Игры на развитие познавательных процессов
· Знайка
Ведущий объявляет тему, например, «Города». Ребенок называет какой-либо город и кидает мячик следующему игроку. Когда все ответили, тема меняется. Примерные темы: цветы, фрукты, страны, реки, мультфильмы, имена...
· Угадай предмет!
В большую картонную коробку складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика... Сверху коробка закрывается платком. Ребенок берет на ощупь предмет и пытается угадать, что это такое.
· Наборщик
Возьмём какое-нибудь слово, состоящее не менее чем из семи-восьми букв. Нужно, пользуясь этими буквами, составить новые слова. Например: станция - тина, аист, сатин и т. д.
Игра будет интереснее, если за основу мы возьмем слово подлиннее. Например: изобретательность. Условимся не выписывать односложных слов, таких, как лес, сон, нос - их окажется слишком много. Нужно учитывать повторяемость той или иной буквы в исходном слове, поэтому, например, такие слова, как золото, талант в данном случае не годятся, т.к. в исходном слове имеются только два о и одно а.
Для удобства можно выписать все, входящие в исходное слово буквы и обозначить сколько раз они встречаются.
Через 15-20 мин тот, у кого выписано наибольшее количество слов, читает их вслух. Одинаковые слова, оказавшиеся хотя бы ещё у одного игрока, вычеркиваются. Победитель тот, у кого останется больше слов.
После этого ведущий называет букву (предположим, м), и каждый игрок должен рядом написать фамилию писателя, название города и т.д. на букву м. Выигрывает тот, кто первым справится.
· Телепатия
Делается по парам. Человек, сосредоточившись, пытается передать напарнику несложный образ (например: закат). Обычно угадывание чужих мыслей действительно может происходить. Важно, чтобы в группе соблюдалась тишина.
· Сенсорика
Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.
Человек с закрытыми глазами. Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен назвать пол и постараться определить имя дотронувшегося.
· Мышеловка
Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки - мышеловка захлопывается. Их задача не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.
· Остановка рук
У человека закрыты глаза. Напарник постепенно приближает к нему руку. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать «Стоп». Вариант - напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать "Стоп".
· Искра
Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.
· Ритм
Все участники сидят в кругу. Ведущий задает ритм хлопками в ладоши. Ребята должны по кругу повторить этот ритм, при условии, что каждый хлопает только один раз.
· Пальцы
Ведущий показывает на руках разное число пальцев в хорошем темпе. Все хором называют.
· Сколько
Ведущий: «Посчитайте сколько предметов на букву «п» («р», «л» и т.п.) есть в этой комнате». Называем по очереди. Предметы не должны повторяться. Выигрывает тот, кто продержится дольше всех.
· Ищите его
Игра со словами. Участникам предлагается короткое слово. Они должны вспомнить и записать за определенное время как можно больше слов, в которых содержится данное слово. Например: мак – гамак, тумак, смак, макака.
Потом устраивается соревнование, все по очереди зачитывают. Можно сделать по командам.
· Ай -да я
Ведущий: «Мы сейчас будем по очереди называть числа по порядку, но вместо чисел, которые делятся на 3 (5, 7, 4) и содержат три в своем написании, мы будем говорить «Карамба» (например: 1, 2, Карамба, 4, 5, Карамба, 7, 8, Карамба, 10, 11, Карамба, Карамба, 14,...). Тот, кто ошибается – вылетает из игры». Можно усложнить задачу - взять две цифры и говорить при одной цифре одно слово, а при другой - другое, если они встретились вместе, то оба слова (например: (числа 3 и 5): 1, 2, Карамба, 4, Ква, Карамба, 7, 8, Карамба, Ква, 11, Карамба, Карамба, 14, Карамба-Ква [число 15 делится на 3 и на 5],…)
· МПС
Несколько добровольцев, которые никогда не играли в эту игру, покидают зал на одну минуту. Все остальные договариваются о том, что отвечать будут про своего правого соседа (МПС = мой правый сосед). Водящему, по возвращении, говорят: «Сейчас мы все вместе загадали человека из нашей группы. Тебе нужно отгадать, кто это и расшифровать его кодовое название МПС».
