Как лошадь использует жесты
В предыдущих двух главах я попытался показать, как лошади используют свой голос для передачи смысла. Но каждому, кто наблюдал за лошадьми, ясно, что лошади множеством способов используют также и жесты: для выражения намерения, для обращения внимания на объект, в качестве предупреждения, и иногда для выражения своего мнения. Лошадь посмотрит налево, если собирается повернуть налево, и направо, если хочет повернуть направо – таким образом она покажет, куда собирается идти. Она поднимет голову, насторожит уши и пристально посмотрит на объект, чтобы обратить на него ваше внимание. Она прижмет уши и приподнимет заднюю ногу, чтобы предупредить вас, что ударит, если вы подойдете ближе. Если вы дадите еду, которая ей не нравится, она наберет полный рот и тут же выплюнет обратно, ясно показывая этим всё, что она думает о такой еде.
Конечно, язык жестов используется не только лошадьми. Все животные, включая человека, используют жесты как составляющую часть общения с себе подобными. Мы получаем информацию о смысле фразы из выражения лица, движений рук, так же, как и из интонации голоса. Слова «я тебя ненавижу, я заставлю тебя страдать» – угрожающие и агрессивные, если использованы в одном контекте, но в другом (если говорятся мужчиной, целующим и ласкающим женщину) – будут означать совершенно иное. Я уже писал, как Корк Бэг, когда он издавал приветственное гугуканье, мог иметь в виду «привет», «хорошо, вот и мой завтрак!» или «иди сюда» – в зависимости от того, теребил ли он в это время куртку моей жены, или пинал туда-сюда свою миску для еды, или же звал подружку с пастбища. Точно так же, если кобыла прижимает уши, визжит и приподнимает ногу для удара, она говорит «если ты не уберешься, я тебе зубов-то поубавлю». Но с другой стороны, если она визжит, брыкается и поднимает хвост поблизости от жеребца, то она в охоте, и всё это имеет совершенно другой смысл. Мы называем это «девчоночьим хихиканьем». Таким образом, ясно, что с добавлением разных жестов одна и та же вокальная нота может означать два совсем разных сообщения: на самом деле, два диаметрально противоположных сообщения, «уходи» и «иди сюда, займемся любовью».
Фактически, язык жестов значительно легче понять, чем вокальную часть сообщений, и для меня всегда было загадкой, почему, за исключением Мича и Ивбанка /Meech and Ewbank/ в их работах над свиньями в Ливерпульском университете, и еще одного-двух, современные исследователи не концентрируются на языке жестов при изучении общения животных. По крайней мере, у лошадей жесты намного упорядоченнее звуков, и намерения лошади легко могут быть поняты по ее жестам. Вдобавок язык жестов одинаков для всех пород, возрастов и полов лошадей – хотя есть пара исключений, типа знаков сексуального характера или жестов, свойственных лишь жеребятам, говорящим «я всего лишь малыш». Жеребенок показывает это при приближении к взрослой лошади, в благосклонности которой он не уверен – опусканием головы и вытягиванием шеи, как если бы он сосал вымя, приоткрыванием рта, выгибанием губ и сосательными движениями языка. Он делает это, потому как знает, что большая лошадь поймет, что он лишь жеребенок, и не станет бить или кусать его. Это жест общий почти для всех жеребят, хотя вы можете заметить его и у некоторых годовичков, а я однажды видел, как его делал четырехлетний мерин. Язык жестов также часто бывает универсален и для людей, вне зависимости от расы.
Конечно, практически невозможно дать точное определение любому движению, рассматриваемому в отрыве от контекста. Например, если лошадь машет задней ногой, она может иметь в виду «сейчас ударю», или же «нога болит». Энергия движения, ситуация, в которой оно сделано, и звуки, изданные до и после него – всё это служит для передачи смысла. Всякий, кто знает лошадей, несомненно способен легко интерпретировать значения жестов.
Лошадьми используется от семидесяти до восьмидесяти различных жестов. Это зависит от возраста и от пола лошади. Все эти жесты используются как составляющие части сорока семи основных сообщений и пятидесяти четырех под-сообщений, обычно в связке со звуками, особенно когда лошадь пользуется только головой и ушами. Когда лошадь передает сообщение с помощью жестов, она использует свои нос, рот, морду, глаза, уши, голову целиком и шею, свою кожу, хвост, ноги и копыта. Ноги и копыта могут использоваться по отдельности или в паре: то есть, передние ноги могут быть использованы каждая отдельно или вместе, то же касается и задних ног. Дикая лошадь обычно пользуется своими задними ногами только в качестве оборонительного оружия, а передними ногами и зубами в качестве наступательного оружия; хотя для человека, лежащего в больнице со сломанной ногой, будет очень небольшим утешением знать, что лошадь всего лишь защищалась.
