Средства и методы спортивной тренировки.

Средства спортивной тренировки.Основные специфические средства спортивной тренировки - физические упражнения.

Средства спортивной тренировки подразделяются на группы: 1) избранные соревновательные; 2) специально подготовительные; 3) общеподготовительные.

1) избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия, которые являются средством ведения спортивной борьбы или средством спортивной тренировки и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта; 2) специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей (например, у бегунов – бег по отрезкам избранной дистанции, у игровиков - игровые комбинации). К специально подготовительным относят - упражнения воссоздающие форму соревновательного действия (например, упражнения на лыжероллерах). Специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящиеспособствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). К числу специально подготовительных упражнений относятся имитационныеупражнения, которые по координационной структуре, характеру выполнения, по кинематике соответствуют избранной спортивной дисциплине. Составспециально подготовительных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины; общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения могут применяться самые разнообразные, как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (ОРУ, кроссовый бег, спортивные, подвижные игры и т.д.).

Методы спортивной тренировки. Группа методов: общепедагогические (словесные, наглядные) (см. стр.25), практические (метод строго регламентируемого упражнения) (см. стр.29-30). Методы частично - регламентированного упражнения: 1) игровой метод используется в процессе спортивной тренировки: а) для начального обучения движениям; б) для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях; в) средство активного отдыха. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр; 2) соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

Методы совершенствования физических качеств.Выделяют две основные группы методов – 1) непрерывные; 2) интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальныеметоды предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном) или переменном; (вариативном) режиме.

При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном режиме - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности (например, бег 3000, 5000 м) как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Данные упражнения способствуют повышению аэробной производительности спортсменов, развитию выносливости к длительной работе, повышению ее экономности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы многообразнее, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствование частных способностей. Применяются варианты нагрузки: варьирующий, прогрессирующий, нисходящий.

Интервальные методы. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов (например, серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 ×400; 10 ×1000 м - в беге).Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант), снижаться (нисходящий вариант), неоднократно изменяться (варьирующий вариант). В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

22. Структура и содержание соревновательной деятельности в ИВС. Классификация и характеристика соревновательных действий спортсмена. (ОК-8, ОПК-8, ОПК-3, ПК-8)

Соревнования – цель, средство и метод подготовки спортсмена. Это специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

Соревнованиясоставляют важнейшую отличительную особенность спорта. Содержание соревнований и факторы, обусловливающие высокий спортивный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов.

В составсоревновательной деятельности входят:

1) соревновательные действия (например, в легкой атлетике – бег по дистанции, метание копья и т.п.); 2) комплексные формы поведения спортсмена во время состязания (проявление технической, физической, тактической, психической и др. видов подготовленности).

Сущность соревновательной деятельности - установление сильнейших спортсменов и коллективов и распределении их по ступеням иерархической лестницы - от первого места до последнего. Фазы соревновательной деятельности: предстартовая, процесс соревнования, фаза последствий.

Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса (правил соревнований) под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Классификации видов соревнований.

Поцели - собственно спортивные и субспортивные соревнования. Собственно спортивные соревнования (основные) – главные, имеющие официальный статус (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, страны).

Субспортивные соревнования –соревнования отличающиеся частными субдостиженческими функциями (подводящие, контрольные, отборочные, зрелищные, массовые, коммерческие и др.).Подводящие (подготовительные) - служат подготовкой к основным соревнования. Отборочные - проводятся для отбора участников заключительного этапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные соревнования (прикидки) служат средством подготовки спортсменов, для внесения коррективов в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функций спорта.

По составу соревновательных действий. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), а способ выполнения хотя и обусловлен, но не «входит» в результат. В других соревнованиях «результатирует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках).

Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включающие несколько видов. Есть комплексные соревнования, объединяющие ряд видов спорта (например, спартакиады).

Поконтингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности.

Поспособу ведения соревновательного противоборства соревнования бывают с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) и с опосредованным контактом (фехтование),выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Соревнованиябывают очные (участники находятся вместе в одно время) и заочные (проходящие в одно время, но территориально разделенные).

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя) выделяют соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, фигурное катание и др.) и с объективными оценками (бег, метания и др.), соревнования с выбыванием проигравшего.

По продолжительности: соревнования с различным числом стартов (матчей), от одного (виды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки).

В международном спорте сложилась определенная система со­ревнований: Олимпийские игры, региональные игры (Панамериканские и др.); чемпионаты мира, Европы, Кубки мира, Кубки, европейских чемпионов и др. В РФ проводятся соревнования различных масштабов по многим видам спорта: чемпионаты России, краев, областей, городов, районов, производственных коллективов.

Системы проведения спортивных соревнований

Наиболее распространенными системами (способами) проведения спортивных соревнований являются: система прямого определения мест участников, круговая система, системы с выбыванием и смешанная.