· Сиамские близнецы
Очень давно в Таиланде родились близнецы, мальчики Чанг и Энг. Они были необычны тем, что у них были общие части тела, то есть они срослись. Так как Таиланд в старину назывался Сиамом, мальчиков назвали сиамскими близнецами. Быть сиамскими близнецами очень нелегко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте убедиться в этом сами: обнимитесь друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая другого, и вот в таком положении выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия:
Вденьте нитку в иголку; Зажгите свечу с помощью спичек; Вырежьте из бумаги кружочек; Завяжите шнурок на ботинке; Замкните стержень в шариковой ручке.
· Диалог
Ведущий: «У вас есть диалог:
- Что случилось?
- Ничего.
- Ты что с ума сошел?
- А в чем собственно дело?
-Помогите.
Придумайте и покажите ситуацию, в которой эти слова могут быть сказаны». После всего можно их сравнить - насколько они разные, схожие.
· Трудная рифма
Незнайка, герой сказки Н.Носова, однажды захотел стать поэтом. Но он, как ни старался, не мог придумать рифму к слову «палка». Как потом выяснилось, к этому слову вообще нет рифмы. Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифму к словам:
Чайник;
Ковер;
Люстра;
Кресло;
Портфель.
Попробуйте сочинить с получившимися рифмами двустишия.
· Новое применение
Все знают, для чего нужна тарелка или кастрюля, полотенце или скатерть. Но ведь все эти предметы можно использовать не только по прямому назначению. Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для привидения. Придумайте не менее десяти новых применений таким знакомым вещам, как…
Носовой платок;
Столовая ложка;
Бельевая прищепка;
Швейная игла;
Зубная щетка.
· Интонация
Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: «Ну, вот и все!». Но сказать ее нужно:
Радостно, словно вы закончили писать заданное на дом сочинение;
Кровожадно, словно вы истребили всех мух, летавших по квартире;
Печально, словно вы досмотрели до конца последнюю серию любимого телесериала;
Испуганно, словно вас догнал волк, от которого вы пытались убежать;
Устало, словно вы только что очистили два ведра картошки.
· Недописанное четверостишье
Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткое стихотворение про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в четверостишии. А первые строчки четверостиший звучат так:
«Винни Пух сказал однажды:
«Больше мед не буду есть…»
«Леопольд глядел в окошко
и мечтал иметь друзей…»
«Как-то Гена с Чебурашкой
отдыхать на речку шли…»
«Волк на зайца очень злился;
говорит: «Ну, погоди!..»
«Карлсон в гости к Малышу
прилетел под вечер…»
· Фотоаппарат
Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делает снимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем роли меняются. На самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Наиболее важные моменты следующие: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.
· Паровозик
Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.
АТРИБУТЫ ПАТРУЛЯ
Название, флажок, галстук, клич, девиз.Патрульный флажок имеется у каждого патруля скаутов. Размер флажка 30 см на 45 см. Покрой - треугольный. Цвета флажков - согласно патрульному "зверю", где первый (основной) цвет поля, вторым изображается на лицевой стороне символ патруля. На обратной стороне флажка в верхнем углу допускается прикреплять значки патрульных специальностей и отличий полученных всем патрулем. На этой же стороне может быть помещен девиз Патруля. Патрульный флажок носится начальником патруля (патрульным) или его помощником и всегда находится при патруле. Патрули скаутов носят названия животных и птиц. Названия патрулей пишутся с заглавных букв и берутся в кавычки. Например, "Орел", "Летучая мышь", "Тараканы", "Амурский тигр", "Таволга" и т.д.
Галстук - равнобедренный треугольник такого размера, чтобы, будучи одетым, доставал до пояса. Галстук сворачивается вдоль длинной стороны так, чтобы одетый на или под воротник рубахи его угол был виден на спине приблизительно на 10 см. Галстук стягивается спереди зажимом. Роверы могут завязывать галстук квадратным (роверским) узлом. Концы галстука заканчиваются узелками, которые напоминают о необходимости делать добрые дела. Лесное имя может быть изображено в прямом углу галстука. Изображения лесного имени должно быть в стиле скаутской символики и занимать ту часть галстука, о которой сказано в начале этого пункта.
Цветгалстука. Таблица основных цветов: Белый - чистота, честность, правдивость. Серый - доброта, терпение. Красный - решительность, храбрость. Оранжевый - веселье. Голубой - ум, идеализм. Синий - наблюдательность, изобретательность. Черный - сила, мудрость. Желтый - практичность, сноровка. Лимонный - трудолюбие, честность. Фиолетовый - постоянство, настойчивость. Коричневый - хитрость, сноровка. Светло-зеленый - надежда, доблесть. Темно-зеленый - жизнь в лесу, любовь к природе.