В языке жестов есть одна особенность: вам могут встретиться весьма необычные жесты, чаще всего перенятые от других животных. Я уже упоминал нашего одиннадцатилетнего уэльского пони, который большую часть года не был в контакте с другими лошадьми, и ходил в стаде скота; так вот он, когда кобыла мочилась, опускал нос и нюхал ее мочу точно так же, как это делает бык. Это был единственный раз, когда мне встретилась такая привычка у коня, и, без сомнения, он перенял ее у скота, среди которого находился.
Другой пони поджимал одну ногу как молодая собака, и когда я решил отследить этот жест, я обнаружил, что овчарка на ферме, откуда был этот пони, обычно спала в конюшне. Они с пони были большими друзьями, и пони приобрел привычку поджимать ногу, имитируя этим собаку. Забавно, но он делал так лишь на том месте, где помочилась кобыла – но не на том, где мерин.
В лошадином языке жестов голова и шея, конечно, наиболее часто используемые части тела. Для передачи сообщения они могут быть использованы вместе, или же по отдельности. Нос, ноздри и губы чаще всего нужны для выражения симпатии – чтобы приласкать и успокоить жеребенка или другую лошадь, а также в любовной игре – хотя они также могут быть использованы для исследования чего-либо или для привлечения внимания к конкретному объекту. Когда лошадь обнюхивает или вас, или другую лошадь, она с помошью носа показывает свою симпатию к вам. Когда жеребенок напуган, он побежит к своей матери, а она будет обнюхивать его, успокаивая. В сущности, когда одна лошадь обнюхивает другую, это продолжение приветственного жеста, но когда кобыла обнюхивает жеребенка, чтобы его успокоить, она говорит этим «всё в порядке, мама рядом».
Большинство людей, будучи укушенными лошадью, знают лишь, что это больно, и что это им не нравится. Но на самом деле есть четыре совершенно разных типа укусов. В любовной игре рот, зубы и губы используются очень часто, и могут встретиться все четыре типа укусов. Жеребец приближается к кобыле и щипает ее. Кобыла затем махнет головой и укусит его – и манера, в которой она использует свою голову и шею, показывает то, как она воспринимает ухаживания жеребца. Она может повернуть голову и нежно его ущипнуть, или же махнуть головой и цапнуть его, отгоняя. Она может даже ударить его зубами, или вцепиться зубами в кожу и действительно укусить, вполне ясно отказывая ему таким образом. Если намерения жеребца воспринимаются более-менее благосклонно, он начнет щипать и гладить ее бока и круп своими губами, и очень часто бывает так, что он сжимает шею кобылы зубами, на самом деле не кусая. Так что в этой последовательности жеребец щипает кобылу в знак симпатии, и сжимает ее зубами, показывая свою страсть. В ответ кобыла может или нежно ущипнуть жеребца, или цапнуть, или ударить его зубами, или же, в предельном случае, действительно вцепиться в него со злости.
Каждый из этих жестов имеет совершенно разный смысл. Когда кобыла щипает жеребца, она говорит, «дорогой, ну хватит», а когда она прихватывает его зубами, она говорит «уходи и оставь меня в покое». Затем она или ударит его зубами, или на самом деле укусит. Удар зубами встречается чаще. Голова выносится вперед в рывке или в махе, и зубами ударяет другую лошадь. Зубы при этом не смыкаются, и это именно удар, а не укус – хотя его часто путают с укусом, который делается с таким же движением головы и шеи, но при этом зубы смыкаются на противнике. Если они сразу же размыкаются – это лошадь цапнула противника. Но лошадь может вцепиться, сжимая зубы со всей силой, хотя такое бывает редко, обычно только в дикой природе между двумя дерущимися жеребцами. С другой стороны, удар зубами встречается часто, в основном в качестве предупреждения – хотя если предупреждению не внять, лошадь может цапнуть или укусить. Обычно лучше благоразумно прислушаться к предупреждению, так как если лошадь действительно укусит вас, то вы будете серьезно травмированы. Если она ухватит вас за руку – она ее, вероятно, сломает. Если она ухватит вас за плечо, то может поднять вас и встряхнуть (хотя это очень редкий случай, и надо лишь надеяться, что с вами этого никогда не случится).
В отличие от человеческих глаз, разговаривающих на собственном языке, глаза лошади изменяют свое выражение совсем немного. Они лишь показывают, куда именно смотрит лошадь. Но, с другой стороны, уши, почти никогда не использующиеся в человеческом языке жестов, выражают великое множество значений. Они используются не только отдельно, но и вместе с другими частями тела – для выражения намерений, чтобы обратить внимание на объект или событие, но главным образом для выражения настроения лошади. Большинство людей знают, что если лошадь максимально прижимает уши назад, то она настроена враждебно и предупреждает вас, чтобы вы не приближались.
