Организационные формы подготовки сильнейших пловцов
На протяжении всей истории развития спортивного плавания в ХХ веке имеется явный лидер — команда США. С 60-х годов в США действует стабильная система многоступенчатых соревнований в возрастных группах, постепенно приводящая большое количество спортсменов к результатам международного уровня. Такая система опирается на сложившиеся традиции, огромное количество бассейнов и спортивных клубов, развитый студенческий спорт, и, не в последнюю очередь, климатические условия и экстраординарные финансовые возможности. Иными словами, американский путь – это подготовка большого количества высококвалифицированных спортсменов и формирование национальной сборной из сильнейших пловцов на отборочных соревнованиях.
Огромная армия высокопрофессиональных тренеров и высочайшая конкуренция между американскими университетами привела к тому, что появилась возможность добиваться олимпийских успехов и другим путем. В настоящее время спортсменам-студентам вузов нашей страны вербовщики активно предлагают перевестись на учебу в США, где тренируются многие сильнейшие пловцы из развивающихся стран. В этом случае национальным федерациям можно не вкладывать больших средств в подготовку элитных спортсменов. Так, олимпийская чемпионка из Зимбабве К. Ковентри, давно тренируется в США, является единственным представителем этой страны в списках 150 сильнейших за последние 5 лет.
Американская система — это далеко не единственный путь развития национального спорта высших достижений. Некоторые страны с неизмеримо меньшими ресурсами в отдельные годы опережали американцев на олимпийских играх и чемпионатах мира. В послевоенной истории это пловцы Австралии и ГДР.
Австралийцы нанесли неожиданное поражение команде США на Играх 1956 г., завоевав 8 золотых медалей из 13 разыгрываемых. Перед Олимпиадой в Мельбурне. В рамках государственной программы, ставящей целью успешное выступление команды хозяев на Олимпиаде, австралийцы привлекли к сотрудничеству медиков и физиологов, которые в тесном сотрудничестве с тренерами разработали ряд методологических новшеств.
История австралийского плавания показывает то, что достигнутые успехи нужно закреплять и развивать. В последующие годы, интерес государства к олимпийским достижениям несколько ослаб, и в 1976 г. в Монреале команда Австралии завоевала лишь одну бронзовую медаль.
Затем в Австралии был взят курс на проведение Олимпиады в Сиднее в 2000 г. Руководство страны обратилось к опыту восточноевропейских стран (конечно, имелось в виду ГДР и ССР) [11]. Был создан знаменитый австралийский институт спорта, на 60 % финансирующийся из федерального бюджета, который одновременно выполняет функции тренировочного и учебного центра; научно-методического обеспечения сборных команд и проведения глубоких фундаментальных исследований в области спорта [7, 11]. Кроме того, гарантируется получение спортсменами образования и дальнейшая служебная карьера. Аналогичные центры подготовки элитных спортсменов успешно работают во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Китае и других странах.
Различие между двумя американской и австралийской формой подготовки наглядно демонстрирует соотношение мест, занимаемое пловцами этих стран в списках 150 сильнейших («резерв национальных сборных» — те спортсмены, которые в ближайшие год-два могут бороться за место в финалах Олимпиад и чемпионатов мира) и 10 сильнейших — те пловцы, которые, как правило, разыгрывают медали на крупнейших соревнованиях.
На рис. 3 приведены данные о «представительстве» стран, занявших первые три места на Олимпиаде в Афинах в сравнении с соответствующими показателями российских пловцов в списках 10 и 150 сильнейших спортсменов мира в индивидуальных дисциплинах (бассейн 50 м) в 1992-2004 г. [12]. Поскольку число дистанций за эти годы существенно изменилось, эти данные выражены в процентах от общего количества.
В мировых списках как 150, так и 10 сильнейших доминируют спортсмены США, занимая от 21 до 34 % мест. Концентрация усилий на подготовке сильнейших спортсменов страны приводит к иным соотношениям мест в списках 150, 10 сильнейших и завоеванных медалей. Так, у команды Австралии число мест в списках 150 варьирует от 5 до 8 %, тогда как в десятках – от 10 до 15 %. У команды Японии за последнее десятилетие выявилась любопытная динамика: с 1993 по 1998 г.в списках 150 сильнейших находилось по 8-10 % пловцов, в «десятках» их число заметно меньше — 3-6 %. С 1998 г. условный «резерв национальной сборной) стал постепенно уменьшаться и в 2003-2004 гг. составил 5,1 %. Тогда как в «десятках» японцев стало значительно больше — 7,9 % в 2004 г.