Чибис | ум, искусство, утонченность | ЗЕЛЕНЫЙ И БЕЛЫЙ | Олень | подвижность, знание и любовь к природе | ЛИЛОВЫЙ И ЧЕРНЫЙ | |
Лев | сила, великодушие, храбрость | ЖЕЛТЫЙ И КРАСНЫЙ | Павлин | спокойствие, положительность, артистический дух | ЗЕЛЕНЫЙ И СИНИЙ | |
Собака | верность, хитрость, хороший разведчик | ОРАНЖЕВЫЙ | Буйвол | сила, выносливость | КРАСНЫЙ И БЕЛЫЙ | |
Кенгуру | нежность, быстрота, храбрость | КРАСНЫЙ И СЕРЫЙ | Аист | верность, героизм, патриотизм | ГОЛУБОЙ И БЕЛЫЙ | |
Кошка | подвижность, гибкость, хитрость, наблюдательность | СЕРЫЙ И КОРИЧНЕВЫЙ | Бык | сила, решительность, воля | КРАСНЫЙ | |
Лошадь | услужливость, сила, выносливость, работа | БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ | Пантера | хитрость, лукавство, сила, подвижность, разведка | ЖЕЛТЫЙ | |
Шакал | уединенная жизнь | СЕРЫЙ И ЧЕРНЫЙ | Медведь | сила, выносливость, предосторожность, точность | КОРИЧНЕВЫЙ И ЧЕРНЫЙ | |
Лисица | знание леса, хитрость, упругость | ЖЕЛТЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ | Тигр | сила, выносливость, упругость | ЛИЛОВЫЙ | |
Ворон | гордость, сноровка | ЧЕРНЫЙ И СИНИЙ | Баран | сила, свобода, терпение | КОРИЧНЕВЫЙ | |
Тюлень | знание моря, выносливость, сила | КРАСНЫЙ И ЧЕРНЫЙ | Горлица | друг природы, деликатность | СИНИЙ И СЕРЫЙ | |
Волк | практичность, сноровка, сила, мудрость | ЖЕЛТЫЙ И ЧЕРНЫЙ | Летучая мышь | ночная разведка, тишина, скромность | ГОЛУБОЙ И ЧЕРНЫЙ | |
Сова | ночная разведка, молчаливость | СИНИЙ | Ласточка | скорость, решительность, служение | СИНИЙ | |
Гиена | алчность, дикая жизнь | ЖЕЛТЫЙ И БЕЛЫЙ | Гипоппотам | могущество, сила, плаванье | РОЗОВЫЙ И ЧЕРНЫЙ | |
Лось | сила, терпение, выносливость | БЕЛЫЙ И СЕРЫЙ | Ястреб | наблюдательность, точность, решительность | РОЗОВЫЙ | |
Орел | свобода, наблюдательность, мощность, решительность, возвышенность | ЗЕЛЕНЫЙ И ЧЕРНЫЙ | Носорог | сила, воля, решительность | ОРАНЖЕВЫЙ И СИНИЙ | |
Кобра | хитрость, хладнокровие, лукавство | РОЗОВЫЙ И БЕЛЫЙ | Гремучая змея | хитрость, сила, хладнокровие, лукавство | ОРАНЖЕВЫЙ И ЧЕРНЫЙ | |
Слон | сила, верность, работа | МАЛИНОВЫЙ И БЕЛЫЙ | Дятел | самостоятельность, дисциплина, любовь к лесу | ЗЕЛЕНЫЙ И ЛИЛОВЫЙ | |
Кабан | сила, энергия, жизнь в лесу | СЕРЫЙ И РОЗОВЫЙ | Кукушка | независимость, следопытство | СЕРЫЙ | |
Антилопа | упругость, легкость, ловкость | СИНИЙ И БЕЛЫЙ | Барсук | непобедимость, уничтожитель страха | СИРЕНЕВЫЙ И БЕЛЫЙ | |
Выдра | подвижность, жизнь в воде | СИРЕНЕВЫЙ И БЕЛЫЙ | Бобр | остроумие, терпение, трудолюбие | СИНИЙ И ЖЕЛТЫЙ |
ЛЕТОПИСЬ ПАТРУЛЯ
Это мероприятие можно назвать лагерной традицией. В течение смены ребята вместе вписывают в летопись новую страницу. Записывают, что произошло, кто отличился, делают иллюстрации. Главное не забывать хотя бы раз в два дня выделять для нее время. Хранится летопись у патрульного.