Когда уши в среднем положении между вертикальным и прижатым – это обычно означает, что лошадь расслаблена, ничего не делает, и ни о чем не беспокоится. Но если уши поставлены в эту позицию, а не просто висят как попало – это означает, что она смотрит на вас назад и, возможно, слушает, что вы ей говорите. Когда я езжу или управляюсь с лошадью, я разговариваю с ней большую часть времени, и лошадь держит свои уши наполовину повернутыми назад, просто следя за интонацией моего голоса. Я всегда шучу, что она ждет от меня мудрых изречений, но на самом деле она просто слушает интонацию голоса. Лошадь также поворачивает уши в стороны, в одну или в другую, обращая внимание на объекты. Она смотрит на объект и одновременно слушает его, возможно проверяя, не издает ли тот враждебные звуки, в то же время следя, не делает ли он враждебных движений. Когда уши лошади навострены на три четверти, это означает «Я не сплю и насторожена, идём!», а если уши полностью насторожены, то лошадь внимательно смотрит на объект, или хочет обратить на него ваше внимание. А когда уши жестко расставлены в стороны, это несомненный признак того, что лошадь собирается устроить на вас покушение. Так же, как и в случае прижатых ушей, это означает враждебность лошади. Если уши прижаты назад, остальное тело может быть наполовину или на три четверти расслаблено, но если они расставлены в стороны, каждый мускул тела будет напряжен. Лошадь может начать козлить, отбивать, свечить, или пытаться вас укусить. Уши могут быть использованы как указатель настроения лошади в 999 случаях из 1000.
Несколько лет назад у нас был уэльский коб, который был просто ментально неуравновешен. Что бы он ни делал, его уши были приятно навострены, как если бы он был покладистой и спокойной лошадью. Но он был наихудшей лошадью, с которой я когда-либо имел дело. Я видел, как он козлил, вставал на свечки, катался по земле, падал на спину, вертелся с козлами, вертелся со свечками, пытался «снять» вас об дерево, или размазать по стене, лягался, дрался передними ногами... Но все эти вещи он делал с очаровательным и добрым выражением, как ребенок. Три или четыре человека пытались сломать его, двое из них очень жестоко, а третий сделал его совершенно враждебным к людям. Хотя после того, как он пробыл у меня около трех месяцев, я мог делать с ним что угодно – он всё равно оставался опасным для любого другого человека. Лошади часто козлят от удовольствия, и им нравится это делать, особенно если их хозяевам тоже нравится, когда их лошади играют – в этом случае лошадь будет взбрыкивать с навостренными ушами. Но такое взбрыкивание означает выражение «радости бытия» и не имеет целью высадить вас. Как я уже говорил, старый Корк Бэг обычно козлил под моей женой, пока не рассмешит ее.
Голова и шея используются вместе при составлении жестов для привлечения внимания к объекту, или для выражения намерения пойти в определенном направлении. Когда шея и зубы применяются для удара или укуса, это использование их как угрозы для другой лошади. Ноги, зубы и хвост обычно применяются для выражения враждебных намерений, но надо помнить, что поднятая нога может означать «нога болит», а не только «я сейчас ударю». Различие между предупреждением и явной угрозой обычно выражается резкостью движений, но это зависит от конкретной лошади – так же, как в случае жестких интонаций в человеческом языке. Одна лошадь может поднять свою ногу, махнуть ей, и при этом не иметь в виду ничего особенного; вторая лошадь, делающая то же самое, может выражать этим вполне реальную и явную угрозу; и у вас может быть третья лошадь, которая будет поднимать ногу лишь на десяток сантиметров в качестве предупреждения. Если вы не обратите на это внимания, следующим вашим действием будет собирание своих зубов с пола. Резкость движений лошади или интонация человеческого языка – очень индивидуальны, и нужно знать конкретную личность, чтобы оценить силу сообщения.
Кожа лошади тоже может говорить. Обычно она выражает реакцию; например, если вы трогаете болезненное место, а лошадь вздрагивает и подергивает кожей, она говорит «больно». Иногда лошади будут сами подергивать кожей, чтобы показать вам болезненную часть тела. Мышцы отображают настроение лошади – напряжена она, или расслаблена. Из того, какие именно мышцы напряжены или расслаблены, можно понять, какая часть лошади будет реагировать следующей. Например, напряженные мышцы спины скажут вам, что лошадь собирается взбрыкнуть. Хвост применяется для выражения враждебных намерений, или как признак сексуальной реакции (у кобыл). Или, если он слегка приподнят, это просто означает, что лошадь пробуждена и внимательна – в сущности, лошадь с помощью хвоста говорит «пойдем!». Хвост обычно работает вместе с головой и шеей – если голова поднята, то поднят будет и хвост, а если шея расслаблена, то хвост будет висеть вдоль ягодиц.
Надо иметь в виду, что все эти жесты часто используются вместе с вокальной частью сообщения, которая может быть лишь резким вздохом, или выдохом через ноздри, а может быть и яростным визгом. В отличие от вокального диапазона сообщений, количество жестов мало меняется от лошади к лошади, но в комбинации с голосом и ЭСВ (экстрасенсорным восприятием) количество сообщений, передаваемых жестами, заметно увеличивается.
