Концепция многолетней подготовки борцов

Как уже отмечалось, первым вопрос о многолетней подготовке борцов, ее этапах и содержании поставил С.А. Преображенский [35]. Затем этой теме много внимания уделяли Р.А. Пилоян [29], Г.С. Туманян [43] и др. Ознакомившись с трудами этих специалистов, мы пришли к выводу, что концепция многолетней подготовки борцов может быть представлена в виде таблицы, в которой должны быть этапы многолетнего становления борца, педагогические задачи, стоящие перед тренером, а также круг умений, знаний и навыков, обязательных для успешной практической работы. Кроме того, в таблице следует указать конечный (относительно спортсмена) результат каждого этапа и обозначить его временную протяженность. При этом необходимо сделать две оговорки. Первая связана с тем, что, учитывая вероятно­стную природу любых общественных процессов, к которым, без со­мнения, относится многолетняя подготовка борца, предлагаемую концепцию нужно рассматривать не как жесткую технологию* превра­щения новичка в мастера спорта международного класса, а лишь как основные направления этой работы. Вторая оговорка касается вклю­чения в многолетнюю подготовку борца этапа, связанного с заверше­нием спортивной деятельности.

Таблица 5

КОНЦЕПЦИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Этапы Задачи, решаемые тренером Педагогические знания, умения и навыки тренера Конечный результат для борца чис­ло лет
Базовая подготовка 1. Добиться всесторонней физической подготовленности борцов. 2. Обучить основам ве­дения борьбы. 3. Привить и сохранить интерес и привязан­ность к конкретному виду борьбы. 1. Знать возрастные особенности динамики физического развития детей и подростков и владеть методикой все­сторонней физической подготовки борцов. 2. Владеть методикой обучения основам спортивного противоборства (базовым совокупностям операций) 3. Уметь концентриро­вать интерес борцов на избранном виде борьбы. Овладеть школой конкретно-го вида борьбы 2—5
Углублен- ное совер- шенствова- ние 1. Выявить и закрепить индивидуальный арсенал коронных атакующих действий. 2. Привить вкус к комбина-ционной борьбе. 3. Сформировать устойчи-вые навыки такти­ки ведения поединка с различными сопер­ никами. 4. Сформировать мотива-цию спортивной деятельности. 1. Знать механизмы реализации двигательно- го состава спортивной борьбы (действий, комбинаций, связок и т. д.) и владеть мето­дикой обучения и со­вершенствования. 2. Глубоко разбираться в социальных функ­циях олимпийского спорта, знать тенден­ции, ведущие к разру­шению его идеалов, чтобы противостоять этим процессам. Попасть в число перс- пективных борцов страны 2—5
Реализа­ция индиви-дуальных возможно­стей Заверше­ние спор­тивной дея­тельности 1. Сформировать навы­ки тактики участия в соревнованиях. 2. Подвести к главным соревнованиям года (четырехлетия) в со­стоянии наивысшей готовности. 3. Сформировать моти­вацию достижения наивысшего резуль­тата. Подготовить к безболезненному завершению спортивной деятельности 1. Глубоко разбираться в теории индивидуа­лизации подготовки борцов. 2. Знать закономерно­сти изменения состо­яния готовности и пути ее коррекции. 3. Знать особенности мотивации и уметь использовать их для достижения наивыс­шего результата. Уметь философски смотреть на жизнь, знать потребности и возможно­сти своих учеников отно­сительно других видов деятельности Добиться успеха на крупней-ших между-наро­дных сорев­нова-ниях. Полнее реа-лизовать себя, свой опыт и по­тенциал, на-копленный в спор­те 1— 10 До кон­ца жи­зни


Представленные в табл. 5 этапы многолетней подготовки борцов по названиям соответствуют приня­тым в теории спорта общим установкам, а по протяженности отвечают практике борьбы. В следующей главе будет подробно раскрыто содер­жание каждого этапа, здесь же необходимо кратко остановиться на сущности этапа, связанного с завершением борцом спортивной дея­тельности. Каждый большой мастер проходит этот этап и, к сожалению, не всегда безболезненно, поскольку очень часто остается один на один с собственными проблемами. Из всех попыток решения данного вопроса наиболее успешной можно считать работу лаборатории спор­тивной борьбы ВНИИФКа (под руководством профессора АА. Нови­кова). В его аспирантуру часто приглашали борцов сборных команд в период завершения спортивной карьеры. Благодаря такому подходу удавалось не только успешно решать проблему безболезненного завер­шения спортивной деятельности, но и развивать теорию и методику спортивной борьбы, поскольку опыт еще действующих спортсменов бесценен. В стенах института стали кандидатами и докторами наук В. Олейник, В. Игуменов, М. Арацилов, В. Ивлев и другие. Они внесли серьезный вклад в науку и практику спортивной борьбы. Автор насто­ящей книги в семидесятые годы также был связан с этим научным учреждением; книга стала итогом соединения науки и практики.

Глава 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ

Наши рекомендации