VI. 2. Структура и совершенствование психических возможностей
Структура психологической подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, отличается многообразием и сложностью, наличием психических возможностей, обусловленных особенностями конкретного вида спорта.
Специфика вида спорта, а также особенности отдельных дисциплин в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике спортсмена.
Психические качества спортсменов, с одной стороны, находятся в числе значимых факторов, обусловливающих уровень спортивных, достижении, а с другой — формируются под влиянием занятий конкретным видом спорта. Например, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.
Спортсменов, специализирующихся на. длинных дистанциях, отличают активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение, подчинить личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Вместе с. тем они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.
Для спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, характерны повышенное внимание, эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, поиск неожиданных решений возникающих задач, настойчивость, решительность, смелость, сообразительность, эмоциональная устойчивость, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образовяния и перестройки двигательных навыков. Связано это с тем, что в этих видах спорта на первый план выступает система иерцептивно-интеллектуальных и эмоцжшально-волевых процессов, протекающие в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности при дефиците времени для восприятия и анализа ситуаций, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперников. Соревновательная деятельность в этих видах спорта требует не только точного восприятия объектов, быстрого реагирования и выполнения двигательных действий, но и оперативной мыслительной деятельности, обеспечивающей анализ ситуации, выбор и реализацию оптимального решения из ряда альтернатив.
Совершенствование реагирования, вероятностного прогнозирования, наблюдения и внимания. Одним из важных компонентов структуры психологической подготовленности спортсмена является способность прогнозировать дальнейшее развитие соревновательной борьбы. Если случайные события не поддаются прогнозированию, то детерминированные вероятностные события, имеющие наибольший вес даже в играх и единоборствах, прогнозируются достаточно успешно. Точность такого прогноза зависит от опыта спортсмена, его оценки индивидуальных особенностей противника и собственных возможностей, 'полноты и характера поступающей информации. Исследования показывают, что быстрота (простого реагирования, время реакции выбора на две альтернативы, предъявляемые в случайном порядке, почти одинаковы у представителей различных видов спорта. Когда же возникает проблема реагирования на событие, резко отличающееся по своей вероятности от других, то в лучшем положении оказываются представители тех видов спорта, для которых подобные ситуации наиболее типичны, т. е. представители спортивных игр и единоборств (А. В. Родионов, 1973).
Механизм вероятностного прогнозирования формируется под влиянием деятельности, отличающейся многообразием ситуаций, возникающих в процессе тренировки и соревнований. При планировании и осуществлении тренировочного процесса необходимо постоянно стремиться к созданию таких ситуаций. Опытные тренеры, плодотворно работающие в тех видах спорта, в которых способность спортсмена прогнозировать развитие соревновательной борьбы является одним из наиболее важных факторов ее успешности, отличаются исключительно высокоразвитым педагогическим умением не только совершенствовать эту способность путем применения специфических средств, но и совмещать работу рад решением задач технико-тактического и физического совершенствования с психологической подготовкой в данном направлении.
Одним из важных компонентов в структуре психологической подготовленности спортсменов является рефлексия — способность предугадать ход мыслей и действий соперника в процессе поединка, предвидеть его наиболее вероятные технико-тактические решения. Рефлексивное мышление в значительной мере определяет внутреннюю красоту и сложность соревновательной борьбы. У спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в играх, единоборствах, в спринтерской велосипедной гонке на треке, именно рефлексивные возможности часто являются решающими в достижении победы, так как они определяют умение своевременно противодействовать активным действиям соперника и одновременно маскировать собственные намерения и действия.
С рефлексией связаны способность спортсмена к наблюдению за соперником, умение по мельчайшим деталям движений, выражению лица предугадать его замыслы и действия. Умение анализировать язык движений и поз, отличать истинные намерения от ложных позволяет спортсмену своевременно применить эффективные средства защиты и контратаки.
Не меньшее значение имеет умение наблюдать за действиями партнеров по команде, особенно в спортивных играх. Анализ жестов, движений и других средств общения способствует лучшему взаимопониманию, а, следовательно, более эффективным своим собственным и командным действиям.
