Родительский дом – не склад для ваших сувениров
Теперь, когда вы упорядочили свою одежду, книги, документы и комоно , пора, наконец, переходить к последней категории – предметам, имеющим сентиментальную ценность. Я оставляю ее напоследок, потому что эти вещи труднее всего выбрасывать. Как подразумевает само название, памятный сувенир – это напоминание о том времени, когда этот предмет доставлял нам радость. При мысли выбросить его возникает боязнь лишиться связанных с ним драгоценных воспоминаний. Но бояться не нужно. По-настоящему драгоценные воспоминания никогда не изгладятся, даже если вы выбросите предметы, связанные с ними. Подумайте о будущем: сто́ит ли сохранять сувениры на память о событиях, которые вы иначе забыли бы? Мы живем в настоящем. Каким бы замечательным ни было наше прошлое, в нем мы жить не можем. Гораздо важнее радость и восторг, которые мы ощущаем здесь и сейчас. Так что опять же лучший способ решить, что́ стоит сохранить, – брать каждый предмет в руки и спрашивать себя: «Вызывает ли это радость?»
Хочу рассказать вам об одной клиентке, которую я буду называть А. Она была 30-летней матерью двоих детей, а вся семья состояла из пяти человек. Когда я пришла к ней домой на наш второй урок, стало очевидно, что количество вещей в ее доме уменьшилось.
– Вы действительно как следует потрудились, – похвалила я. – Похоже, вы избавились от примерно тридцати мешков мусора.
С довольным видом она ответила:
– Да, так и есть! Я отослала все свои памятные вещи домой к маме.
Я своим ушам не поверила. Она воспользовалась методом уборки, который называется «все ненужное сплавь родителям»! Когда я только-только начинала свой бизнес, я считала, что возможностью отсылать что-то «домой» пользуются только люди родом из больших семей, живущих в сельской местности. Многие мои клиентки были одинокими женщинами или молодыми матерями, живущими в Токио. Когда они спрашивали разрешения отослать свои лишние вещи домой к родителям, я отвечала: «Конечно! При одном условии – вы сделаете это прямо сейчас». Я не задумывалась об этом до тех пор, пока моя клиентура не расширилась, включив и домохозяйства в сельской местности. Когда я выяснила для себя истинное состояние таких родительских домов, я была вынуждена взять свои необдуманные слова обратно.
Теперь я понимаю, что людям, у которых есть некое удобное место для отсылки вещей, например родительский дом, в действительности очень не повезло. Даже если этот дом велик и в нем есть лишние комнаты, он не является неким бесконечно расширяющимся пространством четвертого измерения. Люди никогда не забирают обратно коробки, временно отосланные «домой». Однажды отосланные, они никогда больше не будут открыты.
Но вернемся к начатой мною истории. Спустя некоторое время на моих курсах стала заниматься мать А. Я понимала, что, если она собирается их окончить, нам придется сделать что-то с багажом, который А. отослала домой. Приехав домой к ее матери, я обнаружила, что комната А. оставлена неприкосновенной. Ее вещи заполняли книжный шкаф и комод, а теперь еще на полу расположились две большие коробки. Давнишней мечтой ее матери было иметь собственное пространство, в котором она могла бы расслабиться. Но несмотря на то что А. давным-давно уехала из родительского дома, ее вещи по-прежнему хранились в ее комнате, подобно какой-нибудь святыне, и единственным пространством, которое ее мать ощущала как полностью свое, была кухня. Мне это казалось совершенно неестественным. Я связалась с А. и объявила: «Вы и ваша мать не будете считаться окончившими мой курс, пока обе не разберетесь с теми вещами, которые вы оставили в родительском доме».
В день нашей встречи А. выглядела совершенно счастливой. «Теперь я до конца моих дней буду наслаждаться беззаботной жизнью!» – радостно сообщила она. А. съездила домой и привела свои вещи в порядок. В тех коробках она обнаружила свой дневник, фотографии бывших бойфрендов, целую гору писем и открыток… «Я просто обманывала саму себя, отсылая к родителям вещи, с которыми была не в силах расстаться. Теперь же, взглянув на каждый из этих предметов, я осознала, что прожила связанные с ними моменты в полной мере, и теперь могу поблагодарить эти сувениры за ту радость, которую они мне тогда дарили. Когда я их выбросила, у меня было такое ощущение, что я впервые в жизни по-настоящему взглянула в лицо своему прошлому».