Знакомство с буквами л, л.
Обозначай твердые согласные синими фишками.
Назови гласные в слове лапа. Обозначь в схеме гласные звуки буквами.
Замени последнюю букву абуквой ы. «Прочитай» слово.
Произнеси первый звук в слове лисы. Звук [л'] — мягкий согласный звук.
Обозначь мягкий согласный [л'] фишкой зеленого цвета.
Выдели второй звук в слове лисы. Обозначь гласный звук [и] фишкой.
Произнеси третий звук. Как он называется? Звук [с] твердый или мягкий согласный?
Фишкой какого цвета надо обозначить твердый согласный [с]?
Какой последний звук в слове лисы?
Мягкие согласные обозначай зелеными фишками.
Обрати внимание: слова лиса, лисичка, лисенок, лисий (хвост) имеют
общую часть лис-.
№105
Покажи тюльпан, ландыш, василек, гладиолус.
Назови одним общим словом тюльпан, розу, ландыш, василек, колокольчик, гладиолус, гвоздику.
Положи синие фишки на цветы, в названиях которых слышится твердый согласный звук [л].
Зеленые фишки положи на цветы, в названиях которых слышится мягкий согласный звук [л'].
№ 106
Произнеси звук [л]. Что образует преграду, когда произносят звук [л]?
По каким признакам звук [л] относится к согласным звукам?
Повторяй слова и показывай фишки:
если в слове твердый согласный звук [л], показывай синюю фишку,
а если мягкий согласный звук [л'] — зеленую фишку.
Желтый, белый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Раскрась флажки красками, в названиях которых есть твердый согласный
звук [л] или мягкий согласный звук [л'].
№ 107
Рассмотри картинку. Что делает девочка
Обозначь длинной полоской предложение
Девочка поливает цветы.
Обозначь каждое слово короткой полоской.
Сосчитай, сколько слов в предложении
Чем поливает девочка цветы? (Девочка поливает цветы водой.)
Обозначь полосками предложение и каждое слово.
Из чего девочка поливает цветы?
Расскажи: что поливает девочка? чем она поливает? из чего поливает?
С какого звука начинается слово лейка?
Произнеси этот звук, внимательно послушай и скажи, твердый он или мягкий.
Выдели последовательно звуки в слове лужа. Обозначь их фишками.
С твердого или мягкого звука начинается слово лужа?
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
Почему звуки [л], [л'] относятся к согласным звукам?
Найди на картинке предметы, в названиях которых есть звук [л] или [л'].
Знакомство с буквами Л, л.
№ 108
Что нарисовано на картинке?
Последовательно выделяй звуки из слова бусы.
Составь из фишек схему звукового состава слова бусы.
Скажи, звук [с] или [с'] слышится в слове бусы!
В слове бусы слышится звук [с]. Это твердый согласный.
Кто нарисован на картинке?
Послушай, твердый согласный [с] или мягкий согласный [с'] в слове гуси.
В слове гуси слышится мягкий согласный [с'].
Последовательно выдели все звуки в слове гуси. Составь схему звукового состава слова гуси.
Покажи место звука [с'] в схеме звукового состава слова гуси.
Произнеси звук [с'].
Проверь, обозначил ли ты мягкий согласный [с'] зеленой фишкой.
№ 109
Назови, что нарисовано на картинках.
Выделяй последовательно звуки в словах мак, муха, косы. Каждый звук обозначай цветным карандашом: гласные звуки — красным, твердые согласные — синим, мягкие согласные — зеленым.
В клеточки, обозначающие гласные звуки, положи буквы.
В слове косы замени букву ыбуквой а. «Прочитай» получившееся слово.
№ 110
Рассмотри картинку.
Кого кормит девочка?
Куда наливает девочка молоко?
Из чего наливает девочка молоко?
Из чего лакает кошка молоко?
Составь предложение, в котором сообщалось бы, что наливает девочка, из чего и куда.
Слушай слова. Поднимай синюю фишку, когда услышишь в слове твердый звук [л]. Поднимай зеленую фишку, когда услышишь мягкий звук [л']: лакает, наливает, молоко.
№ 111
О ком загадка?
Вот иголки и булавки На меня они глядят,
Выползают из-под лавки Молочка они хотят.
(С.Маршак)
Какие слова загадки подсказали тебе, что это ежик?
Что любит пить ежик?
Слушай загадку и поднимай букву л, когда услышишь в словах звук
[л] или [л']. Выучи загадку наизусть.
№ 112
Послушай стихотворение.
Нам солнышко светило, Мы везем с собой кота
Нас ветер обвевал; Чижика, собаку,
В пути не скучно было, Петьку – забияку,
И каждый напевал: Обезьяну, попугая -
— Красота! Красота! Вот компания какая.
(С Михалков)
Поднимай букву л, когда услышишь в словах звук [л]. Выучим стихотворение, начиная со слов: «Красота! Красота!
№ 113
О чем эта загадка?
Как взялась она за дело Ела, ела дуб, дуб
Завизжала и запела. Поломала зуб, зуб.
Что делают пилой? (С МАршак)
Объясни, как ты понимаешь слова загадки: «Ела, ела дуб, дуб»?
Какое дерево пилили пилой?
Покажи на картинке «зубы» пилы.
Выделяй последовательно звуки в слове пила.
Обозначай каждый звук: черти квадратики цветными карандашами.
Покажи место звука [п'] в схеме звукового состава слова пила.
Твердый или мягкий это согласный? Произнеси его.
Каким цветом надо обозначать в схеме мягкий согласный? (зеленым)
Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме звук [п']?
Какой звук следует за звуком [п'] в слове пила?
Обозначь в схеме гласный [и] буквой.
Покажи место звука [л] в слове пила
Мягкий или твердый это звук?
Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме твердый согласный [л].
Какой звук следует за звуком [л]? Обозначь его буквой.
Посмотри на картинку. Это дерево называется липа.
Последовательно выделяй звуки в слове липа.
Составь из фишек схему звукового состава слова липа.
С мягкого или твердого согласного начинается слово липа?
Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме мягкий согласный [л'].
Какой звук следует за звуком [л']? Обозначь гласный звук [и] буквой.
Покажи в слове липа место звука [п]? Твердый или мягкий это звук?
Объясни, почему ты выбрал синий цвет для обозначения в схеме согласного [п].
Какой звук следует за звуком [п]? Обозначь гласный звук [а] буквой.
«Прочитай» слово. Замени в слове липа букву абуквой ы.
«Прочитай» получившееся слово.
№ 114
Последовательно выделяй звуки в словах сани, лоси. Черти схемы звукового состава этих слов.
С какого звука начинается слово сани? Твердый или мягкий первый согласный звук в этом слове?
Есть ли в слове сани мягкий согласный? Произнеси его.
Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме мягкий согласный [н'].
С твердого или мягкого согласного начинается слово лоси?
Твёрдый [с] или мягкий [с'] слышится в слове лоси? Проверь, правильно ли ты обозначил мягкий согласный в схеме.
Назови гласные в словах сани, лоси. Обозначь их в схеме буквами. Придумай предложение со словом сани.
№ 115
Кто нарисован на картинках?
Последовательно выделяй в словах звуки, обозначай их фишками.
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
С каких звуков начинаются слова кит и кот? Какое слово начинается с мягкого согласного, а какое — с твердого? Проверь, правильно ли ты обозначил мягкий согласный в схеме.
Скажи слова кит и кот так, чтобы отчетливо слышался последний звук. Произнеси его.