Тема 2. Особенности телосложения и физической подготовленности детей и подростков, обуславливающие высокие спортивные достижения в плавании

Основные вопросы темы

1. Показатели телосложения детей и подростков, обуславливающие высокие спортивные достижения в плавании.

2. Модельные характеристики пловцов.

3. Методика оценки спортивной перспективности пловцов

Показатели телосложения детей и подростков, обуславливающие высокие спортивные достижения в плавании. В результате многолетних научных исследований в области спортивного плавания сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов. Спортивные достижения в плавании во многом зависят от особенностей телосложения — тотальных размеров тела, пропорций, конституционального типа, которые определяют плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых (обхватные размеры тела, величина мышечной массы, композиция мышечных волокон) и функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела) потенциях пловцов.

Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи на нулевой скорости. Эффективная реализация силовых способностей в процессе плавания требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника. И, конечно, пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями — абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую элиту, превышают 6,5—7,0 л/мин, а относительное МПК, несмотря на внушительную мускулатуру, достигает 75—85 мл/кг/мин и более. Максимальные величины накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции достигают у пловцов-спринтеров 20—26 ммоль/л, а у стайеров — 16—19 ммоль/л.

Одним из важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие определенных индивидуально-психологических свойств. Олимпийские чемпионы и призеры характеризуются такими чертами личности, как самоуверенность, самостоятельность и самодисциплинированность, эгоцентризм, честолюбие, эмоциональная устойчивость, умение терпеть неприятные ощущения, связанные с высокими тренировочными и соревновательными нагрузками. Они в высшей степени мотивированы на достижение спортивного успеха и никогда не останавливаются перед препятствиями на пути к достижению спортивной цели.

Постоянный рост спортивных результатов, смена основных методических установок в тренировке требует периодической коррекции целевых значений ведущих параметров пловцов высокого класса. Такие перспективные прогнозы делаются с учетом новых тенденций в методике спортивной подготовки и составляются обычно на следующий цикл олимпийской подготовки. Прежде всего, делается прогноз будущих рекордов, далее происходит расчет соответствующих этим результатам уровней физического развития и специальной подготовленности.

Модельные характеристики пловцов. Модельные характеристики — это набор показателей, который в совокупности определяет уровень спортивных достижений. Эти показатели разнородные, в них входят специфические особенности телосложения, специальной работоспособности и соревновательной деятельности, уровни развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической, психологической подготовленности и др. Путем сличения индивидуальных значений с модельными можно оценить соответствие физического развития и двигательных способностей спортсмена специфическим требованиям вида спорта, демонстрируемому и планируемому спортивному результату. Они могут быть использованы как для решения задач спортивного отбора, так и для коррекции и планирования тренировочного процесса.

С точки зрения спортивного отбора интерес представляют «консервативные», то есть не поддающиеся или слабо поддающиеся влиянию тренировки (например, продольные скелетные размеры, композиция мышечных волокон) параметры. «Неконсервативные», хорошо тренируемые используются в большей степени для коррекции и планирования тренировочного процесса. Условно все модельные характеристики можно разделить на компенсируемые (когда низкие уровни развития одних способностей могут быть компенсированы высокими уровнями других) и некомпенсируемые (так, низкое МПК у пловцов не может быть компенсировано никакими другими качествами). В число модельных характеристик спортсменов высокого класса включают как консервативные, так и неконсервативные, как компенсируемые, так и некомпенсируемые показатели.

Таким образом, полная картина спортивных способностей весьма сложна. Оценка большинства модельных характеристик – трудоемкий и затратный процесс. Использование такого дорогостоящего метода, как генетический анализ, может лишь с некоторой степенью вероятности оценить способности к группам видов спорта, например, «на выносливость», «на силу» или «на быстроту». При этом генетические маркеры не обеспечивают дифференцировку потенциально перспективного бегуна от лыжника или пловца. Даже получив большое количество данных, невозможно точно предсказать перспективность спортсмена в юном возрасте на ранних этапах спортивной карьеры и тем более до начала занятий.