В числе важнейших факторов, определяющих выбор и реализацию наиболее рациональных путей ведения соревновательной борьбы, особенно в спортивных играх и единоборствах, следует назвать антиципацию (предвосхищение) — способность предвидеть движение объекта. Различают два вида антиципации: 1) перцептивную— способность контролировать движение объекта и, если есть необходимость, приостановить его, действуя е упреждением; 2) рецепторную — умение предугадать момент появления движущегося объекта в определенной точке, основываясь на оценке момента начала движения и прошлом опыте. Эффективность игры вратарей, способность защитников перехватывать передачи в спортивных играх, эффективность защитных действий в боксе и фехтовании во многом обусловлены быстротой и точностью антиципирующих реакций.
Рефлексия, умение вести наблюдение за действиями соперников и партнеров, пространственно-временная антиципация совер^ шенствуются с помощью специфических средств, а также постоянной ориентации спортсмена на те особенности движений и действий соперников и партнеров, собственные ощущения.и восприятия при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений, которые Могут явиться средством развития этих специфических психологических возможностей.
Способности к вероятностному прогнозированию и наблюдению, рефлексивному отображению действительности, антиципация, проявление специализированных восприятий (чувства ритма, темпа, чувство партнера и т. п.) связаны с объемом и сосредоточенностью внимания. Р. М. Найдиффер (1979) условно выделяет четыре типа внимания.
Первый тип отличается большим объемом и внутренней сосредоточенностью (ощущения спортсмена, его чувства, мысли). Второй тип характеризуется большим объемом и внешней сосредоточенностью. Он отмечается обычно у спортсменов, которым необходимо принимать решения с учетом большого числа внешних факторов (например, в спортивных играх). Третий-тип отличается небольшим объемом и внешней сосредоточенностью. Такое внимание позволяет реагировать на несколько объектов или движений и быстро принимать решения, что очень важно в играх, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта. Четвертыйтип характеризуется небольшим объемом и внутренней сосредоточенностью. Этот тип внимания имеет большое значение для успехов в видах спорта циклического характера (особенно связанных с проявлением выносливости), где важно уметь точно оценить свое физическое состояние, степень утомления, особенности, структуры движений и т, п.
Умение спортсмена переключаться с одного типа внимания на другой, контролировать объем и направленность внимания является важной составной частью психологической подготовленности спортсмена и определяется как пластичность внимания. Все сказанное объясняет необходимость направленного совершенствования внимания спортсменов с учетом требований к его объему и сосредоточенности, обусловленных спецификой конкретного вида спорта.
Совершенствование психической регуляции мышечной деятельности. Важной стороной психологической подготовленности является психическая регуляция межмышечной координации, выражающаяся в формировании оптимального взаимодействия мышц, обеспечивающих выполнение основных движений, и их антагонистов. Умение синхронизировать напряжение работающих мышц, максимально расслаблять мышцы-антагонисты — важный показатель спортивного мастерства, обеспечивающий эффективное выполнение рабочих движений и повышающий экономичность работы. Далеко не все спортсмены даже высокого класса в должной мере владеют этим умением. Часто стремление показать в соревнованиях наивысший спортивный результат, желание как можно лучше выполнить тренировочное задание приводит к неэффективному напряжению мышц лица, шеи, мышц-антагонистов, что снижает скоростно-силовые проявления, выносливость, а в итоге — спортивный результат.
Умение быстро и полностью расслабить мышцы позволяет спортсмену максимально использовать возможности для отдыха в процессе соревновательной деятельности. Но дело не только в этом. Эффективное расслабление мышц создает предпосылки для мгновенной концентрации внимания и выполнения высокоэффективных действий, необходимых в сложившейся ситуации.
Способность спортсмена концентрировать внимание на максимальной активности одних мышечных групп при максимальном расслаблении других хорошо тренируема, однако совершенствование ее требует постоянной целенаправленной работы. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является обучение спортсмена возможно более полному произвольному расслаблению Мыщц, а затем концентрации напряжений мышечных групп, обеспечивающих выполнение Движения. Постепенно спортсмен научается точно дифференцировать усилия локальных мышечных групп при выполнении различных упражнений. Постоянный Двигательный и мысленный контроль за характером развиваемых усилий приводит к тому, что спортсмен начинает запоминать, какие ощущения ассоциируются у него с наиболее целесообразным выполнением двигательных действий, и в конечном счете овладевает сложным искусством самоконтроля за их эффективностью.
В процессе психологической подготовки необходимо научить спортсменов анализировать свое состояние, правильно оценивать ощущения и увязывать их с функциональными возможностями двигательного аппарата, К сожалению, многие спортсмены (особенно активные, уверенные в своих силах) обычно не склонны искать причины неудачных выступлений в излишнем волнении, тревоге, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способность оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, неуверенности нередко является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности.