Один из самых эмоциональных моментов моей жизни случился, когда я был в армии. Я только что приехал из заморской поездки, и когда я вернулся домой, первое, что я сделал – пошел повидаться с лошадьми. Они все паслись на дальнем конце четырехгектарного пастбища, которое было более 500 метров длиной. Я встал около ворот и прокричал «идите сюда, мои хорошие!». Они все посмотрели на меня, и со всех ног помчались по пастбищу, ведомые Смелой. Она неслась так быстро, как могла, с высоко поднятой головой, прижатыми назад ушами и открытым ртом. Даже по прошествии восьми лет она всё еще могла отгрызть от вас кусочек, или надавать тумаков передними ногами – но так как я зашел уже слишком далеко на пастбище и сматываться было поздно, то я остался на месте. Она подбежала на расстояние около десяти метров и затормозила всеми четырьмя ногами. Затем она сделала два шага вперед и облизала меня с головы до ног. После того, как она это делала в течение почти трех минут, по моим щекам потекли слезы – так что она решила, что нежностей с меня достаточно. Просто чтобы показать мне статус кво, она ухватила меня зубами, подняла над землей и медленно покачала вперед-назад четыре или пять раз, затем опустила на место и потерлась об меня носом. Я никогда не был настолько тронут за всю мою жизнь; это проявление любви было довольно необычным по форме – но это было чудесно.
Другой пример необычного проявления симпатии случился с моим другом. Я продал ему очень милую, тихую и ласковую кобылу. Он знал о лошадях немного, но они с кобылой ладили очень хорошо в течение долгого времени. И вот в один из дней я получил от него отчаянный телефонный звонок. Кобыла страдает от боли, и не мог бы я посмотреть. Я сразу приехал к нему и спросил, в чем дело. Он сказал: “О, она выглядит нормально, пока я не вхожу в денник. Но как только я вхожу и касаюсь ее, она визжит, машет задней ногой и мочится.” Затем он пригласил меня посмотреть. Как только я это увидел – я понял, что случилось. Просто кобыла была в охоте. Она влюбилась в хозяина, как если бы он был жеребцом, и выражала свою симпатию тем единственным способом, о котором знала.
ГЛАВА 6
СЛОВАРЬ ЛОШАДИНОГО ЯЗЫКА
Я буду говорить о сообщениях, под-сообщениях, и вариациях. Эти термины, конечно, немного туманные и неясные. Это потому, что общение животных само по себе очень нечеткое и неопределенное, так как интерпретация любого сообщения - дело личное. Сообщение мы определяем как намерение, угрозу или вопрос, выражение чувства или утверждение, сделанное лошадью. Под-сообщение – это ответ на сообщение, или же развитие сообщения. Термин «вариация» - это сокращение саморазъясняющей фразы «вариация – это отклонение от наиболее общего способа передачи сообщения или под-сообщения». Некоторые сообщения могут быть выражены несколькими различными способами, звуками, жестами или их комбинациями. Наблюдая за тремя сотнями лошадей, мы заметили тридцать различных способов сказать «привет», и около тридцати вариаций фразы «где мой завтрак?».
В нашем словаре жестов и звуков мы указали не всё, так как в рамках этой книги сократили список до наиболее общих способов выразить каждую фразу. Фразы, которые мы использовали для выражения любого из сообщений – просто такие получились, без всяких задних мыслей, хотя мы, конечно, старались теми словами и фразами, что мы использовали, передать ощущение от сообщения. В словаре вы увидите, что некоторые похожие сообщения описываются двумя или тремя различными фразами, но вы также увидите, что контекст сообщений разный, и поэтому сами сообщения тоже отличаются. Это в первую очередь относится к сообщениям, которые являются в основном под-сообщениями, так как они являются развитием оригинального сообщения; но так как случается, что они используются и сами по себе, мы внесли их в список сообщений. Каждый, кому интерестен язык лошадей, в любом случае составит свой собственный словарь, и, конечно, использует другие слова для описания каждого сообщения – возможно, решит обойтись без различия, которое мы сделали между сообщениями и под-сообщениями, или добавит некоторые императивы или вариации в качестве отдельных сообщений. Так как каждая лошадь делает звуковые и визуальные сообщения по-своему, каждый из словарей будет иметь отличающуюся раскладку. Но в качестве руководства для тех, кто желает понять свою лошадь, я привожу здесь свой собственный словарь в сильно сокращенной форме. Я сделал алфавитный список фраз, указал количество под-сообщений, связанных с каждой фразой, и ссылку на номер в полном переводе, приведенном ниже. Так что, если вы хотите знать, как лошадь выражает идею «Я тебя люблю» и два ее под-сообщения, ищите номер 16 после таблицы.
