Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию скоростно-силовых способностей учащихся 7 класса на уроках физической культуры средствами футбола
Организация опытно-практической работы
Педагогическое исследование проводилось в государственном бюджетном образовательном учреждении № 1900 с 30.03 по 24.04 2015 года, расположенном по адресу: город Москва, улица Дубравная дом 41 корп. 3, СЗАО.
В исследовании принимали участие ученики 7 «А» класса в возрасте 13-14 лет. В классе 28 человек, из них принимало участие в практической работе 5 девочек и 15мальчиков. Все учащиеся имеют основную группу здоровья. Не принимали участие в работе пять человек с подготовительной медицинской группой. Остальные три человека освобождены от занятий физической культуры по состоянию здоровья. В 7 «А» классе уроки проходят 3 раза в неделю по комплексной программе физической культуры под редакцией В.И. Ляха. По словам учителя Тарасовой О. В., физическая подготовленность учащихся находится на среднем уровне.
Опытно-практическая работа проводилось в три этапа:
На первом этапе (с октября 2014 года по март 2015 года) сбор, анализ литературных источников по проблеме исследования.
На втором этапе (апрель 2015года) было проведено исследование с использованием специальной методики по развитию скоростно-силовых способностей.
На третьем этапе (апрель - май 2015года)анализировались и обрабатывались полученные данные, подводились итоги.
Для определения развития скоростно-силовых способностей использовались тесты. Результаты фиксировались до и после исследования.
Представляем тесты:
1. Прыжок в длину с места;
Методика выполнения. И.п. - узкая стойка (носки на линии старта), принять положение «старт пловца», взмахом рук вперед–вверх, перейти в полу присед, руки назад, отталкиванием двух ног выполнить прыжок вперед с приземлением на обе ноги. Результат измеряется от линии старта до ближайшей линии, оставленного любой частью тела. Выполняется 3 попытки, лучшая идет в зачет.
1. Бег 30 метров ;
Бег выполняется с высокого старта. Результат измеряется в секундах.
2. Метание набивного мяча(3 кг).
Методика выполнения. И.п.-стойка ноги врозь, мяч за головой.Встать на линию старта, выполнить бросок вперед двумя руками из-за головы. Результат измеряется в сантиметрах. Выполняется 2 попытки, лучшая идет в зачет.
Содержание и результаты опытно-практической работы
В опытно-практической работе нами были разработаны комплексы упражнений на развитие скоростно-силовых способностей. Каждый комплекс включает в себя 10 упражнений. Комплекс упражнений № 1 использовался на 1 и 3 неделе преддипломной практики. Комплекс упражнений №2 – на 2 и 4 неделе. Комплексы проводились в основной части урока сразу после подготовительной части. После этого решалась основная образовательная задача урока. Комплексы упражнений направлены на развитие скоростно-силовых способностей учащихся средствами футбола. Представляем комплексы упражнений:
Комплекс упражнений №1
1. Ведение футбольного мяча, по сигналу резкая остановка, рывок в сторону на расстояние 5-6 шагов (доз-ка:5 раз);
2. Быстрое ведение мяча по прямой 10м; (доз-ка:5 раз);
3. Челночный бег 4х10м (доз-ка:1 раз);
4. Броски набивного мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед (доз-ка:5 раз);
5. Перебрасывание набивного мяча из руки в руку (доз-ка:15 раз);
6. Из основной стойки сделать на три счета пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение (доз-ка:15 раз);
7. В приседе прыжки вперед, назад, в стороны (доз-ка:10 раз);
8. Из основной стойки присесть с набивным мячом, с последующим быстрым выпрямлением (доз-ка:15 раз);
9. Выполнять ногой броски набивного мяча (доз-ка:15 раз);
10. Медленное ведение мяча. По сигналу выполнить передачу футбольного мяча вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение (доз-ка:10 раз);
Комплекс упражнений №2
Быстрое ведение мяча по прямой 10м; (доз-ка:5 раз);
Ведение футбольного мяча, по сигналу резкая остановка, рывок в сторону на расстояние 5-6 шагов (доз-ка:5 раз);
Броски набивного мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед. (доз-ка:5 раз);
Перебрасывание набивного мяча из руки в руку (доз-ка:15 раз);
Из основной стойки сделать на три счета пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение (доз-ка:15 раз);
Челночный бег 4х10м (доз-ка:1 раз);
В приседе прыжки вперед, назад, в стороны (доз-ка:10 раз);
Из основной стойки присесть с набивным мячом, с последующим быстрым выпрямлением (доз-ка:15 раз);
Выполнять ногой броски набивного мяча (доз-ка:15 раз);
Медленное ведение мяча. По сигналу выполнить передачу футбольного мяча вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение (доз-ка:10 раз);
При выполнении комплексов учащиеся эмоционально реагировали на новые для них упражнения и были заинтересованы в исследовании, что повышало моторную плотность урока. У девочек были сложности с владением футбольного мяча, но это не повлияло на качество занятия, так как девочки были мотивированы. В связи со слабой физической подготовленностью у двух мальчиков были сложности в выполнении заданий, что их очень огорчало. Мной были проведены беседы по улучшению мотивации к обучению.
Нормативы по данным тестам указаны в таблицах 1-3.