Одним из важнейших разделов психологической подготовки спортсменов является совершенствование ориентации в пространстве, кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и внешней среды. Спортсмены вьь сокой квалификации, как уже говорилось, обладают исключительными способностями к точной оценке времени, скорости, темпа движений, развиваемых усилий? положений тела в пространстве при выполнении самых разнообразных упражнений. Эти способности во многом определяют не только эффективность выступления в соревнованиях, но также темпы и качество технико-тактического и функционального совершенствования.
Интересно, что при ориентации в пространстве для одних спортсменов решающее значение имеют зрительные ориентиры, для других — мышечные ощущения. Первые три мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления, вторые — на двигательную память и воображаемые ощущения движений (Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов, 1985). Этот факт необходимо постоянно учитывать в процессе психологической подготовки. Совершенствованию специализированных восприятий способствует применение мысленной тренировки. Визуальные и кинестетические мысленные повторения реальных движений позволяют спортсмену лучше усвоить рациональные технико-тактические варианты их выполнения, добиться экономичного расходования энергии, оптимального режима работы мышечного аппарата. При этом работа, направленная на акцентированное восприятие выполнения узловых компонентов движения, в конечном счете приводит к тому, что спортсмен из всего многообразия зрительной и кинестетической информации дифференцированно отбирает и использует ту, которая имеет наибольшее значение для успешного выполнения тех или иных двигательных действий.
Практическая реализация мысленной тренировки требует соблюдения некоторых методических приемов. Во-первых, мысленные движения должны воспроизводиться в точном соответствии с динамической, пространственно-временной и ритмической структурой реальных двигательных действий. Во-вторых, необходимо концентрировать внимание на выполнении действительно узловых компонентов действий. При этом на различных этапах спортивного совершенствования состав этих компонентов может изменяться. Так, спортсмены невысокой квалификации при создании образов движений обращают внимание на наиболее общие их параметры (например, темп движений, время преодоления тренировочных отрезков и т. п.). С ростом квалификации и увеличением точности зрительных и мышечно-двигательных восприятий внимание все в большей мере концентрируется на узловых деталях технико-тактических действий, координации деятельности различных мышечных групп и т;п. В-третьих, в процессе мысленной тренировки необходимо постоянно сопоставлять физические ощущения с результатом фактического выполнения двигательных действий. В противном случае можно сформировать неправильные специализированные представления и выработать неадекватные двигательные решения при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений.
Мысленная тренировка способствует формированию умения быстро отбирать из всего потока поступающей информации наиболее значимые и верные признаки рациональных двигательных действий. Благодаря этому умению спортсмен в экстремальных ситуациях, характерных для ответственных соревнований, моментально обнаруживает, что в круг его внимания попали второстепенные, мешающие раздражители, и может быстро вытеснить их из сознания. Такая способность к выделению объектов сознательного контроля является серьезным подспорьем в деятельности спортсмена. Она позволяет значительно быстрее обрести технико-тактическую зрелость, ускоряя процесс накопления и реализации опыта, который, в свою очередь, позволяет спортсмену в различных соревновательных ситуациях четко распознавать свои ошибки и принимать оперативные меры к их профилактике и устранению.
Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей. Особое значение для достижения высоких спортивных результатов имеет комплекс психических качеств, который обеспечивает предельную мобилизацию возможностей функциональных систем, максимальное использование энергетических ресурсов. Достаточно сказать, что у спортсменов с высокой психической^устойчивостью к тяжелым ощущениям утомления сдвиги в деятельности вегетативных систем часто превышают представления о пределах возможностей человеческого организма (при прочих равных условиях с другими спортсменами). Эти способности должны совершенствоваться на протяжении всей спортивной жизни, но главным образом — на этапе максимальной реализации .индивидуальных возможностей. Наиболее эффективным средством их совершенствования является комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости и связанных с высокими требованиями к физическим и психическим возможностям организма. Действие этих упражнений может быть усилено применением различных средств психической стимуляции, специальных методических приемов, соревновательного метода.