1. Система непосредственного определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по большинству видов спорта, в которых результаты соревнующихся участников оцениваются метрическими единицами (легкая атлетика, велосипедный, конькобежный и лыжный виды спорта, плавание и др.) или суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений (акробатика, гимнастика, фигурное катание и др.).

2. Круговая система основывается на принципе последовательных встреч каждогоучастника (команды) со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах. При круговой системе итоговое место участника или команды определяется по количеству набранных в соревновании очков. В игровых видах спорта при равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя могут применяться следующие критерии: - разница забитых и пропущенных мячей или шайб; - количество забитых мячей или шайб; - результат конкретной игры; - жеребьевка. Порядок встреч (игр) по круговой системе определяется жеребьевкой номеров команд или участников. На основании определившихся номеров составляется календарь встреч. Для определения количества игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг используют формулу.

3.Система с выбыванием строится по принципу выбывания участника или команды из соревнования после одного или нескольких поражений. Эту систему чаще называют «олимпийской» или «кубковой», так как она применяется на олимпийских играх и в розыгрышах большинства кубков. Ее достоинство заключается в возможности включить в соревнования большое число участников и провести их в сжатые сроки. Порядковый номер команд определяется с помощью жеребьевки. Для проведения соревнований по системе с выбыванием составляются таблицы встреч, порядковый номер команды в которой определяется жеребьевкой.4.Смешанная система проведения соревнований состоит в последовательном сочетании в одном соревновании двух систем - круговой и с выбыванием, при которой первый этап соревнований проводится по одной системе, а второй - подругой. Эта система облегчает проведение соревнований с большим числом участников, позволяет сократить число встреч и сроки всего соревнования. 5.Блицтурниры - краткосрочные турниры. Соревнования в форме блицтурнира как командные, так и личные, проводятся, на спортивных праздниках, днях открытия и закрытия сезона и т.п. В блицтурнире, например по баскетболу, встречи могут состоять из двух таймов по 10 мин, по волейболу - из одного сета (до счета 8 или 10). Блицтурниры чаще всего проводятся по системе с постепенным выбыванием проигравших команд и участников.

23. Тактическая подготовка в ИВС: задачи, содержание, этапы методики, оценка и контроль. (ОК-8, ПК-2)

Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфичной соревновательной деятельности.

Цель – обеспечение оптимального уровня тактической подготовленности.

Задачи: - воспитание тактического мышления (ряд умственных операций по составлению и реализации плана спортивной борьбы);

- формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;

- формировать умение эффективно использовать технику и тактические действия с учетом особенностей противника, судейства, зрителей;

- обеспечить высокую степень надежности при выполнении тактических действий; Общая тактическая подготовка – направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях. Специальная тактическая подготовка - направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях против конкретного соперника. Средства: тактические упражнения в облегченных условиях, в усложненных условиях, условиях, максимально приближенных к соревновательным. Методы: тренировка с реальным и условным соперником.

24. Техническая подготовка в ИВС: задачи, содержание, этапы методики, оценка на разных этапах тренировки спортсменов. (ОК-8, ПК-1, ПК-2)

Техническая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное овладение системой движений (техники) данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких спортивных результатов.Цель – обучение спортсмена основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащихсредством тренировки, совершенствование избранных форм техники.Общая техническая подготовка заключается в расширении фонда двигательных умений и навыков, в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. Специальная техническая подготовка направлена на формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях, обеспечивают прогресс технического мастерства.

Средства: общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

25. Тренировочная нагрузка в ИВС и факторы её определяющие: внешняя и внутренняя стороны нагрузки. (ОК-8, ПК-2, ПК-8)

Нагрузка – воздействие физических упражнений на организм человека, вызывающая активную реакцию его функциональных систем (В.Н. Платонов, 1987).

Объем нагрузки – количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия и другие показатели. Действие нагрузки – реакция организма на выполненную работу.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами (В.М.Зациорский, 1966):

Интенсивность нагрузки – величина и направленность воздействия физических упражнений на организм человека (скорость движения, темп). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­ту функциональных систем организма и характер энергообес­печения двигательной деятельности. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила назва­ние субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения орга­низм занимающегося достигает состояние, при котором потреб­ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют над­критической (кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организ­ма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энер­гообеспечения, которое сопровождается накоплением кислород­ного долга).

Число повторений упражнений определяет степень их воздей­ствия на организм.

26. Управление тренировкой в ИВС. Тестирование как один из приемов (требования к тестам, виды тестирования, оценка различных сторон подготовленности). (ОК-8, ОПК-5, ПК-13)

Физическая подготовленность-это комплексный результат физической подготовки.

Оценить уровень физической подготовки у занимающихся позволяет метод педагогического тестирования.

Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.

