Iii. изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Повторение изученных букв.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
Дети называют буквы и выставляют их на наборное полотно.
АЯОЁЭЕЫИУ
— Какие из этих букв обозначают твердость, а какие — мягкость прс
дыдущих согласных звуков? (Твердость —А, О, Э, Ы, У; мягкость Я, Ё, Е, И.)
2. Звуко-буквенный анализ слов.
Учащиеся выполняют по вариантам (по рядам) звуко-буквенный анализ пар слов
После анализа делается обобщенный вывод о том, что буквы Я, Ё, Е выполняют в русском языке две функции:
—обозначают гласный звук и мягкость предыдущего согласного звука;
—обозначают два звука: согласный мягкий звук [й] и соответствующий гласный звук.
3. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
— Прочитайте пары слогов. Что обозначают буквы Я, Е, Ё?
НЯ — ЯН ЛЯ — ЯЛ
НЕ — ЕН ЛЕ — ЕЛ
НЕ —ЁН ЛЁ —ЁЛ
— Прочитайте слова. Чем они отличаются на слух и на письме?
МЯЛ — МЕЛ — МЁЛ ЛЯЗГ — ЛЕНЬ — ЛЁН
ЯМА —ЕЛИ —ЁЖИК МОЯ — ДВОЕ — ТВОЁ
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной буквой, которая «рабо тает» в русском языке так же, как буквы Я, Е, Ё; научимся читать с ней, поговорим об интересных спортивных играх.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Ознакомление с буквой Ю, обозначающей гласный звук [у] и мягкость предыдущего согласного.
— Отгадайте загадку.
Он с тобою и со мною Шел лесными стежками. Друг походный за спиною На ремнях с застежками. (Рюкзак)
Сделайте слого-звуковой анализ слова-отгадки.
—Подпишите звуки соответствующими буквами.
—Какое слово получится, если в первом слоге гласный звук [у] обозначить буквой У?
—Какая буква нам нужна в первом слоге? (Нужно, чтобы буква обозначала гласный звук [у] и мягкость предыдущего согласного [р'].)
— Такую «работу» выполняет буква Ю.
Учитель подписывает букву под схемой слова.
2. Ознакомление с буквою Ю, обозначающей звукосочетание [йу] в начале слога. — Послушайте скороговорку, запомните имена детей.
Юла возле Юли
Кружится, поет,
Юнне и Юре
Спать не дает.
Сделайте слого-буквенный анализ слова ЮРА. і = *
—Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Охарактеризуйте их.
—Так же, как и буквы Я, Е, Ё, в начале слога буква Ю обозначает два звука [й], [у].
Учитель подписывает букву под схемой.
3. Графический анализ буквы Ю.
Учитель выставляет большую и малую печатные буквы Юю на наборное полотно.
—Рассмотрите буквы. Из каких элементов они состоят?
—Сравните большую и малую буквы Юю.
—Чем похожи и чем отличаются буквы Ю и Н, Ю и О?
—На что похожа буква Ю? (Эта буква напоминает юнгу, который стоит у штурвала, или насос, которым накачивают мяч.)
Юнга говорил про Ю:
«Я штурвал свой узнаю!
С ним не раз мы побывали
В южном солнечном краю».
(По Л. Липянскому)
Дети печатают буквы Юю в тетрадях,
4. Чтение слогов с буквой Ю.
— Прочитайте слоги по лучеобразной схеме: Н
Р
Л
Т
М
. С
— В каком случае буква Ю обозначает звукосочетание [йу]?
МУ | РУ | СУ | ТУ | БУ | ЛУ | НУ |
мю | РЮ | сю | тю | БЮ | лю | ню |
5. Прочитайте и сравните слоги. Чем они отличаются на письме, на слух? Физкультминутка.
6. Чтение слогов и слов с буквой Ютю букварю.
— Откройте букварь на с. 112. Прочитайте слова рядом с буквой Юю. Рассмотрите их звуковые схемы.
— В каком слове буква Ю обозначает, гласный звук [у] и мягкость предыдущего согласного?
— В каком слове буква Ю обозначает два звука: мягкий согласный [Щ и гласный [у]?
— Прочитайте слоги в сравнительной таблице. Назовите слова с некоторыми из них.
— Прочитайте столбики слов. В каких именах буква Ю стоит в начале слога, в середине слога после буквы согласного звука?
7. Ознакомление с текстом «Клюшка» и «Шайба».
— Рассмотрите рисунок на с. 113. Во что играют дети?
— Какой момент игры изображен? Чем заняты игроки?
— Что делают болельщики?
— Послушайте рассказ об игре в хоккей. Какие команды заняты в игре?
Учитель читает текст и проверяет понимание содержания учащимися
с помощью вопросов.
— Так какие команды играют в хоккей? (Дворовые команды, детские.)
—- Как назывались команды противников? («Клюшка» и «Шайба».) — Что делали .болельщики во время игры? Как вы понимаете слова:
скандировали «Шай-бу!Шай-бу! »7 (Кричали хором, в одном ритме,
по слогам.)
— Какой команде первой забили гол? С каким счетом закончилась игра?
8. Развитие связной речи учащихся.
— В какие игры вы играете со своими товарищами? Расскажите.
IV. ИТОГ УРОКА
— С какой буквой мы познакомились на уроке?
— Что она обозначает в слогах ЮН, ЮТ, ЮС?
— Что обозначает буква Ю в слогах ЛЮ, РЮ, СЮ? Какой гласный звук она обозначает в данном случае?
О какой спортивной игре мы читали на уроке? Что такое хоккей? Где в него играют? Какое снаряжение необходимо иметь хоккеисту?