IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла

Опыт подготовки спортсменов высокого класса в последние го­ды свидетельствует о том, что высокие показатели суммарного объема работы являются одним из важнейших факторов, обеспе­чивающих спортивные достижения современного уровня (табл. 38). Однако при этом следует отметить, что подготовка ряда спортсме­нов высокого класса характеризуется существенными отклонениями от указанных средних величин. Так, высоких результатов в беге на дистанциях 400 и 800 м часто достигают спортсмены, суммар­ный годовой объем у которых не превышает 2500—3500 км. Отдель­ные выдающиеся пловцы последних лет, специализирующиеся на коротких дистанциях, проплывали в течение года не более 1300— 1600 км. Однако в каждом случае это объяснялось их индивидуаль-


IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

ными особенностями, которые чаще всего проявлялись в природной одаренности к спринтерской работе. Планируя, подготовку таких спортсменов, тренеры обычно стремятся уберечь их от подавления спринтерских качеств большими объемами малоинтеноивной рабо­ты, направленной на повышение аэробных возможностей.

Выбор оптимального соотношения в течение года работы раз­личной преимущественной направленности существенно влияет на эффективность процесса тренировки. На рис. 71 видно, что с уве­личением объема работы возрастает уровень max Vo./ Однако,'

когда время работы достигает 800 ч в год, темп роста резко за­медляется, а при дальнейшем увеличении объема работы увели­чение max Уо2 прекращается. Одновременно с повышением объ­ема работы аэробной направленности снижаются показатели максимального Ог-долга, характеризующего максимальную ана­эробную емкость организма. В связи с этим возникает задача: выбрать оптимальное соотношение работы различной направлен­ности в течение года с тем, чтобы добиться наибольшего прироста спортивного результата. При этом должны быть учтены специа­лизация, уровень подготовленности, индивидуальные особенности спортсмена. Так, спортсмен, обладающий высоким уровнем аэроб­ной производительности, обусловленным прежде всего природны-

214 , .

ми данными или предшествующей тренировкой, может уделить основное внимание работе анаэробного характера. Есть выдаю­щиеся бегуны на короткие и средние дистанции, пловцы на ди­станции 100 и 200 м, у которых уровень max Voz без увлечения

большими суммарными объемами работы достигает 5,5—6,5 л в 1 мин. Этим спортсменам, естественно, следует сместить основ­ной акцент тренировки на развитие спринтерских качеств, повы­шение анаэробных возможностей, „экономичности работы и др.

. Обеспечение оптимального соотношения в макроцикле и в те­чение года работы различной преимущественной направленности особенно важно в процессе совершенствования технического ма- ■ стерства и повышения специальной физической подготовленности, М. Я. Набатникова (1982) в качестве одной из принципиальных установок, которой нужно руководствоваться при построении тре­нировочного процесса, выделяет перспективное опереже­ние фор мир ов а ния .технического мастерства. Суть этой установки применительно к подготовке квалифицированных спортсменов заключается в том, что они должны осваивать биоди­намическую структуру двигательных навыков в том режиме, кото­рый потребуется в будущем для обеспечения эффективной сорев­новательной деятельности. Одним из методических моментов реализации этой установки является использование снарядов об­легченного вида, применение лидирующих устройств, специального тренажерного оборудования.

Этот подход имеет достаточные научные основания и широко распространен в спортивной практике.

Однако следует отметить, что Ю. В. Верхошанский (1985) вы­двинул противоположную установку, которая «ориентирует на такую организацию тренировки, при которой специальная физи­ческая подготовка предшествует углубленной работе над техни­кой и скоростью движений». Возможно, в частных случаях такой подход приемлем, однако использование его в качестве общего положения может привести к разобщению процесса физического


IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

и технического совершенствования, нарушению такого важного принципа, как принцип сопряженности в совершенствовании тех­нического мастерства и развитии физических качеств (В. М. Дьяч­ков, 1972). Можно ли обеспечить полноценную специальную фи­зическую подготовку спортсменов высокой квалификации, не решая одновременно задач углубленного технического совершен­ствования?

При определении соотношения работы, направленной на со­вершенствование технической подготовленности и развитие спе­циальных физических качеств в течение года и макроцикла, сле­дует руководствоваться необходимостью обеспечения строгого соответствия осваиваемых технических и тактических решений имеющемуся функциональному потенциалу спортсмена. В опреде­ленном объеме может иметь место опережающее техническое совершенствование, не поддержанное функциональным потенциа­лом, но с последующим его «подтягиванием». Такая ситуация создается, например, при применении в тренировке всякого рода лидирующих устройств, позволяющих спортсмену выйти на но-, вый, более высокий уровень структуры движений, не подкреп­ленный еще соответствующим развитием физических качеств. В отдельных случаях возможно несколько опережающее разви­тие физических качеств при условий последующего увязывания с ними технических решений. Такая ситуация характерна, напри­мер, для мезоцикла, непосредственно предшествующего главным соревнованиям, невысокая суммарная нагрузка которого, полное восстановление после предшествующих больших нагрузок и есте­ственный в этих условиях прирост физических качеств создают оптимальные предпосылки для «шлифовки» деталей техники и тактики с учетом возросшего уровня физической подготовленно­сти. Однако во всех случаях в процессе технической и физической подготовки нужно стремиться к обеспечению их органической взаимосвязи.