Использование соревновательного метода и создание а. процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции предполагает применение комплекса организационных и методических приемов, направленных на создание соревновательного микроклимата и обеспечение условий для предельной мобилизации функциональных возможностей спортсмена. _
Создание соревновательной атмосферы в тренировочном процессе и контрольных соревнованиях возможно лишь при творческой работе тренера, направленной на постоянный поиск таких приемов. Успех в этом деле в значительной мере связан с постановкой задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена, с разнообразием средств и .методов тренировки, постоянным оперативным контролем за результатами выполнения отдельных упражнений, обеспечением эмоциональной насыщенности тренировочного процесса.
Управление предстартовым состоянием. Важным разделом психологической подготовки является развитие у спортсменов способности к управлению предстартовым состоянием. В комплексе психических проявлений предстартовых состояний выделяют: 1) общую направленность сознания — содержание мыслей, направленность внимания, особенности восприятия и представлений;
2) эмоционально-волевые проявления — уровень эмоционального возбуждения, решимость, уверенность, боязнь или робость и т. п.;
3) моральную и волевую готовность к соревнованию — осознание ответственности, целеустремленности, вера в успех, воля к победе (О. А. Черникова, 1962).
Различают ранние предстартовое состояния, которые могут возникать за много дней -и даже недель до ответственных стартов, и непосредственные предстартовые состояния, возникающие накануне соревнований. У неуравновешенных спортсменов, как показывают специальные исследования (А. В. Родионов, 1973), задолго до соревнований развивается предстартовое состояние генерализированного характера, что отрицательно сказывается ,на работоспособности, эффективности двигательных действий, приводит к увеличению ошибок в реакций выбора и ухудшению антиципирующих-реакций, т. е. из-за повышенной возбудимости преждевременно усиливается эмоциональный фон в процессе направленной подготовки к главным соревнованиям. Длительное пребывание в предстартовом состоянии вызывает перевозбуждение, чшортсмены не могут контролировать эмоции и тем более управлять ими.
У спортсменов с уравновешенной нервной системой состояние психической готовности развивается более ровно и оптимального уровня в большинстве случаев. достигает непосредственно перед соревнованием. Повышенное эмоциональное возбуждение в предстартовой обстановке является положительным фактором, если не переходит оптимальных для данного спортсмена границ. Такое возбуждение проявляется в уверенности спортсмена в своих силах, позитивной установке на соревновательную борьбу, повышенном внимании, высокой степени регуляции движений и др. Как только уровень эмоционального возбуждения переходит эти границы, наступает перевозбуждение, которое приводит к неуверенно-, сти, тревожности, снижению внимания, дискоординации двигательной и вегетативной функций и, как следствие, к снижению эффективности соревновательной деятельности (табл. 27). Рассматривая перевозбуждение как негативное явление, следует сказать, что и недостаточное возбуждение является фактором, не позволяющим спортсмену в должной мере реализовать в соревнованиях свою подготовленность.
Оптимальный уровень предстартового возбуждения является сугубо индивидуальным для различных спортсменов. Его выявле-. ние и направленное регулирование требует длительных наблюдений, в процессе которых показатели тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена постоянно сопоставлялись бы с показателями его психического состояния.
При рациональной психической настройке на предстоящие соревнования высокое эмоциональное возбуждение связано не с переживаниями и опасностями, а с концентрацией внимания на узловых деталях технико-тактических и функциональных проявлений в соревновании, которые необходимо учитывать для успешного выступления. Такая настройка формирует также уверенность в своих силах, вызывает активное желание бороться за победу.
Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущениях и с отвлечением от посторонних факторов, которыми так изобилуют непосредственная подготовка к соревнованиям и участие в них. Опытные тренеры ведут целенаправленную и кропотливую работу в этом направлении: вместе с учениками подробно изучают основных.конкурентов, особенности их техники и тактики, сильные и слабые стороны; знакомят учеников с местами соревнований — состоянием спортивных баз, условиями для разминки, отдыха, восстановления и т. п. В результате спортсмены оказываются хорошо подготовленными к той обстановке, в которой им придется соревноваться, и могут сконцентрировать внимание не на внешних факторах, а на регулировании, своего внутреннего состояния.
При приближении основных стартов психическое состояние регулируется не только средствами психического воздействия, но и тренировочной нагрузкой в дни, предшествующие соревнованиям. Спортсменам, склонным к излишнему эмоциональному возбуждению, в последние 8—10 дней перед ответственными соревнованиями не следует планировать занятия с предельными по величине нагрузками, контрольные тесты> спринтерские упражнения в большом объеме и т. п. В основном надо применять тренировочные задания невысокой интенсивности, с небольшой суммарной нагрузкой. В тренировке спортсменов, которых отличает пониженное эмоциональное возбуждение, наоборот, рекомендуется использовать спринтерские упражнения, тренировочные занятия должны быть эмоционально насыщенными.
