет территориальные, временные границы своего действия, а также адресован определенному кругу лиц, в отношении которых он распространяется.

В зависимости от территориальных границ действия выделяют: общегосударственные нормативные акты, действующие на всей территории государства, которую образуют сухопутное, водное, воздушное пространство внутри государственных границ, а также корабли в открытом море, подводные и надводные сооружения в мировом океане, воздушные лайнеры, искусственные космические аппараты. Действие национальных законов распространяется также на территории постоянных дипломатических представительств: посольств и миссий. Кроме названных, существуют региональные нормативные акты, действующие лишь на определенной части государственной территории, местные и локальные.

Например, в Российской Федерации действуют одновременно федеральныенормативные акты, и нормативные акты субъектов федерации. Представительные органы субъектов федерации (областные, краевые думы, законодательные собрания и др.) издают республиканские, областные законы. Исполнительные органы субъектов федерации (областные и краевые администрации, правительства республик) издают постановления и распоряжения.

Кроме федеральных нормативных актов и актов субъектов федерации, существуют нормативные акты органов местного самоуправления, которые действуют в территориальных пределах муниципального образования (района, города), а также локальные нормативные акты,действующие только в каком-либо учреждении или предприятии (например, Правила внутреннего распорядка, действующие в Волгоградской академии государственной службы).

В зависимости от круга лиц, на которых нормативный акт распространяет свое действие, различают: нормативные акты общего значения и специальные (ведомственные).

Акты общего значения распространяют свое действие на абсолютное большинство населения, проживающего на территории государства. Специальные (ведомственные)акты действуют в отношении определенной части населения (сотрудников какого-то ведомства, беженцев, военнопленных, лиц, осужденных за совершение преступлений, интернированных и т. п.). Примером акта общего значения может быть Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», примером специального — Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей».

В зависимости от действия во времени выделяют нормативные акты постоянного действия и временные.Особую группу образуют чрезвычайные нормативные акты, которые государство может издавать в случае возникновения «форс-мажорных обстоятельств»: внешнего нападения, стихийного бедствия, эпидемии. Срок действия таких нормативных актов ограничен существованием тех чрезвычайных обстоятельств, которые вызвали необходимость их издания.

В зависимости от установленного порядка нормативный акт вступает в силу либо с момента, указанного в самом тексте нормативного акта, либо через определенное время после его официального опубликования, либо с момента подписания или опубликования и т.п.

Нормативный акт прекращает свое действие либо истечением времени, если это временный акт, либо отменой, либо приятием нового нормативного акта, регулирующим те же отношения.

Особый случай образует «переживание нормативного акта» - состояние, когда нормативный акт, утративший юридическую силу, в силу специального указания, содержащегося в новом акте, продолжает действовать в отношении определенных обстоятельств.

Например, в п.6 второго раздела Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» записано: «До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления».

С действием нормативных актов во времени связана проблема «обратной силы закона».

Принцип демократического правового регулирования выражается в юридической формуле «закон обратной силы не имеет». Это означает, что по общему правилу закон не действует в отношении тех обстоятельств, событий и действий, которые возникли и произошли до вступления нормативного акта в силу. Из этого правила есть два исключения:

1.закон имеет обратную силу, если он смягчает или устраняет ответственность.

2 закон имеет обратную силу, если новым нормативным актом это специально оговорено. При этом следует иметь в виду, что новый закон, который устанавливает ответственность либо отягчает ее, в любом случае обратной силы не имеет.В этом проявляется гуманизм правового регулирования в демократическом обществе.

***

Тема 12

Система права

Наши рекомендации