Развитие познавательных процессов

Развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлек­сия; тяга к абстрагированию, широким обобщени­ям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами, — таковы особен­ности познавательной сферы подростков и стар­шеклассников. Если у подростка нет желания и умения организовывать свою умственную деятель­ность, он обычно не достигает высокого уровня раз­вития мышления даже при самых благоприятных задатках и хороших условиях. Для повышения продуктивности мыслительной деятельности мож­но использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание опти­мальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включе­ние как образных, так и символических компонен­тов, использование преимуществ понятийного мыш­ления, а также снижение излишней критичности при оценке результата.

В рамках учебного процесса для развития мыш­ления подростков и старшеклассников учитель ис­пользует каждую возможность — учить подрост­ков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, яс­но, правильно и четко выражать свою мысль, вос­питывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения. С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самосто­ятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, чаще ставить вопросы «Что здесь имеется общего?», «Чем отличаются?». По географии это могут быть вопросы, начиная от простейших, типа «Чем остров отличается от по­луострова?», и кончая такими, как «Чем тундра отличается от тайги?», «Сравни тропический, лес и лес умеренного пояса», «В чем сходство и разли­чие фауны и флоры Африки и Южной Америки?», «Сравни климат Англии и Франции» и т. д. На уро­ках ботаники полезно предложить учащимся срав­нить мхи и водоросли, грибницу и корневую систе­му, выяснить, чем отличается корневище от корня, спора от семени. Серию подобных заданий мож­но составить и по другим учебным предметам — «Сравни ромб и квадрат», «Чем деепричастие отли­чается от причастия?», «Чем многочлен отличает­ся от одночлена?», «Сравни кислород с водородом», «В чем сходство и различие рабовладельческого и феодального строя?» и т. д.

От простого сравнения следует переходить к его более сложным формам с выделением существен­ных и несущественных признаков. Рекомендуется, например, на уроках географии предложить уча­щимся посмотреть на карте и картинках различ­ные равнины, сравнить их, после этого назвать их существенные и несущественные признаки, сравнить на уроках биологии по картинкам и по памяти различных грызунов и тоже выделить существенные и несущественные их признаки. На уроке русского языка сравнить слова «искусство» и «искусный».

Подобные задания, во-первых, являются хорошими мыслительными упражнениями, а во-вторых, способ­ствуют лучшему усвоению учебного материала.

3.2.1. Развитие мышления66

КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ

Цель: развитие познавательной активности, целе­направленности мыслительного процесса.

Ход игры: 1. Детям младшего школьного воз­раста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми от­крывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь.

_________________

66 Некоторые игры для детей 9-10 лет из раздела «Развитие поз­навательной сферы дошкольника и младшего школьника» можно использовать и с подростками, усложнив содержание материала.

Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно как пятими­нутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влия­ние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых де­талей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображе­нию непонятного объекта можно использовать сле­дующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему из­меняется? Что влияет на него? Какие имеет свой­ства? и т. д.

Представьте, что перед вами изображение совер­шенно непонятного объекта. Какие вопросы вы мо­жете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и запол­нить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

ОШИБАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ

Цель: развитие критичности мышления.

Ход игры: Ведущий или один из участников де­лает умышленные ошибки при чтении, при доказа­тельстве различных положений (в т. ч. и матема­тических зависимостей). Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и ис­правлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения. Для этого можно использовать целостные тексты. Тогда игра преобразуется в «Опечатку».

ОПЕЧАТКА

Цель: развитие критичности мышления.

Ход игры: В тексте допущена опечатка — про­пущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текс­та. Найдите это предложение иисправьте опечат­ку. Например: «Многие знатные вельможи смири­лись с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны да­же мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспо­щадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Некоторые знат­ные феодалы укрывались от гнева Ришелье в сво­их замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян». (История средних ве­ков. 6кл. М., 1985.)

Наши рекомендации