Опытно – практическая работа по формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики

2.1 Подготовительные мероприятия к опытно – практической работе

База: г. Болотное,ул. Советская 38, МБОУСОШ №2.

Класс: 3 «А»

Возраст детей: 9-10 лет.

Учитель: Черкасская Лариса Витальевна

Период исследования: с 1.002.15г. по 30.04.15г.

Цель исследования:

1. Беседа с учителем. (Приложение № 1)

Вопросы беседы:

1. Какую роль вы отводите формированию культуры математической речи учащихся?

2. Назовите основные направления по развитию математической речиобучающихся?

3. Какие виды математических заданий, встречающихся в учебнике, способствуют формированию культуры математической речи обучающихся?

4. Какие задания вы включаете в учебный процесс дополнительно для формирования математической культуры младших школьников.

-

2. Тестирование учащихся. (Приложение 2)

В начале нашего исследования мы провели тестирование учащихся 3 «А» класса, с целью проверки у них сформированности культуры математической речи. Задания составлены в двух вариантах.

В тест было включено 6 заданий, направленных на:

1. Умение читать выражения;

2. Умение раскрывать вычислительные приёмы;

3. Знание компонентов и результата арифметических действий;

4. Знание геометрических фигур;

5. Умение различать выражения, равенства, неравенства, уравнения;

6. Умение логически мыслить, работать с моделями.

В тестировании приняли участие 18 обучающихся. По результатам было отмечено, что уровень сформированности математических знаний и умений у детей средний.

Контроль качества сформированности у обучающихся культуры математической речи представлены в таблице

Таблица №1

Имя Фамилия Умение читать выражения; Умение раскрывать вычислительные приёмы; Знание компонентов; Знание геометрических фигур; Умение различать выражения; Умение логически мыслить, работать с моделями, рассуждать.
Андрей А. + - + + - +
Надежда Б. + + - + + -
Денис Б. - - - - - -
Влада Б. + + + + + -
Максим Г. + + + + + +
Алиса Г. + + + + + +
Софья К. + - + + + -
Анастасия Л. + + + + + +
Кирилл М. + + + + + +
Рада Н. + + + + - -
Софья П. + - + + - +
Иван Р. + + - + - +
Игорь Р. - - - - - -
Олег Ш. + - - + - +
Артем Я. - - - + - -
Андрей Я. - - - + - -
Карина З. - - - - - +
Александр Ф. + + - - - -
Всего Количество человек
%            


Полученные результаты были подвергнуты анализу.

Наибольшие трудности у обучающихся возникли при выполнении пятого задания, которое направленно на умение различать выражения. В основном путают выражения и равенства.

Также обучающиеся не раскрывают вычислительные приемы, для них проще написать сразу ответ, а ход своих мыслей стараются не показывать, хотя у доски все расписывают и грамотно объясняют.

При работе с моделями часть детей не смогла выбрать схему к задаче. Следовательно, недостаточно сформировано умение работать со вспомогательными моделями и анализировать условия.

Компоненты обучающиеся знают все, но связь между ними усвоены не достаточно.

Дети также путают сумму с произведением, а частное с разностью.

Следовательно, можем сделать вывод о том, что учащиеся умеют выполнять привычные для них задания:

- решать уравнения, равенства, неравенства;

- самостоятельно составлять краткую запись и решать задачу;

- определять, какие перед ними геометрические фигуры.

Но с трудом выполняют задания, которые они не систематически выполняли на уроках, а еще труднее им даётся объяснение того или иного задания.

Гистограмма по выявлению сформированности математических знаний и умений.

Опытно – практическая работа по формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики - student2.ru

Исходя из результатов проведенного тестирования мы выявили, что обучающиеся недостаточно владеют математической терминологией, слабо владеют письменной речью, не умеют анализировать предложенную математическую модель.Данные, полученные в ходе тестирования обучающихся и беседы с учителем, убеждают в необходимости проведения целенаправленной работы по формированию культуры математической речи на уроках математики. Для этого на уроках использовались задания разного вида, направленные на развития и формирование культуры математической речи на уроках математики.

Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Моро М. И., можно сделать следующие выводы. В данном учебнике, несомненно, присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию и формированию культуры математической речи обучающихся, но их значительно мало. Часто в этих заданиях не используется весь потенциал средств, для развития и формирования культуры математической речи.

Следовательно, нужна систематическая работа по формированию культуры математической речи у обучающихся данного класса.

3. Планирование работы с учащимися по формированию математической культуры обучающихся во время преддипломной практики:

-

-

-

-

-

-

2.2 Обобщение эффективных приемов в работе учителя при формировании культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике

На преддипломной практики нами были разработаны различные задания, которые, как правило, включались, в основном, на этапе актуализации знаний, а также в ходе работы над новым материалом. Дети комментировали на письме, объясняли устно. Были проведены различные математические диктанты, для того, чтобы обучающие на слух хорошо воспринимали математическую речь.

Проведем систему уроков с использованием заданий, для формирования культуры математической речи:

Наблюдение 1 (Приложение №3)

Тема: «Приемы устных вычислений»

Дата: 2. 04.15г.

Виды заданий, направленные на формирование математической культуры Деятельность учителя Деятельность учащихся
Математический диктант с самопроверкой. Предлагает письменно ответить на вопросы. Предлагается эталон ответов. Корректирует действия учащихся, работает над терминологией. Записывают ответы, Проверяют свои решения. Анализируют ошибки.
Самостоятельная работа по использованию математических правил. Предлагается 2 листа, на одном из которых были написаны общие посылки, на другом-частные. Нужно установить, по какомуправилу составлены математические задания. Первое задание выполняется совместно с учащимися, еще 2 задания дети выполняют самостоятельно. Анализируют задания, высказывают свои точки зрения, записывают на доске. Самостоятельно выполняют остальные задания и проверяют решения на доске с подробным комментированием.

На данном уроке велась работа над математическими терминами, комментированием решений, над развитием логического мышления через выявление закономерностей. ОшибкиДети рассуждали вслух, обменивались мнениями, доказывали суждения, что способствовало формированию математической речи.

Наши рекомендации