При проведении теста следует руководствоваться следующими требованиями:1) условия проведения теста должны быть одинаковые для всех испытуемых; 2) доступность теста; 3)сравнительные исследования должны быть индифферентны (независимы); 4) данные теста должны выражаться в объективных величинах (времени, расстоянии и т.п.); 5) желательно, чтобы тесты отличались простотой процедуры измерения и оценки, наглядностью результата.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста) (например, прыжок в длину с места - это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов - тестирование; длина прыжка - результат теста).

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания), такие тесты называются двигательными или моторными.

Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниямвытекает из систематизации физических (двигательных) способностей. Различаюткондиционные тесты(для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости; для оценки выносливости; для оценки скоростных способностей; для оценки гибкости: активной и пассивной) икоординационные тесты (для оценки специфических координационных способностей: способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи), вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц).

Требования к тесту (критерии): надежность, стабильность, эквивалентность, объективность, информативность (валидность). Под надежностьютеста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Стабильность тестаосновывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом.Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов (например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м). Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности ре­зультатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами). Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста: время тестирования, место, погодные условия; единое материальное и аппаратурное обеспечение; психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация); подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация). Информативность теста- это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест и какова при этом степень точности измерения.

Разновидности тестов: 1) контрольное упражнение (задание испытуемому показать максимальный результат); 2) стандартные пробы (задание одинаковое для всех, но дозируется: либо величина выполняемой работы; либо величина физиологических сдвигов); 3)максимальные функциональные пробы (задание испытуемому показать максимальный результат, но при этом контролируются физиологические или биохимические сдвиги).

Для оценки уровня быстроты применяются следующие тесты:

- бег 20,30 ,50,100 см с высокого старта или низкого старта;

- бег на месте за 5-10с;

- частота движений рук и ног (теппинг-тест);

- кистевая темпометрия и др.

Для оценки уровня гибкости:

- наклон туловища в положении лежа или сидя;

- поднимание рук вверх в положении лежа на животе;

- «мост» и т.д.

Для оценки уровня ловкости:

-челночный бег 3×10 м,5× 10 м и т.п.

- метание мяча;

- прыжки в длину с места и т.д.

Для оценки уровня силы:

- подтягивание;

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- тройной прыжок и т.д.

Для оценки уровня выносливости:

-6-минутный бег;

- 12-минутный бег;

- бег на 600, 800 ,1000,2000,3000 м и др.

Для комплексной оценки физической подготовленности используются батареи тестов (Международный тест, Европейский тест и т.п.).

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую - третью неделю сентября, а второе - за две недели до окончания учебного года.

27. Утомление при мышечной деятельности в ИВС: виды, особенности и признаки. (ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ПК-8)

Утомление следует рассматривать как сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, клеточный, органный, целостного организма) и проявляющийся в совокупности изменений, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирующих, вегетативных и исполнительных систем, развития чувства усталости, временным снижением работоспособности.

В начале напряжённой мышечной деятельности работоспособность спортсмена постоянно возрастает – происходит врабатывание. Наличие периода врабатывания является биологической закономерностью и характерно для любой работы. В период врабатывания налаживается необходимый стереотип движений, происходит мобилизация вегетативных функций тех систем организма, которые в основном обеспечивают выполнение данной работы. Период врабатывания короче у спортсменов высокой квалификации (спортсмены высокого класса, достигают максимального потребления кислорода уже через 60-90 секунд, а спортсменам второго, третьего разряда требуется 2 - 3 минуты).

После окончания периода врабатывания работа выполняется в течение определённого времени на относительно постоянном уровне работоспособности – в устойчивом состоянии (период устойчивой работоспособности). В это время достигается согласованная деятельность двигательной и вегетативной функций. Нарушение состояния устойчивой работоспособности происходит вследствие развития процесса утомления.

Следует различать содержание понятий утомление и усталость.

Утомление – особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению её эффективности.

Усталость – субъективное восприятие и отражение этого процесса, предохраняющее организм от чрезмерного истощения.

Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении работы одной и той же работы, в замедлении реакций и скорости переработки информации и других явлениях.

Применительно к напряжённой мышечной деятельности целесообразно различать явное (некомпенсируемое) утомление и скрытое (компенсируемое) утомление.

Явное утомление – проявляющееся в снижении работоспособности и отказом от выполнения работы в заданном режиме вследствие некомпенсированных сдвигов в деятельности регуляторных и исполнительных систем.

Скрытое утомление характеризуется деэкономизацией работы, существенными изменениями структуры движений, но ещё не сопровождающееся снижением работоспособности вследствие использования компенсаторных механизмов.

Диагностика утомления очень важна для рационального планирования различных структурных образований тренировочного процесса. Если определение явного утомления практически не представляет сложности в силу чёткого и объективного критерия его проявления – работоспособности, то оценить скрытое утомление значительно сложнее.

