IX. 3. Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла
Опыт подготовки спортсменов высокого класса в последние годы свидетельствует о том, что высокие показатели суммарного объема работы являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих спортивные достижения современного уровня (табл. 38). Однако при этом следует отметить, что подготовка ряда спортсменов высокого класса характеризуется существенными отклонениями от указанных средних величин. Так, высоких результатов в беге на дистанциях 400 и 800 м часто достигают спортсмены, суммарный годовой объем у которых не превышает 2500—3500 км. Отдельные выдающиеся пловцы последних лет, специализирующиеся на коротких дистанциях, проплывали в течение года не более 1300— 1600 км. Однако в каждом случае это объяснялось их индивидуаль-
ными особенностями, которые чаще всего проявлялись в природной одаренности к спринтерской работе. Планируя, подготовку таких спортсменов, тренеры обычно стремятся уберечь их от подавления спринтерских качеств большими объемами малоинтеноивной работы, направленной на повышение аэробных возможностей.
Выбор оптимального соотношения в течение года работы различной преимущественной направленности существенно влияет на эффективность процесса тренировки. На рис. 71 видно, что с увеличением объема работы возрастает уровень max Vo./ Однако,'
когда время работы достигает 800 ч в год, темп роста резко замедляется, а при дальнейшем увеличении объема работы увеличение max Уо2 прекращается. Одновременно с повышением объема работы аэробной направленности снижаются показатели максимального Ог-долга, характеризующего максимальную анаэробную емкость организма. В связи с этим возникает задача: выбрать оптимальное соотношение работы различной направленности в течение года с тем, чтобы добиться наибольшего прироста спортивного результата. При этом должны быть учтены специализация, уровень подготовленности, индивидуальные особенности спортсмена. Так, спортсмен, обладающий высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным прежде всего природны-
214 , .
ми данными или предшествующей тренировкой, может уделить основное внимание работе анаэробного характера. Есть выдающиеся бегуны на короткие и средние дистанции, пловцы на дистанции 100 и 200 м, у которых уровень max Voz без увлечения
большими суммарными объемами работы достигает 5,5—6,5 л в 1 мин. Этим спортсменам, естественно, следует сместить основной акцент тренировки на развитие спринтерских качеств, повышение анаэробных возможностей, „экономичности работы и др.
. Обеспечение оптимального соотношения в макроцикле и в течение года работы различной преимущественной направленности особенно важно в процессе совершенствования технического ма- ■ стерства и повышения специальной физической подготовленности, М. Я. Набатникова (1982) в качестве одной из принципиальных установок, которой нужно руководствоваться при построении тренировочного процесса, выделяет перспективное опережение фор мир ов а ния .технического мастерства. Суть этой установки применительно к подготовке квалифицированных спортсменов заключается в том, что они должны осваивать биодинамическую структуру двигательных навыков в том режиме, который потребуется в будущем для обеспечения эффективной соревновательной деятельности. Одним из методических моментов реализации этой установки является использование снарядов облегченного вида, применение лидирующих устройств, специального тренажерного оборудования.
Этот подход имеет достаточные научные основания и широко распространен в спортивной практике.
Однако следует отметить, что Ю. В. Верхошанский (1985) выдвинул противоположную установку, которая «ориентирует на такую организацию тренировки, при которой специальная физическая подготовка предшествует углубленной работе над техникой и скоростью движений». Возможно, в частных случаях такой подход приемлем, однако использование его в качестве общего положения может привести к разобщению процесса физического
и технического совершенствования, нарушению такого важного принципа, как принцип сопряженности в совершенствовании технического мастерства и развитии физических качеств (В. М. Дьячков, 1972). Можно ли обеспечить полноценную специальную физическую подготовку спортсменов высокой квалификации, не решая одновременно задач углубленного технического совершенствования?
При определении соотношения работы, направленной на совершенствование технической подготовленности и развитие специальных физических качеств в течение года и макроцикла, следует руководствоваться необходимостью обеспечения строгого соответствия осваиваемых технических и тактических решений имеющемуся функциональному потенциалу спортсмена. В определенном объеме может иметь место опережающее техническое совершенствование, не поддержанное функциональным потенциалом, но с последующим его «подтягиванием». Такая ситуация создается, например, при применении в тренировке всякого рода лидирующих устройств, позволяющих спортсмену выйти на но-, вый, более высокий уровень структуры движений, не подкрепленный еще соответствующим развитием физических качеств. В отдельных случаях возможно несколько опережающее развитие физических качеств при условий последующего увязывания с ними технических решений. Такая ситуация характерна, например, для мезоцикла, непосредственно предшествующего главным соревнованиям, невысокая суммарная нагрузка которого, полное восстановление после предшествующих больших нагрузок и естественный в этих условиях прирост физических качеств создают оптимальные предпосылки для «шлифовки» деталей техники и тактики с учетом возросшего уровня физической подготовленности. Однако во всех случаях в процессе технической и физической подготовки нужно стремиться к обеспечению их органической взаимосвязи.