Следовательно, на ранних этапах отбора и оценки перспективности спортсменов целесообразно использовать в качестве ориентиров сравнительно небольшое количество консервативных параметров. К числу таких параметров относятся в частности, особенности телосложения. Исследования последних лет, проведенные на пловцах высокого класса, показывают, что скорость плавания разными способами на разных дистанциях определяется различными особенностями телосложения, физической и функциональной подготовленности (рис. 2).

   
  Тема 2. Особенности телосложения и физической подготовленности детей и подростков, обуславливающие высокие спортивные достижения в плавании - student2.ru
Тема 2. Особенности телосложения и физической подготовленности детей и подростков, обуславливающие высокие спортивные достижения в плавании - student2.ru

Рис. 2. Контуры и сечения тела у пловцов высокого класса, специализирующихся в различных способах плавания. Сечения: 1 – дельтовидное, 2 – плеча, 3 – предплечья, 4 – талии, 5 – тазобедренное, 6 – бедра, 7 – колена, 8 – голени, 9 – лодыжки [Н.Ж. Булгакова с соавт., 1996]

По мере роста уровня спортивных достижений такие параметры отходят на второй план, уступая ведущую роль показателям специальной подготовленности. На каждом этапе спортивного отбора у юных спортсменов измеряются и оцениваются показатели, входящие в модели пловцов высокого класса, а также показатели, обусловливающие успешность прохождения того или иного этапа многолетней спортивной подготовки. Однако конкретный набор модельных характеристик определяющих спортивную перспективность планомерно изменяется.

(рис. 3).

Рис. 3. Обобщенные уровни матурации соматических, функциональных и силовых показателей. 100 % – значение показателя в 18 лет. 1 – длина тела, 2 – масса тела, 3 – жизненная емкость легких, 4 – становая сила, 5 – сила тяги руками на суше на специальной скамье, 6 – индекс скоростно-силовой выносливости при работе 30 с на специальном тренажере, 7 – абсолютное VO2max (л/мин), 8 – относительное VO2max (мл/кг/мин), 9 – минутная вентиляция легких при плавании, 10 – ExcCO2 при плавании, 11 – скорость ПАНО, 12 – концентрация молочной кислоты после упражнения 4x50 м, 13 – средняя скорость в упражнении 4x50 м, 14 – сила тяги на привязи (при нулевой скорости)

Итак, модельные характеристики элитных спортсменов являются для юных пловцов конечными – «дефинитивными». Для отбора на каждом этапе разрабатываться «этапные» модели, построенные с учетом «дефинитивных» моделей элитных спортсменов, позволяющие уточнить у юных спортсменов динамику развития черт, определяющих достижения в зрелом возрасте. При выборе и оценке показателей для создания этапных моделей необходимо помнить следующее:

1. Показатель этапной модели должен обладать стабильностью индивидуальных рангов развития (СИРР) в процессе многолетней подготовки (Н.Ж.Булгакова, 1996). Оценка СИРР осуществляется с помощью исследований, которые проводятся на группах с постоянным контингентом юных спортсменов в качестве испытуемых в течение нескольких лет. Количественная оценка СИРР определяется взаимосвязью (ранговой корреляцией) между исходными, промежуточными и дефинитивными значениями показателей взрослых спортсменов.

2. На начальных этапах ориентации и спортивного отбора — в процессе и после начальной подготовки — критерии селекции должны быть нацелены на оценку задатков (консервативных качеств).

3. Спортивный результат юных спортсменов не имеет прогностической ценности и определяется другими, по сравнению со взрослыми спортсменами, показателями (Н.Ж.Булгакова, 1996).