Первые признаки скрытого утомления, связанные со снижением экономичности работы, ухудшением внутримышечной и межмышечной координации, значительными изменениями в координационной структуре движений, появляются чаще всего в начале второй половины работы. Постепенно эти изменения усиливаются в направлении всё более глубокого исчерпания функциональных резервов и достигают максимально доступных для данной работы величин в период перехода скрытого утомления в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности спортсмена.

Основным показателем, свидетельствующим о наступлении скрытого утомления могут служить энергозатраты на единицу механической работы. Именно существенное повышение энергозатрат по отношению к показателям устойчивого состояния свидетельствуют об использовании нерациональных компенсаторных механизмов поддержания работоспособности и развитии скрытого утомления.

Исследования, проведённые учёными показали, что при однообразной мышечной деятельности циклического характера большой и субмаксимальной интенсивности, признаки утомления начинают проявляться через отрезок времени, равный 45 – 55 % общей продолжительности работы, выполняемой до наступления явного утомления. Скрытое утомление сопровождается субъективными, часто весьма сильными ощущениями усталости. Применительно к работе иной направленности компенсированное утомление развивается позднее, обычно после выполнения 60 – 75 % общего объёма работы до наступления явного утомления.

Тренировка в состоянии компенсированного утомления является весьма эффективной для создания специфических условий, адекватных деятельности спортсмена в соревнованиях, когда он, преодолевая утомление, стремится достигнуть высокого спортивного результата.

В выполнении любого упражнения можно выделить основные, ведущие, наиболее загружаемые системы, функциональные возможности которых определяют способность человека выполнять данное упражнение на данном уровне интенсивности или качества. Степень загруженности этих систем по отношению к их максимальным возможностям определяет предельную продолжительность данного упражнения, то есть период наступления состояния утомления.

Таким образом, функциональные возможности ведущих систем не только определяют, но и лимитируют интенсивность и предельную продолжительность, а также уровень качества данного упражнения.

При выполнении разных упражнений причины утомления неодинаковы. Рассмотрение причин утомления связано с двумя основными понятиями. Первое понятие - локализация утомления, то есть выделение той ведущей системы (или систем), функциональные изменения, в которой и определяют наступление состояния утомления. Второе понятие – механизмы утомления, то есть те конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обусловливают утомление.

При изучении локализации утомления в первую очередь нужно обращать внимание на три группы систем, обеспечивающих выполнение любого упражнения:

1) регулирующие системы – центральная нервная система, вегетативная нервная система и гармонально-гуморальная система;

2) система вегетативного обеспечения мышечной деятельности – системы дыхания и кровообращения.

3) исполнительные системы – двигательный (периферический нервно-мышечный) аппарат.

При выполнении любого упражнения происходят функциональные изменения в состоянии нервных центров, управляющих деятельностью и регулирующие её вегетативное обеспечение.

При этом наиболее «чувствительными» к утомлению являются корковые центры. Проявлениями утомления центральной нервной системы являются нарушения координации функций организма (в частности движений), возникновение чувства усталости.

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы. Роль последней особенно велика при выполнении длительных упражнений. Указанные изменения могут вести к нарушениям регуляции вегетативных функций, энергетического обеспечения мышечной деятельности и т. д.

Причиной развития утомления могут служить многие изменения в деятельности систем вегетативного обеспечения, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой. Главное следствие таких изменений – снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего спортсмена.

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности исполнительного аппарата – работающих мышцах. При этом мышечное (периферическое) утомление является результатом изменений возникающих в самом сократительном аппарате мышечных волокон. Мышечное утомление проявляется в снижении сократительных способностей мышц.

В современной системе спортивной тренировки утомление играет в основном положительную роль, так как его развитие и компенсация являются необходимыми условиями для повышения функциональных возможностей организма, своего рода стресс-синдромом, который должен широко использоваться в различных видах спорта для стимулирования адаптационных сдвигов в организме спортсмена.

28.

29. Физическая культура, физическое воспитание, спорт: определение понятий, цели и задачи, формы и функции в современном обществе. (ОК-1, ПК-2)

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека (К.Д. Чермит, 2005).

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (Л.П.Матвеев, 1991).

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. В процессе физического воспитания приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое развитие- процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Показатели физического развития: 1) морфологические (длина и масса тела, осанка, величина жироотложения и др.); 2) физиологических систем (параметры деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем); 3) развитие кондиционных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы).

Физическое совершенство- это исторически обусловленный идеал физического развития, физической подготовленности, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Физическое совершенство подразумевает:1) пропорционально развитие телосложение; 2)гармоническое развитие физических качеств;3)высокий уровень физической работоспособности; 4)высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды; 5) владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями; 6) образованность в области ФК.

Основные понятия: «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «спорт».

«Физическая подготовка» -вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных умений и навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутая работоспособность в сформированных умениях и навыках, способствующая эффективности целевой деятельности.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.

Спорт в

Наши рекомендации