Структура годичных и многолетних циклов

Факторы, определяющие построение тренировочного процесса в течение года. Фазы развития спортивной формы как естественная основа периодиза­ции тренировки. Средние циклы, различные по своей структуре и содержа­нию, в процессе круглогодичной подготовки образуют в определенных со­стояниях этапы и периоды годичного цикла, т.е. более крупные «блоки» спортивной тренировки. Как правило, в годичном цикле различают три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочного процесса в трени­ровочном году, вначале усматривали главным образом в календаре спортив­ных соревнований и сезонно-климатических условиях.

Календарь спортивных соревнований, безусловно, влияет на пост­роение годичного цикла — структуру, продолжительность соревнова­тельного и других периодов. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей го­товности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составлять­ся без учета основных закономерностей построения спортивной трени­ровки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному по­строению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.

В «сезонных» видах спорта (бег на коньках, на лыжах, гребля и др.) определенное влияние на сроки периодов и их содержание оказывают кли­матические условия. Однако по мере развития материально-технической базы занятий спортом (строительство закрытых стадионов, катков, трасс


Структура годичных и многолетних циклов - student2.ru


Структура годичных и многолетних циклов - student2.ru Характер тренировочной нагрузки

Из

АНАЭРОБНЫЙ лактат более 8 ммоль/п

СМЕШАННЫЙ

лактат

4-6 ммоль/п

АЭРОБНЫЙ

лактат

2-4 ммоль/п

АЭРОБНЫЙ лактат менее 2 ммоль/п

Рис. 25.4. Схема этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям года с использованием условий среднегорья (бег на средние дистанции) (по Ф.П. Суслову)

с искусственным снежным и ледовым покрытием), появления возмож­ности быстрых перемещений в различные географические зоны степень ограничивающего влияния сезонных факторов на построение тренировки уменьшается.

Основной фактор, определяющий структуру годичного цикла тре­нировка, — это объективная закономерность развития спортивной фор­мы. Под спортивной формойподразумевают состояние оптимальной (наи­лучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каж­дом большом цикле тренировки — типа годичного или полугодичного (Л.П. Матвеев).

Понятие оптимальной готовности носит условный характер. Оно мо­жет быть применено лишь для данного цикла развития спортивной формы. По мере роста мастерства спортсмена этот оптимум изменяется. Спортив­ная форма становится иной, как по количественным показателям, так и в качественном отношении. Относительность этого понятия становится еще более очевидной, когда речь идет об особенностях развития спортивной формы у начинающих спортсменов.

Состояние спортивной формы с физиологической точки зрения харак­теризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдель­ных органбв и систем, совершенной координацией рабочих процессов, снижением энергетических затрат какой-либо мышечной работы в едини­цу времени, ускорением врабатываемости и восстановления работоспо­собности после утомления, более совершенной способностью переклю­чаться от одного вида деятельности к другому; высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения спортивная форма характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быс­трее протекают психические процессы (реакции, восприятие, ориенти­ровка, принятие решения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля и управления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах, спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое, жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственной деятельно­сти («чувство лыж», «чувство воды», «чувство планки» и т.д.). В состоя­нии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим показателем состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнова­ниях. Анализ спортивных результатов позволяет судить об уровне спортив­ной формы в динамике ее изменения в годичном цикле тренировки. Обыч­но спортивный результат может служить показателем спортивной формы в тех видах спорта, в которых спортивные достижения измеряются в дос­таточно объективных количественных мерах (с, кг, м и т.д.). В видах же спорта, где спортивный результат не имеет достаточно объективных ко­личественных мер, использовать его для оценки состояния спортивней формы очень трудно. В этих видах спорта оценка состояния спортивной формы осуществляется на основе анализа соревновательной деятельнос­ти, данных тестирования уровня физической, функциональной, техни­ческой и психологической подготовленности. Однако не каждое спортив­ное достижение характеризует состояние спортивной формы. Как

I ЛЧ'

илм fjvn-nnt \j\i\j\j\ попии iycnH|JUBRH UMUpiUMCnUB

4U/

правило, спортсмен находится в состоянии спортивной формы, если по­казывает результат: а) превышающий уровень своего прежнего рекорда; б) близкий к этому уровню (в пределах 1,5—3% от лучшего спортивного дос­тижения в году).