Соотношение в течение года работы различной преимущест­венной направленности во многом обусловливается спецификой вида спорта. В настоящее время нельзя дать четких рекоменда­ций по этому вопросу, так как в практике встречаются самые различные его решения. Так, в номерах программы, связанных с проявлением выносливости при смешанном (аэробно-анаэроб­ном) энергообеспечении, объем работы аэробной направленности составляет 50—60% от общего годового объема, аэробно-анаэроб­ной — 30—40, анаэробной (гликолитической) — 5—10, анаэробной (алактатной) — 2—4%. Подготовка спортсменов, специализиру­ющихся в спринтерском беге, спринтерских велосипедных гонках, характеризуется высоким процентом работы алактатной анаэроб­ной направленности, который в последние годы существенно возрос (в то же время объем работы аэробного и аэробно-анаэробного характера даже несколько снизился). Увеличение длины дистан­ций сопровождается постепенным увеличением в общем объеме работы упражнений аэробно-анаэробного и аэробного харак­тера.

Эффективность совершенствования возможностей систем энер­гообеспечения в значительной мере обусловливается соотношени­ем в различных периодах макроцикла работы, направленной на повышение аэробной и анаэробной мощности, экономичности ц других факторов. Это соотношение во многом зависит от квали­фикации спортсменов и, естественно, от этапа многолетней под­готовки, на котором они находятся (табл. 39 и рис. 72).

У многих тренеров укрепи­лось ошибочное представление о необходимости непрерывно, в течение нескольких месяцев первого этапа подготовитель­ного периода, закладывать у спортсменов прочную аэроб­ную базу. На практике это часто сводится к тому, что по­чти ежедневно они выполня­ют очень большие объемы ра­боты аэробной надавленное™. Это чревато возникновением ряда предпоталогических из­менений внутренних органов. Вследствие такой работы сре­ди квалифицированных спорт­сменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера, резко возросло ко­личество лиц с хроническим пе­ренапряжением миокарда. Со­стояние непрерывной гипер­функции миокарда неизбежно вызывает развитие патологиче­ской гипертрофии и ведет к изнашиванию миокарда. Дли­тельная непрерывная аэробная

           
    IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru
 
  IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru
    IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла - student2.ru

тренировка нередко приводит также к отрицательным явлениям со стороны почек и печени. Названные предпатологические и па­тологические изменения у штангистов и гимнастов встречаются в 3—4 раза реже, чем у 'велосипедистов и бегунов. Такие отрица­тельные явления объясняются прежде всего нерациональной мето­дикой тренировки, а не собственно нагрузками современного спорта.

Есть и еще одна причина, требующая осторожного подхода к большим объемам аэробной работы, непрерывно выполняемой на первом этапе подготовительного периода. Это относится в ос­новном к подготовке спортсменов, специализирующихся в дис­циплинах, требующих непродолжительной работы (до 1—2 мин). Дело в том, что излишнее увлечение аэробной работой отрица­тельно сказывается на скоростной технике этих спортсменов, «приглушает» спринтерские качества. Анализ опыта подготовки многих выдающихся спортсменов, специализирующихся в плава­нии и беге на дистанции 100 м, в беге на 200 и 400 м, спринтер­ских дистанциях конькобежного и велосипедного спорта (трек), свидетельствуют о том, что они выполняют относительно неболь­шой объем работы. Однако большая часть ее по характеристике двигательных и вегетативных проявлений соответствует специфи-. ке соревновательной деятельности.

Понятие функциональной основы, сводящееся в представлении многих тренеров прежде всего к повышению аэробных возможно­стей, должно быть пересмотрено в соответствии со спецификой спортивной специализации. Если в подготовке спортсменов, спе­циализирующихся в продолжительной работе, это оправдано, то при подготовке бегунов на дистанции 100—400 м, пловцов на ди­станции 100 и 200 м, велосипедистов-трековиков в спринте и на дистанции 1000 м нужен иной подход. В его основе должна ле­жать разносторонняя подготовка, развивающая прежде всего качества и способности, которые непосредственно обусловливают, уровень достижений в том номере программы, в котором специа­лизируется спортсмен.

Естественно, что в видах спорта циклического характера основ­ное внимание обращается на выбор рационального соотношения в макроцикле и его 'периодах работы, связанной с развитием скоростных качеств, выносливости, возможностей системы энерго­обеспечения. В других видах спорта основное внимание обраща­ется на определение рационального соотношения иных составляю­щих тренировочного процесса, наиболее значимых для конкретно­го вида спорта. На рис. 73 хорошо видно, что по мере приближения к основным соревнованиям в тренировке высококвалифицирован-. ных спортсменок,.специализирующихся в художественной гимна­стике, резко уменьшается объем работы над совершенствованием элементов, основное внимание обращается на совершенствование соединений и комбинаций, элементов 1-й группы трудности, воз­растает плотность занятий (число элементов, выполняемых за минуту).

Специфика вида спорта накладывает существенный отпечаток

218 *". ;-

как на суммарный объем работы, так и на ее соотношение по видам подготовки (табл. 40). Даже в пределах одного вида спор­та четко определяются существенные различия в объеме средств физической и технической подготовки: сложные в координацион­ном отношении дисциплины (прыжки, метания и др.) требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более про­стой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преиму­щественно с физическим совершенствованием.

Наши рекомендации