В процессе многолетней подготовки
Рациональное построение многолетней подготовки во многом обусловлено целесообразным соотношением различных ее видов, работой разной преимущественной направленности, динамикой нагрузок. На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 80—90% от общего объема тренировочной работы; специальная подготовка обычно не превышает 15% от общего объема работы. На этапе специализированной базовой подготовки существенно возрастает доля специальной и уменьшается доля общей подготовки. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей специальная подготовка может достигать 60% и более от общего объема работы. На этапе сохранения достижений остается исключительно высокой доля специальной, до минимума сводится доля общей подготовки (рис. 74). Однако приведенная общая схема соотношения различных видов подготовки может претерпевать существенные изменения ,в зависимости от специфики конкретного вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, состава средств и методов тренировки.
Огромное значение в процессе планирования многолетней тренировки имеет строгое соблюдение принципа постепенности повышения тренировочных нагрузок. В современной спортивной практике чаще всего нагрузки увеличиваются от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. В этом случае они полностью соответствуют функциональным возможностям спортсмена, что способствует планомерному повышению подготовленности.
Пути повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть различны: параллельное увеличение объема и интенсивности работы, увеличение процента интенсивной работы в ее общем объеме, преимущественное возрастание одних параметров при стабилизации или даже уменьшении других. Обычно первый, второй и третий этапы многолетней подготовки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который часто в конце третьего этапа достигает 70—80% от максимальных величин. В дальнейшем, при более медленном увеличении объема работы, резко возрастают интенсивность и процент интенсивной работы в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы может колебаться в широких пределах (обычно в диапазоне 15—30%), а увеличение интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10—15% (рис. 75).
В последние годы в практике подготовки выдающихся спортсменов все чаще применяется скачкообразная-динамика тренировочных нагрузок. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протяжении первых трех этапов нагрузка возра--стает постепенно, а на четвертом — резко (часто в 2 раза и более). Принципиально' важно, чтобы этот скачок совпал с переходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демонстрации наивысших достижений (рис. 76, 77). В этом случае спортсменам в течение одного года нередко удается добиться выдающихся результатов. При такой динамике нагрузок резервы роста достижений в последующие годы находятся в основном в сферекачественных характеристик тренировочного процесса.
Эффективность скачкообразной динамики нагрузок вовсе не говорит о целесообразности отказа от равномерного прироста нагрузок даже на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (табл. 43). Этот вопрос решается отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от вида спорта, пола и возраста спортсмена, его индивидуальных возможностей, характера предшествовавшей подготовки.
Имеются существенные различия в предрасположенности спортсменов разного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Подростки 13—14 лет предрасположены к работе аэробной направленности; скоростно-силовые упражнения, обеспечиваемые преимущественно анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повышается способность переросить работу, требующую проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, скоростно-силовых качеств. Что же касается аэробной работы,то предрасположенность к ее выполнению возрастает в значительно меньшей степени, а у многих спортсменов стабилизируется вообще. Наивысшая предрасположенность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 18—21 года, а у женщин — в возрасте 16—17 лет (В, П.Филин, 1974). Включатьв подготовку юных спортсменов напряженную силовую работу нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования; кстати, связки и нервная система еще не готовы к такой работе и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
Рационализации соотношения работы, направленной на развитие физических качеств спортсменов и повышение возможностей функциональных систем, способствуют знания об естествен ном развитии возможностей организма человека в течение возрастного периода, характерного для активных занятий спортом (рис. 78, 79, 80). Динамика развития физических качеств и двигательных способностей существенно измёняется в зависимости от возраста и половых особенностей спортсменов. Отдельные качества и способности достигают околопредельных величин быстрее, другие — медленнее; у женщин в большинстве случаев темп их прироста более высокий по сравнению с мужчинами; отмечаются периоды более интенсивного развития различных качеств и способностей (так называемые сенситивные периоды) и менее интенсивного.
Обычно рекомендуется (А. А. Гужаловский, 1984) совмещать средства интенсивного педагогического воздействия, направленные на совершенствование различных физических качеств и двигательных способностей, с периодами естественно повышенных темпов их развития. При этом необходимо помнить, что процесс физического совершенствования должен быть органически увязан со становлением технической, тактической, психологической подготовленности и одновременно предусматривать интегральное совершенствование различных сторон подготовленности и отдельных компонентов спортивного мастерства. На практике это приводит к тому, что интенсивная работа над развитием различных физических качеств далеко не всегда совмещается с периодами естественно повышенных темпов их развития.
Следует учитывать и тот факт, что применение современных средств и методов тренировки обусловливает значительное смещение в сторону большего возраста периодов максимального проявления различных двигательных качеств и возможностей функциональных систем.
При планировании работы разной направленности в процессе многолетней подготовки необходимо учитывать большую вариативность в изменении морфологических параметров в зависимости от возраста (рис. 83, 84). Резкое увеличение длины тела, рук, ног, поперечных размеров тела нарушает сложившиеся в результате предшествовавшей подготовки взаимоотношения двигательной и вегетативных функций, требует существенной коррекции спортивной техники и т. п.
Глава XI.