4. На последующих этапах селекции и отбора все большее значение имеют уровни развития двигательных способностей (реализация задатков), являющихся целевыми объектами тренировочного процесса на предыдущем этапе подготовки. В ряде случаев недостаточное развитие этих качеств нельзя компенсировать на последующих этапах подготовки.

5. Необходимо ориентироваться не только абсолютный уровень имеющихся у него качеств (способностей), но и на темпы их прироста. Более перспективным может считаться спортсмен, у которого равный прирост способностей был достигнут за счет их устойчивого равномерного повышения (в отличие от спортсменов, продемонстрировавших бурное скачкообразное увеличение способностей на ранних этапах подготовки с последующим торможением прироста).

6. Следует учитывать, за счет каких нагрузок достигнуто развитие способностей. То есть следует выделять тех, кто добился высоких результатов в возрастных группах за счет форсирования подготовки.

7. Необходимо учитывать темпы биологического созревания, не переоценивая высокие уровни развития показателей у юных спортсменов с опережающим типом биологического развития (акселератов).

Методика оценки спортивной перспективности пловцов. Оценка спортивной перспективности происходит по комплексу разнородных критериев. Чтобы это сделать, нужно перевести значения всех показателей в нормированный или стандартизированный масштаб — в безразмерные показатели, баллы или очки. Путем суммирования балльных оценок частных признаков получают суммарную (обобщенную) оценку физических потенций.

В качестве примера рассмотрим нормативные шкалы оценки показателей физического развития пловцов 11-16 лет, разработанные на кафедре плавания ГЦОЛИФК (Н.Ж. Булгакова, 1996, с. 409-412). К основным морфофункциональным показателям отнесены: рост, вес, ЖЕЛ, соотношения Вес/рост, ЖЕЛ/вес, Обхват груди/рост.

По средним значениям показателей в каждом возрасте (X) и стандартным отклонениям (±σ) были рассчитаны семибальные стандартные шкалы. Каждый диапазон значений показателя, равный половине стандартного отклонения (0,5 σ), оценивался в 1 балл. Протяженность шкалы составила от X — 1,5 σ до X +2,0 σ.

Эти показатели на 80—90% детерминированы наследственностью и являются информативными критериями спортивного отбора. Оценка начинается с определения «ростового класса». Так как рост (длина тела) является наиболее значимым по отношению к спортивному результату в плавании антропометрическим показателем, то данный критерий целесообразно оценивать двойным баллом. Оценив в баллах у каждого испытуемого остальные показатели и суммировав эти баллы, получим обобщенную оценку физического развития. Аналогичным образом с помощью оценочных шкал можно определить «функциональный класс», «силовой класс» и т.п. для каждого юного спортсмена с последующим расчетом интегральной оценки физических потенций.

Для повышения информативности обобщенных оценок может применяться методика присвоения весовых коэффициентов каждому показателю, включенному в батарею тестов. В качестве весовых коэффициентов могут быть использованы величины, полученные на основе экспертных опросов, либо коэффициенты детерминации, характеризующие взаимосвязь критериев пригодности и спортивных достижений.

Литература основная:

1. Платонов, В.Н. Отбор и ориентация в системе подготовки. Глава 29 // Спортивное плавание: путь к успеху : в 2-кн. – М.: Советский спорт, 2012. Кн. 2. – С. 253-277.

Литература дополнительная

1. Булгакова, Н.Ж. Спортивный отбор юных пловцов в процессе многолетней подготовки. Раздел 9.10. / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Воронцов // Спортивное плавание : Учебник для вузов физической культуры Под. Ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФОН, 1996. – С. 394-397.

2. Платонов, В.Н. Общая характеристика этапов отбора и ориентации пловцов / В.Н. Платонов, К.П Сахновский // Плавание: Учебник // Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – С. 146-149.

3. Давыдов, В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты) : монография / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко. – М.: Советский спорт, 2014. – 384 с. (С. 3-4, 25-30).

4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 191 с.

Наши рекомендации