Фраза | Количество под-сообщений | Номер сообщения |
Больно! | ||
Буду козлить! | - | |
Вот ты где… | - | |
Где ты? | - | |
Где, блин, мой завтрак?! | ||
Давай пойдем быстрее! | ||
Дорогу! | ||
Здесь есть кто-нибудь? | - | |
Здесь примерные девочки | ||
Иди и возьми! | - | |
Иди и пей | ||
Иди сюда | ||
Иди сюда и дерись | ||
Классно! | - | |
Мамочка тебя любит! | ||
Мне это нравится | - | |
На свободе хорошо! | - | |
Наверно, придётся… | - | |
Не волнуйся | - | |
Не надо этого делать | ||
Не покидай меня | - | |
Не уходи | ||
Ну давай же | - | |
Ну давай! | ||
О, Боже! | - | |
Помогите! | - | |
Почеши здесь | - | |
Прекрати это делать | ||
Привет | - | |
Смотри! | ||
Со мной ты будешь в безопасности | ||
Ты кто? | ||
Убираемся отсюда к черту! | - | |
Уходи | ||
Что это? | ||
Щекотно | - | |
Я – босс | ||
Я боюсь | - | |
Я всего лишь малыш | - | |
Я голодна | ||
Я здесь | - | |
Я король! | - | |
Я не могу | ||
Я тебя люблю | ||
Я тебя ненавижу | ||
Я устала | ||
Я хочу пить | - |
1. Привет (добро пожаловать). Используется как обобщение всех приглашающих и приветственных звуков, используемых лошадьми, из которых самый распространенный – приветственное «гугуканье» /whicker/. Громкость сообщения и энергичность движений выражают степень императива. Контекст, а также положение головы и хвоста, передают назначение приглашения.
2. Ты кто? Используется двумя незнакомыми лошадьми при встрече. Это продолжение фразы «Привет», и выражается обнюхиванием или, чаще, дышанием друг на друга. Отношение лошадей друг к другу выражается резкостью или мягкостью дыхания, и положением головы и хвоста. За этой процедурой следуют под-сообщения: (а) «Я друг» – выражается продолжением мягкого обнюхивания и других дружественных движений, или (б) «Убирайся к черту» – укус или щипок со стороны одной из лошадей, топанье по земле передней ногой, угроза удара, или визг.
3. Что это? Используется по отношению к находящемуся рядом объекту, обычно выражается обнюхиванием объекта; хотя лошадь может и постучать по нему передним копытом. За этой позой следуют два под-сообщения: (а) «Всё в порядке» – лошадь подходит, исследует незнакомый объект, а затем игнорирует его, и (б) «Это опасно» – отходит, шарахается от объекта, или же атакует.
4. Смотри!Используется, чтобы обратить внимание на объект, и обозначается поднятием головы и хвоста, и фырканьем или ржанием для привлечения внимания других лошадей. Аналогично, под-сообщения: (а) «Что это» – лошадь высоко поднимает голову, настораживает уши и смотрит на незнакомый объект. Вторичная реакция на «Что это» – не звуковая. Реакцией будет или «Всё в порядке» или «Это опасно». Другим под-сообщением является (б) «Давайте туда пойдем» – лошадь смотрит в том направлении, куда она хочет идти, и перемещается туда же. Вторая лошадь, которая отвечает на «Что это», посмотрит на объект, и если она его узнает, то ответит или (в) «Не стоит беспокойства», или (г) «Осторожно» – храпением или предостерегающим ржанием.
5. Иди сюда.Начинается как приветственное гугуканье, с повышением императива, который также может выражаться мотанием головы вперед-назад, если нет ответной реакции. Это сообщение может смениться на «Если ты не придешь, я из твоих кишок подтяжки сделаю», что подчеркивается угрожающим движением и приводит к ответу «Да ладно, я уже иду», который обычно говорится тихим гугуканьем.
6. Не уходи…Это гугуканье или тихое ржание /whinney/, чтобы позвать компаньона обратно, и иногда варьируется от гугуканья до громкого ржания /neigh/ «Ты где?». За ним часто следуют (a) «А ты куда?», или (б) «Подожди меня».
7. Здесь есть кто-нибудь?Громкое ржание, повторяющееся несколько раз. Делается с вопросительной интонацией, поднятыми головой и хвостом. Если получен ответ – тоже громким ржанием, означающим «Я здесь» – первая лошадь затем говорит:
8. Ты где?«Ты где» также может быть под-сообщением сообщения «Здесь есть кто-нибудь?», если используется кобылой, разыскивающей своего жеребенка, или лошадью, ищущей друзей. «Ты где» – чаще тихое ржание, чем громкое.
9. Я здесь!Это громкое ржание, используемое для ответа на «Здесь есть кто-нибудь?». Это повторяется до тех пор, пока лошади не увидят друг друга. Опять же, это сообщение может быть использовано как под-сообщение в описанной в (7) и (8) последовательности.
10. Вот ты где…Используется на расстоянии в ответ на «Ты где». Обычно это тихое ржание, пока лошади движутся друг к другу, и сменяется приветственным гугуканьем, когда они встречаются.
