Числа, бегущие навстречу друг другу
Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах школы 8 вида.
Игры, применяемые на этапе объяснения нового материала
Математический бег по числовому ряду.
Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.
Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров
4 + 2 = 8 + 2 = 6 + 2 =
4 – 2 = 8 – 2 = 6 – 2 = и т. п.
Содержание игры. Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.
- С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).
-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)
- Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).
- Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)
Таким же образом отрабатывается приём вычитания числа 2. Далее задание усложняется: открываю записанные заранее на доске пары примеров, дети, выполняя «математический бег», называют результаты.
2. Было – стало.
Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.
Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.
Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Карусель.
Цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.
Оснащение. Картонный круг, в отверстие в центре которого вставлен карандаш. Фигурки разных зверюшек, вылепленные детьми из пластилина.
Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки, например, 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем. покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг против часовой стрелки и останавливает его так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям), снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют два примера на сложение: 3 + 2 = 5 и 2 + 3 = 5.
Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составлять пары примеров на сложение. В итоге дети подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Числа, бегущие навстречу друг другу.
Цель. Ознакомление с составом числа 8. Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду.
Оснащение. Ряд чисел от 0 до 8.
Содержание игры. Учитель предлагает детям соединить парами числа, бегущие навстречу друг другу и составить соответствующие примеры.
1. 1 2 3 4 5 6 7 8
0 + 8 = 8 1 + 7 = 8 2 + 6 = 8 3 + 5 = 8
Делается вывод о том, что в числовом ряду от 0 до 8 числа, бегущие навстречу друг другу, в сумме составляют число 8. После этой работы составляется число 8 из чисел, бегущих навстречу друг другу.
5. Диспетчер и контролёры.
Цель. Ознакомление с составом числа 10.
Оснащение. На доске схематически изображается аэропорт и на некотором расстоянии – стоянка такси и рисунки автомашин. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 машине от стоянки к аэропорту (перемещает по 1 машине из 1 прямоугольника в другой). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько машин отправили к аэропорту и сколько их остаётся после отправления каждой машины. Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся машин, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:
1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
В результате делается вывод о составе числа 10.