Краткая характеристика обучающихся в объединении
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.
Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет довольно продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались почти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого».
В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах начиная с 10 лет и заканчивая 70 и старше, среди инвалидов), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция.
Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.
Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики должны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Главной целью программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.
Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитательных задач:
- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачебного контроля;
- повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
- совершенствование технической и тактической подготовки обучающихся;
- охрана окружающей среды;
- пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;
- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;
- формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.
Комплексность программы, рассчитанной на 1-й год обучения, основывается на цикличности и круглогодичном учебно-тренировочном процессе. В образовательно-воспитательном процессе «педагог -ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.
![]() |
В методических рекомендациях даны практические советы по использованию программы, о том, как строить учебный процесс, какие средства лучше использовать.
Список оборудования включает в себя перечень необходимого снаряжения для реализации занятий объединения дополнительного образования.
Список литературы представлен разделами - список литературы для детей и список используемой литературы для создания программы.
Первый годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировочной нагрузки 288 часа, по 8 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 106 часов, на практические 182 часов. Учебный материал рассчитан на повышение уровня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и координации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течение первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив 3 юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Организация учебно-тренировочного процесса программой рассчитана на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 288 часа, по 8 часов в неделю. Предполагается увеличение объема учебно-тренировочной нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда обучающиеся направляются в спортивно-оздоровительные лагеря юных ориентировщиков и туристов, в учебные походы.
Краткая характеристика обучающихся в объединении.
Группа первого года обучения состоит преимущественно из детей 2002, 2003, 2004 года рождения. В группе 10 мальчиков и 5 девочек. Физические кондиции, и интеллектуальные данные не имеют ярко выраженных девиаций и соответствуют среднему уровню характерному для данного возраста и позволяют успешно освоить данную программу обучения. Мотивация высокая. Прослеживается личная заинтересованность детей в результатах обучения.
В течении учебного года проводятся мероприятия по слиянию группы и выработке взаимоуважения к друг другу. Празднование дней рождений обучающихся и всероссийских и международных праздников. В начале и конце учебного года проводятся родительские собрания.
Режим работы объединения.
288 часов в год (8 часов в неделю) | 2 раза в неделю по 2 учебных часа (4 часа) |