Уровень эмоционального напряжения спортсменов накладывает отпечаток и на характер разминки, предшествующей стартам. При повышенном эмоциональном напряжении в разминку необходимо включать в основном упражнения равномерного характера и невысокой интенсивности, при пониженном эмоциональном напряжении—кратковременные упражнения, выполняемые с максимальной и субмаксимальной интенсивностью.
Формирование устойчивого интереса к спортивному совершенствованию. Одна из проблем психологической подготовки спортсменов — сохранение желания к постоянному совершенствованию. С особой остротой эта проблема проявляется в последние годы в связи с резко возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками, физическими и психическими напряжениями, временными затратами.
На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не связан с большими нагрузками, содержит много нового и интересного, спортсмен прогрессирует от занятия к занятию. Все это позволяет поддерживать у юных спортсменов естественный интерес к занятиям. В дальнейшем, при увеличении нагрузок, определенной стабилизации, а иногда и длительном застое результатов многие спортсмены не в состоянии сохранить устойчивый интерес к занятиям. По этой причине некоторые, спортсмены прекращают тренировку и находят интерес в занятиях другими видами спорта, который, как правило, также оказывается неустойчивым. К сожалению, это чаще всего происходит на втором и третьем этапах подготовки, т. е. когда спортсмены еще не сумели достичь высоких показателей и ощутить всю притягательность занятий спортом на уровне высших достижений. Какие же меры следует принимать для сохранения и даже повышения на завершающих этапах многолетней подготовки мотивации спортсмена к напряженным занятиям и достижению наивысших результатов?
Прежде всего тренер должен стремиться к таким организации и содержанию тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. Так, на первом этапе многолетней подготовки должна быть обеспечена направленность на обучение основным двигательным навыкам и умениям, их совершенствование, изучение основ вида спорта. В дальнейшем нужно ориентировать спортсменов на необходимость активной работы над совершенствованием все более тонких компонентов подготовленности, преодоление постоянно возрастающих трудностей освоения все более высоких нагрузок. При этом следует умело дифференцировать задачи с тем, чтобы успешность тренировки спортсмен не связывал только с приростом результатов в соревнованиях, чтобы он понимал, что даже стабилизация результатов при целенаправленной базовой подготовке служит основой для последующего роста спортивных достижений.
Одним из важнейших условий успешного спортивного совершенствования и поддержания активности спортсмена является его желание выполнять указания тренера. Это возможно лишь в том случае, когда тренер стимулирует проявление учеником инициативы, творчества, поиска своих, нетривиальных путей решения технико-тактических задач. Излишнее администрирование, к которому, к сожалению, склонны многие тренеры, лишь сдерживает процесс обучения и может привести к конфликтам и непродуманным решениям, отрицательно сказаться на выступлении в главных соревнованиях. Эта мысль удачно сформилурована Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым (1985): «Спортсмен именно потому так часто бывает не готов к соревнованиям, что в тренировке тренер требует от него тщательного выполнения технических и тактических элементов, а на соревнованиях — ставит задачу победить; хотя «искусству побеждать» в тренировке уделялось минимальное внимание».
Изобретательность при проведении тренировочных занятий, умение решать одни и те же задачи различными средствами, обеспечить активность занимающихся, их творческий подход к работе определяют устойчивый интерес спортсменов к занятиям. Именно такой стиль всегда характеризовал тренерскую деятельность таких выдающихся спортивных педагогов, как заслуженные тренеры СССР В. И. Алексеев, В. А. Аркадьев, А. Н. Евтушенко, А. П. Бондарчук, СМ. Вайцеховский, А. Я. Гомельский, В. А.Капитонов, Л. Ф. Кузнецов, И. И. Манаенко, Б. Н. Попов, В. С. Ростороцкий, А. П. Силаев, А. В. Тарасов, И. Е. Турчин, А. Б. Штук-ман.
В процессе психологической подготовки исключительно важно своевременно выявлять слабые звенья в подготовленности спортсменов, ошибки, находить эффективные приемы и средства преодоления возникших затруднений и допущенных ошибок.