Таблица 1
Бег на 30 м, с, 13 – 14 лет
Значение | Низкое | Среднее | Высокое |
Девочки | 6,1и выше | 6,0 – 5,2 | 5,1 и ниже |
Мальчики | 6,0 и выше | 5,6 – 5,0 | 4,9 и ниже |
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2011
Таблица 2
Бросок набивного мяча из-за головы, см, 13-14 лет
Значение | Низкое | Среднее | Высокое |
Девочки | 380 и ниже | 381-420 | 421и выше |
Мальчики | 520 и ниже | 521-650 | 651 и выше |
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2011
Таблица 3
Прыжки в длину с места, см, 13 – 14 лет
Значение | Низкое | Среднее | Высокое |
Девочки | 154 и ниже | 169-155 | 170 и выше |
Мальчики | 174 и ниже | 189-175 | 190и выше |
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2011
Результаты тестирования учащихся 7 «А» класса (мальчики)
Таблица 4
№ | ФИ | Тесты | ||||||
Прыжок в длину с места | Бег 30 метров | Метание набивного мяча | ||||||
до | после | до | после | до | после | |||
Б. Иван | 5.3 | 5.2 | ||||||
Н. Петр | 5.1 | 4.9 | ||||||
Ж. Саша | 5.2 | 5.0 | ||||||
Л. Артем | 4.8 | 4.5 | ||||||
К. Женя | 5.0 | 4.9 | ||||||
У. Женя | 5.8 | 5.6 | ||||||
Г. Максим | 5.6 | 5.4 | ||||||
С. Леша | 5.5 | 5.3 | ||||||
К. Дима | 5.4 | 5.2 | ||||||
Н.Самир | 5.7 | 5.4 | ||||||
Т. Вася | 5.9 | 5.8 | ||||||
Ч. Слава | 5.4 | 5.4 | ||||||
Г. Миша | 5.1 | 5.0 | ||||||
Н. Игнат | 5.8 | 5.3 | ||||||
С. Дамир | 5.6 | 5.4 | ||||||
Средний показатель | 5,4 | 5,2 | ||||||
Абсолютный прирост показателей(%) | 1.7 | 3.7 | 3.9 | |||||
Диаграмма физических показателей учащихся 7 «А» класса (мальчики)
Рисунок № 1
Результаты тестирования учащихся 7 «А» класса (девочки)
ФИ | Тесты | |||||||
Прыжок в длину с места | Бег 30 метров | Метание набивного мяча | ||||||
до | после | до | после | до | после | |||
А. Ксения | 6,0 | 5,9 | ||||||
В. Диана | 6,2 | 6,0 | ||||||
С.Маджона | 5,3 | 5,1 | ||||||
Т. Дарья | 5,8 | 5,5 | ||||||
Ш. Елена | 6,1 | 5,9 | ||||||
Средний показатель | 5,88 | 5,68 | ||||||
Абсолютный прирост показателей(%) | 1.8 | 3.4 | ||||||
Диаграмма физических показателей учащихся 7 «А» класса (девочки)
Рисунок№ 2
Таким образом, отмечаем, что небольшое улучшение результатов произошло во всех тестах и у девочек и у мальчиков. Этому способствовали комплексы упражнений, проводимые нами на уроках физической культуры.
Мальчики.
В тесте №1 «прыжок в длину с места» в начале исследования средний результат составил 173 см, после исследования средний результат составил 176 см,прирост результата - 1,7 %.
В тесте №2 «бег 30 метров»в начале исследования средний результат составил 5,4 сек., после исследования средний результат составил 5,2 сек., прирост результата составил 3,7%.
В тесте №3 «бросок набивного мяча из-за головы»в начале исследования средний результат составил 685 см, после исследования средний результат составил 712см, прирост результата составил 3,9 %
Девочки.
В тесте №1 «прыжок в длину с места» в начале исследования средний результат составил 162 см, после исследования средний результат составил 165 см,прирост результата - 1,8 %.
В тесте №2 «бег 30 метров»в начале исследования средний результат составил 5,88 сек., после исследования средний результат составил 5,68 сек., прирост результата составил 3,4%.
В тесте №3 «бросок набивного мяча из-за головы»в начале исследования средний результат составил 440 см, после исследования средний результат составил 450 см, прирост составил 2 %
Заключение
Нами была проанализирована учебно-методическая литература по
развитию скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста, где мы определили, что данный возраст является благоприятный для развития данного качества.Средний школьный возраст характеризуются интенсивным ростом и увеличением размера тела.
Нами были отобраны средства и методы для развития скоростно-силовой подготовки в 7 «А» классе, которые применялись в опытно-практической работе.
После проведенного исследования по развитию скоростно-силовых способностей в 7 «А» классе произошли следующие изменения: в первом тесте «прыжок в длину с места» прирост результата составил у мальчиков 1,7 %, девочек 1,8%; во втором тесте «бег 30 м» прирост результата составил у мальчиков 3,7%, девочек 3,4%; в третьем тесте «метание набивного мяча из-за головы» прирост результата составил у мальчиков 3,9%, девочек 2%.
Можно сделать вывод, что предложенные средства и методы положительно повлияли на развитие скоростно-силовых способностей учащихся 7 «А» класса.