Анализ количества российских пловцов, попавших в число 150 сильнейших спортсменов мира в индивидуальных дисциплинах (бассейн 50 м) показывает, в течение последнего десятилетия в нашей стране регулярно подготавливалось большое число высококвалифицированных спортсменов, от 2,8 до 4,6 %. Что же касается мировых «десяток», то до 1996 г. мы стабильно находились выше пятипроцентного уровня, однако затем наше представительство в мировой элите стало неуклонно снижаться и в 1999 г. составило всего 2,1 %. Несмотря на то, что на Олимпиаде 2000 г. в Сиднее наша команда выступила неудачно, с этого года наметился некоторый рост и в 2003 г. мы вновь вышли на достаточно высокий уровень, вселявший определенные надежды перед Олимпиадой в Афинах — 6,2 %. Однако в 2004 году наше представительство в «десятках» вновь снизилось до недопустимо низкого для нашей страны уровня в 2,9 %.
Высокое представительство страны в списках 10 сильнейших во многом обеспечивает хорошие перспективы для завоевания медалей на чемпионатах мира и Олимпийских играх в рассматриваемом году. Однако, как справедливо указывают В.Н. Платонов и С. Масри [9], это вовсе не является гарантией олимпийских успехов, поскольку здесь вступают в действие иные факторы, и прежде всего, к каким именно соревнованиям подводят своих подопечных тренеры сборной команды. На ряде коммерческих турниров имеется весьма значительный призовой фонд. К сожалению, усилия национальных и государственных структур, отвечающих за подготовку сборной, оказываются зачастую недостаточными для того, чтобы подготовка элитных спортсменов была сконцентрирована на подготовке к Олимпиаде либо чемпионату мира. Участие спортсменов сборной команды в коммерческих соревнованиях должно иметь второстепенный, подчиненный характер. Довольно часто серия побед в соревнованиях на Кубок мира оборачивается неудачей в летних стартах. Это нашло четкое подтверждение в различных видах спорта [10]. В случае невозможности совместить планомерную подготовку к основному старту с выступлением на коммерческих соревнованиях целесообразно полностью отказываться от второстепенных турниров. С этой точки зрения должно рассматриваться и участие основного состава сборной страны в чемпионате Европы в год Олимпиады.
Спортивная статистика четко выявляет степень реализации потенциала национальной сборной на Олимпиадах. Наиболее полно его реализуют спортсмены США, которая регулярно завоевывает 35-44 % золотых и 25-35 % от общего количества медалей (рис. 4) и Австралии (15-32,5 % золотых и 15-20 % всех медалей).
С 1992 по 2002 г. пловцы Японии не завоевывали золотых медалей, а общее число медалей не превышало 5 %. К чемпионату мира в Фукуоке в 2003 японцы сконцентрировали усилия на подготовке национальной команды. И не смотря на снижение представительства в списках 150 сильнейших, на Олимпиаде в Афинах японская команда завоевала 9,4 % золотых медалей и вышла на третье место в общекомандном зачете.
Что же касается российских пловцов, то за последние 6 лет лишь в 2003 г. процент золотых медалей (7,5 %) и их общего количества (5,8 %) соответствовали уровню представительства в «десятках» (6,2 %). В остальные годы многие наши лидеры показывали лучшие результаты отнюдь не на Олимпиадах и чемпионатах мира.
Успехи юношеских команд России, неоднократно побеждавших в европейских чемпионатах — потенциал российского плавания. Так, в 2002 г. они завоевали свыше 42 % золотых медалей. Однако этот потенциал не может быть реализован в условиях слабого студенческого и армейского спорта. Необходима разработка специальной федеральной программы, ориентированной на современные реалии спорта высших достижений и предполагающей создание новых организационных форм подготовки элитных пловцов в постюниорском возрасте 17-25 лет.