11. Ну давай!Используется, когда две лошади пасутся вместе или отдыхают, и одна из них хочет куда-нибудь перейти или поиграть. Она выражает это подталкиванием своего компаньона или пританцовыванием вокруг и пощипыванием его. Она может издать гугуканье или просто уйти, надеясь, что компаньон последует за ней. На это она может получить ответы: (а) «Ну лааадно...» – выражающийся ленивым поведением компаньона, (б) «Ага, давай!» – восторженный ответ, или (в) «Да ну тебя нафиг!» – выражающийся просто негативным ответом или даже угрозами или укусами.
12. Уходи! Это оборонительный жест и нужен только для защиты. Это может быть умеренная угроза, обычно зубы или задние ноги, возможно только одна задняя нога. Если он игнорируется, предупреждение превращается в «Убирайся, или я тебя побью!». Это четкое и враждебное движение, быстро превращающееся в «Ты этого хотел?» – попытку укусить или ударить противника.
13. Не надо этого делать.Это реакция на действие другой лошади или человека. Варьируется от дергания кожей до ударов передней ногой, отбивания или укусов. Ответом может быть (а) «Извини» – поспешное бегство с видом оскорбленной невинности, или (б) «А вот хочу, и буду!» – усиление раздражающего действия.
14. Больно!Показывается вздрагиванием или дерганием кожей и шараханьем от агрессора. Имеет под-сообщение (а) «Нога болит», показывается подниманием ноги и хроманием. Вариации включают «Спина болит», «Шея болит», «Голова болит», или что-нибудь еще, но мы посчитали это всё одним под-сообщением.
15. Классно!Это ответ на любое действие, приятное для лошади. Упоминается в трех под-сообщениях, но используется и как сообщение само по себе, как просьба продолжать. Выражается увеличением давления на партнера и используется, когда две лошади в тесном контакте, иногда сопровождается довольным хрюканием или шумным выдохом.
16. Я тебя люблю.Мы используем эту фразу для выражения теплых чувств, отличных от материнских или сексуальных. Существует более тридцати способов выражения, наиболее общие – нежно выдохнуть через ноздри или потереться носом и головой. На это следуют ответы (а) «Я тоже тебя люблю» или (б) «Уходи!»
17. Я тебя ненавижу.Жести и звуки, используемые в этом случае, отличаютсtestя от «Уходи», они более агрессивной природы, чем защитной. Используются передние ноги и зубы, что является ясным признаком антипатии между двумя лошадьми. Если получен ответ «Я тоже тебя ненавижу», за этим следует драка. Кроме того, ответ может быть «Извини», как и в сообщении 13: те же извинительные жесты, но к ним добавляются защитные действия, такие как разворот задом к агрессору или отбивание в его сторону.
18. Иди сюда и дерись.Это ответ на вызов жеребца, пронзительное ржание или, возможно, крик ярости. За этим следует (а) «Я сотру тебя в порошок», которое является частью подготовительных маневров и угроз, и устанавливает психологическое преимущество перед битвой. После драки проигравший скажет (б) «Извини, я ухожу». Он показывает это бегством с опущенным хвостом, а триумфирующий победитель угрожает (в) «Если ты вернешься, я тебя убью». Затем жеребец идет к своим кобылам и говорит (г) «Видали, девчонки, как я его прибил?!» Он выражает это фырканьем и приплясыванием вокруг кобыл, он также может увести их в безопасное место. Такое приплясывание, как знак полного триумфа, может быть также использовано кобылой или мерином, оказавшимися сильнее другой лошади или человека.
19. Я король.Это оповещающий сигнал жеребца, является или вызовом, или же обращением к группе кобыл. Сигнал повторится еще раз, когда он направится к кобылам.
20. Иди и возьми!Это ржание кобылы в охоте в ответ на сигнал жеребца, используется, когда она покидает группу для встречи с жеребцом.
21. Со мной ты будешь в безопасности.Это первая фраза любовной игры жеребца, говорится выдыханием через ноздри. Пока он не получил четкого «Нет» от кобылы, он будет продолжать это до тех пор, пока не услышит «девчоночье хихиканье», тогда он говорит (а) «Ты мне нравишься». Это делается щекотанием шеи кобылы и ее боков губами, и затем, в более настойчивой манере, он скажет (б) «Давай займемься любовью», пощипывая ее зубами. Потом он переходит к (в) «Ну давай же», – хватая зубами за шею, и пытаясь забраться на кобылу, или фактически забираясь на нее. Следующее под-сообщение будет (г) «Это было здорово». После того, как он обслужит кобылу, он опускается и выгибает шею, обнюхивает кобылу, фыркает, или другими способами проявляет свои чувства.