Соотношение в течение года работы различной преимущественной направленности во многом обусловливается спецификой вида спорта. В настоящее время нельзя дать четких рекомендаций по этому вопросу, так как в практике встречаются самые различные его решения. Так, в номерах программы, связанных с проявлением выносливости при смешанном (аэробно-анаэробном) энергообеспечении, объем работы аэробной направленности составляет 50—60% от общего годового объема, аэробно-анаэробной — 30—40, анаэробной (гликолитической) — 5—10, анаэробной (алактатной) — 2—4%. Подготовка спортсменов, специализирующихся в спринтерском беге, спринтерских велосипедных гонках, характеризуется высоким процентом работы алактатной анаэробной направленности, который в последние годы существенно возрос (в то же время объем работы аэробного и аэробно-анаэробного характера даже несколько снизился). Увеличение длины дистанций сопровождается постепенным увеличением в общем объеме работы упражнений аэробно-анаэробного и аэробного характера.
Эффективность совершенствования возможностей систем энергообеспечения в значительной мере обусловливается соотношением в различных периодах макроцикла работы, направленной на повышение аэробной и анаэробной мощности, экономичности ц других факторов. Это соотношение во многом зависит от квалификации спортсменов и, естественно, от этапа многолетней подготовки, на котором они находятся (табл. 39 и рис. 72).
У многих тренеров укрепилось ошибочное представление о необходимости непрерывно, в течение нескольких месяцев первого этапа подготовительного периода, закладывать у спортсменов прочную аэробную базу. На практике это часто сводится к тому, что почти ежедневно они выполняют очень большие объемы работы аэробной надавленное™. Это чревато возникновением ряда предпоталогических изменений внутренних органов. Вследствие такой работы среди квалифицированных спортсменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера, резко возросло количество лиц с хроническим перенапряжением миокарда. Состояние непрерывной гиперфункции миокарда неизбежно вызывает развитие патологической гипертрофии и ведет к изнашиванию миокарда. Длительная непрерывная аэробная
тренировка нередко приводит также к отрицательным явлениям со стороны почек и печени. Названные предпатологические и патологические изменения у штангистов и гимнастов встречаются в 3—4 раза реже, чем у 'велосипедистов и бегунов. Такие отрицательные явления объясняются прежде всего нерациональной методикой тренировки, а не собственно нагрузками современного спорта.
Есть и еще одна причина, требующая осторожного подхода к большим объемам аэробной работы, непрерывно выполняемой на первом этапе подготовительного периода. Это относится в основном к подготовке спортсменов, специализирующихся в дисциплинах, требующих непродолжительной работы (до 1—2 мин). Дело в том, что излишнее увлечение аэробной работой отрицательно сказывается на скоростной технике этих спортсменов, «приглушает» спринтерские качества. Анализ опыта подготовки многих выдающихся спортсменов, специализирующихся в плавании и беге на дистанции 100 м, в беге на 200 и 400 м, спринтерских дистанциях конькобежного и велосипедного спорта (трек), свидетельствуют о том, что они выполняют относительно небольшой объем работы. Однако большая часть ее по характеристике двигательных и вегетативных проявлений соответствует специфи-. ке соревновательной деятельности.
Понятие функциональной основы, сводящееся в представлении многих тренеров прежде всего к повышению аэробных возможностей, должно быть пересмотрено в соответствии со спецификой спортивной специализации. Если в подготовке спортсменов, специализирующихся в продолжительной работе, это оправдано, то при подготовке бегунов на дистанции 100—400 м, пловцов на дистанции 100 и 200 м, велосипедистов-трековиков в спринте и на дистанции 1000 м нужен иной подход. В его основе должна лежать разносторонняя подготовка, развивающая прежде всего качества и способности, которые непосредственно обусловливают, уровень достижений в том номере программы, в котором специализируется спортсмен.
Естественно, что в видах спорта циклического характера основное внимание обращается на выбор рационального соотношения в макроцикле и его 'периодах работы, связанной с развитием скоростных качеств, выносливости, возможностей системы энергообеспечения. В других видах спорта основное внимание обращается на определение рационального соотношения иных составляющих тренировочного процесса, наиболее значимых для конкретного вида спорта. На рис. 73 хорошо видно, что по мере приближения к основным соревнованиям в тренировке высококвалифицирован-. ных спортсменок,.специализирующихся в художественной гимнастике, резко уменьшается объем работы над совершенствованием элементов, основное внимание обращается на совершенствование соединений и комбинаций, элементов 1-й группы трудности, возрастает плотность занятий (число элементов, выполняемых за минуту).
Специфика вида спорта накладывает существенный отпечаток
218 *". ;-
как на суммарный объем работы, так и на ее соотношение по видам подготовки (табл. 40). Даже в пределах одного вида спорта четко определяются существенные различия в объеме средств физической и технической подготовки: сложные в координационном отношении дисциплины (прыжки, метания и др.) требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более простой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преимущественно с физическим совершенствованием.