Для оценки состояния спортивной формы по показателям спортив­ных результатов важное значение имеет выбор количественных критери­ев, позволяющих определить динамику ее изменения в различные пери­оды большого цикла тренировки (годичном или полугодичном). Можно выделить несколько критериев такого рода: 1) направленность, ско­рость и интенсивность развития спортивной формы; 2) уровень разви­тия спортивной формы; 3) устойчивость (стабильность) спортивной формы; 4) своевременность (точность) вхождения в состояние спортив­ной формы.

Первый критерий характеризует рост достижений спортсмена в рас­сматриваемом цикле тренировки относительно лучшего результата в пре­дыдущем году или результата контрольных соревнований в начале сорев­новательного периода. Он обычно определяется на основе вычисления абсолютных либо относительных темпов прироста спортивных результатов. Второй — позволяет выявить максимальный уровень оптимальной готов­ности спортсмена в годичном цикле. Чаще всего в качестве этого критерия выступает отношение лучшего индивидуального результата года к личному или мировому рекорду. Третий критерий свидетельствует о способности спортсмена сохранить спортивную форму в течение соревновательного се­зона. Его можно определить по количеству, а также частоте демонстрации спортсменом результатов, величина которых выше личного рекорда или находится в пределах 1,5—5% от лучшего. Четвертый — говорит об умении спортсмена показывать наилучшие (запланированные) достижения к мо­менту основных соревнований. Для его оценки может служить степень со­ответствия запланированных и реальных результатов у конкретного спорт­смена в период ответственных соревнований. У одних спортсменов может быть выше стабильность спортивной формы, чем точность ее достижения. У других при достаточно высоком уровне состояния спортивной формы наблюдаются низкие значения стабильности и своевременности (точнос­ти) ее приобретения. Это можно использовать для прогнозирования и уп­равления состоянием спортивной формы в годичном цикле тренировки. Процесс развития состояния спортивной формы носит фазовый характер. Он протекает в порядке последовательной смены трех фаз: 1) приобрете­ния; 2) относительной стабилизации; 3) временной утраты состояния спортивной формы.

В основе этих фаз лежат биологические закономерности, связанные с физиологическими, биохимическими, морфологическими и психологи­ческими изменениями, происходящими в организме спортсменов под воз­действием тренировки и других факторов, которые в конечном счете обус­ловливают динамику и уровень спортивных результатов.

Фазы развития спортивной формы являются основой периодизации тренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержа­ние тренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностя­ми развития состояния спортивной формы годичный цикл у спортсменов подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортив­ной формы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временной ее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подго­товленности спортсменов. В зависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продол­жительность и содержание каждого периода может изменяться.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки).Под­готовительный период подразделяется на 2 этапа: общеподготовительныйи специально-подготовительный.У начинающих спортсменов общеподгото­вительный период более продолжителен, чем специально-подготовитель­ный. По мере роста спортивной квалификации спортсменов длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовитель­ного — увеличивается.

Основная направленность 1-го этапа подготовительного периода — со­здание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка — повышение общего уровня функциональных воз­можностей организма, разностороннее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), а также увеличение объема двигательных навыков и умений. На данном этапе у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немного превышает удельный вес уп­ражнений по специальной подготовке.

С возрастом и повышением спортивной квалификации время на об­щую подготовку постепенно уменьшается, а на специальную соответственно увеличивается.

Основными средствами специальной подготовки являются главным образом специально-подготовительные упражнения. Соревновательные же упражнения в тренировке спортсменов, как правило, на общеподготови­тельном этапе не используется. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах. Предпочтение отдается методам, которые предъявляют менее жесткие требования к организму занимающихся (игровому, равномерному, переменному). Объем и интенсивность трени­ровочных нагрузок на общеподготовительном этапе постепенно увеличи­вается, причем объем растет быстрее, интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствует проведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровья спортсменов.

Основная направленность специально-подготовительного этапа — не­посредственное становление спортивной формы: здесь изменяется содер­жание различных сторон подготовки спортсменов, которые теперь направ­лены на развитие специальных физических способностей, освоение и совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде спорта, одновременно с этим возрастает роль специальной психологичес­кой подготовки.

Удельный вес специальной подготовки по сравнению с первым эта­пом подготовительного периода, естественно, возрастает. Изменяется так­же состав средств специальной подготовки. Помимо специально-подгото­вительных упражнений в тренировке спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения, правда в ограниченном объеме.

Наши рекомендации