21. (Убирайся), здесь примерные девочки.Это может выражаться очень агрессивными действиями, направленными несомненно в сторону жеребца. Инициативу берет на себя самая сильная кобыла, защищая добродетели остальных кобыл табуна от, чаще всего молодого, жеребца. Однако этот ответ может затем смениться на «девчоночье хихиканье», в ответ на фразу жеребца «Со мной ты будешь в безопасности». Это визг, издаваемый кобылой, она также может махнуть своей задней ногой, как бы говоря «Чего же ты ждешь?». Обычно это фраза очень «разгоряченной» кобылы, которая мочится, затем стоит с расставленными задними ногами и поднятым хвостом; она может открывать и закрывать вульву, или стоять со слегка приоткрытой вульвой. Но кобылы также непредсказуемы, как и женщины, в их реакции на мужчин, и в любовной игре кобыла может очень быстро перейти от «Уходи, я хорошая девочка» до «Иди сюда и возьми меня, чего ты ждешь?». Это полностью зависит от кобылы. Она может использовать все три сообщения как отдельные, или начать с «Уходи» и использовать остальные два как под-сообщения. Когда занятия любовью окончены, она может сказать (в) «Это был тяжелый труд». Она говорит это похрюкивая, сопя, обнюхивая и тщательно отфыркиваясь. Она может сказать (г) «И что – вот это всё?», просто встряхнувшись и уйдя пастись, или (д) «Это было здорово, давай еще раз?». В этом случае она будет гугукать и пытаться начать новую любовную игру.
Эти события, при удаче, после одиннадцати месяцев приводят к рождению жеребенка, следующей весной, и тогда станет нужна следующая группа сообщений, используемая заботящейся о жеребенке кобылой. Первое из них – это:
23. Мамочка тебя любит!Кобыла выражает это обнюхиванием жеребенка и нежным дыханием через ноздри. Если ее отпрыск напуган, она успокоит его и скажет (а) «Ты в полной безопасности». Это делается подталкиванием жеребенка к ее боку на противоположной стороне от опасности.
24. Иди и пей.Она говорит это низким гугуканьем или тихим ржанием, слегка отодвигая одну ногу в сторону, давая жеребенку доступ к вымени. Если она не желает кормить жеребенка, она скажет (а) «ничего интересного там нет», оттталкивая его от себя бедром задней ноги, или коленом, или носом. Если жеребенок плохо себя ведет, она скажет:
25. Прекрати это делать.Отличается от обычного «Не надо этого делать», используемого между двумя лошадьми, потому что «Не надо этого делать» говорится, когда две лошади находятся совсем рядом, и обычно жестами. Но кобыла может предупредить своего жеребенка на расстоянии, обычно резким ржанием, угрожая при этом движениями головы. Затем следует «Мама тебя предупреждала!», повышая тон голоса и увеличивая энергичность движений. Если жеребенок всё еще непослушен, она скажет «Напросился!» и накажет его, обычно укусом.
Жеребенок использует множество взрослых сообщений, но имеет и два собственных:
26. Я хочу пить.Выражается обнюхиванием боков кобылы и попытками добраться до ее вымени.
Когда жеребенок напуган взрослой лошадью, он скажет:
27. Я всего лишь малыш.Он показывает это, держа голову и шею прямо, иногда немного поднимая нос и делая ртом сосательные движения. Когда он так делает, другие лошади практически никогда его не обижают.
28. Я боюсь.Это говорится всхрапыванием или ржанием. Если лошади находятся в огороженном месте, они жмутся друг к другу, ища спокойствия в группе.
29. Убираемся отсюда к черту!Говорится фырканьем или ржанием с высоко поднятыми головой и хвостом, с готовностью к бегству, и в свою очередь приводит к ответам «Да, смываемся!» или «Не о чем беспокоиться».
30. Помогите! Это крик ужаса, и редко встречается. Я слышал его только однажды, но он очевиден.
31. О, Боже! Это крик боли, и издается лишь лошадью, страдающей от невыносимой боли. Опять же, он безошибочно узнаваем.
32. Не волнуйся, используется спокойной лошадью, для успокоения напуганной. Может выражаться гугуканьем, предложением своего тела в качестве защиты, или просто успокаивающим телесным контактом.
Другая группа звуков связана с дисциплиной в табуне. В нем существует определенная социальная структура, убывающая от главной кобылы до самых последних годовичков. Меньшие жеребята обычно воспитываются их матерями. Даже у домашних лошадей эта табунная иерархия всё ещё наблюдается в группе. Главный член табуна имеет преимущество в еде, питье и перемещении, и может требовать своих прав угрозами:
33. Я босс. Это говорится подчиненному в группе, обычно угрожая головой и зубами. Лошадь-босс также скажет «Назад!», махнув головой и угрожая любому подчиненному, который попытается обогнать ее. За этим следует или «Я тебя укушу», или «Я сотру тебя в порошок», затем босс прогоняет от себя подчиненного зубами или передними ногами. Если вторая лошадь социально равна первой, она ответит на утверждение «Я босс», сказав (а) «Нет, ты не босс!». Это выражается игнорированием угрозы, или же ответной угрозой. В других ситуациях используются похожие сообщения – например, «Назад!», «Сейчас ударю», «Я тебя укушу» могут быть использованы, когда главная лошадь ест, а к ней приближается подчиненная. В этом случае может быть показана угроза удара.
34. Дорогу! Это говорится главной лошадью, идущей напролом сквозь табун, и разгоняющей своей головой всех направо и налево. С другой стороны используется под-сообщение «Извините» – подчиненной лошадью, пытающейся обогнать главную.
Следующий набор знаков и звуков выработан лошадьми в ходе их общения с человеком. Большая часть из них относится к кормлению. Первый, и возможно, самый старый из них, понять легко:
35. Где, блин, мой завтрак?! Выражается множеством способов, от приветственного гугуканья до ударов по кормушке. Каждый владелец знает, как его лошадь это говорит. Несколько под-сообщений, часто (а) «Я хочу воды» или (б) «Я хочу сена», которе может быть сказано перемещением в сторону кормушки с раздраженным видом. Когда лошадь накормлена, (в) она скажет «Спасибо», обычно приветственным гугуканьем, или скажет «Я тебя люблю», выражая свое расположение. Конечно, она покажет, нравится ли ей еда, сказав (г) «Это здорово», жадно поедая пищу, при этом кусочки даже выпадают из рта; или, если вы угощаете ее лакомством, она скажет (д) «Дай мне еще немного», гугукая, обнюхивая ваши карманы, и толкая вас, чтобы напомнить, что она всё еще здесь. Если же ей не нравится то, что вы даёте, она скажет (е) «Отвратительно», выплевывая пищу, морща губы и корча рожи.
В то время как «Где, блин, мой завтрак?» используется лошадьми, привыкшими к регулярному кормлению – лошадь, которую никогда так не кормили, скажет:
36. Я голодна, или хочу пить. Это выражается ржанием при виде вас, и тем, что она принимает голодный и несчастный вид. Под-сообщение (а) «Я мокрая» очень похоже, и выражается стоянием под дождем с опущенной головой и очень несчастным видом. Если лошади приходится выходить под дождь, она скажет (б) «Это ужасно», отворачивая оттуда голову, и идя с неохотой и отвращением. Она также может сказать (г) «Я замерзла», дрожа и, опять же, имея несчастный вид.
Когда вы верхом на лошади, есть постоянный контакт и взаимодействие сообщений. Мы пропустим сообщения, которыми человек выражает свои желания, так как это дело вкуса и тренировки; и мы уже обсуждали множество знаков со стороны лошади, так как они используются и между лошадьми; но они также используются и для общения с человеком. Первый знак, характерный для езды, это:
37. Ну давай же, выражается ржанием и легким приплясыванием, чтобы показать свое удовольствие и желание двигаться.
Остающийся на месте компаньон будет кричать:
38. Не покидай меня, говорится ржанием, и лошадь может попытаться разломать дверь денника в своем желании быть вместе со своим компаньоном.
Когда вы начнете поездку, ваша лошадь может сказать:
39. Мне это нравится, приплясывая или двигаясь с поднятыми головой и хвостом и всем своим видом выражая удовольствие. Если ей особенно хорошо, она покажет свою “joie de vivre" (радость бытия) вполне определенным способом – «Как мне хорошо!» - подпрыгивая, повизгивая, и «подыгрывая».
40. Давай пойдем быстрее! Говорится приплясыванием, упором в трензель, показывая сильное желание двигаться быстрее. Под-сообщения – это (а) «Да, давай!» - полный энтузиазма ответ на просьбу или приказ о чем-то. После работы лошадь может быть уставшей и так же безошибочно сообщит:
41. Я устала! Лошадь сообщит это своим поведением. Под-сообщение: (а) «только не опять это...» – отказ повторить действие. Конечно, не все лошади старательны и послушны, иногда они могут отказаться делать то, что от них требуют, и сказать:
42. Я не могу,отказываясь что-либо делать. Под-сообщение (а) «Я не буду» отличается от «Я не могу» только тем, что в этом случае вы точно знаете, что лошадь может это сделать. Так что, если вы ее заставите, она может сдаться, сказав:
43. Наверное, придется, и будет показывать свое нежелание почти так же, как Шекспир написал о школьнике: “неохотно ползет в школу, как змея”. Но перед тем, как сдаться, она может пригрозить:
44. Буду козлить!Расставляет уши в стороны, выгибает шею и принимает позу для взбрыкивания. Похожие сообщения: «Буду свечить», выражается броском головы вверх и подниманием передней ноги от земли, или «Сейчас ударю», или «Сейчас как понесу!»
45. Щекотно! Это говорится дерганием кожей и, возможно, взмахом ногой, топанием копытом или визгом.
46. Почеши здесь– лошадь показывает это тем, что трется чешущимся местом. Если лошадь рядом с другой лошадью, она почешет ее зубами в том месте, где хочет, чтобы почесали ее.
И, наконец, последнее сообщение. Когда вы отпускаете лошадь на поле, она говорит:
47. На свободе хорошо! А «радость бытия» - это то, что каждая лошадь выражает совершенно по-своему.