Что понимается под физической культурой лич­ности и в чем выражается ее взаимосвязь с общей культурой общества?

3. Почему необходимо отслеживать физическую на­грузку во время самостоятельных занятий, направ­ленных на развитие силы? (Написать для себя план одного занятия, указав примерные нагрузки.)

1. Тренажеры избирательно воздействуют на опре­деленные группы мышц, помогают существенно уп­лотнить цикл занятий и сокращают срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2—3 ра­за. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходи­мо восстановить силы, дать необходимую нагрузку обычно бездействующим мышцам. Занятия на тре­нажерах — прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающие­ся, прошедшие медицинский контроль и инструк­таж по технике безопасности.

Перед началом занятий следует:


  • тщательно проветрить помещение, где установ­лены тренажеры;

  • надеть спортивную одежду и обувь с нескольз­кой подошвой;

  • убедиться в исправности и надежности установ­ки и крепления тренажеров, обнаруженные неисп­равности устранить.

  • Во время занятий необходимо:

  • выполнять упражнения на тренажерах только с разрешения учителя (тренера);

  • при обнаружении неисправностей во время вы­полнения упражнений немедленно прекратить тре­нировку и доложить об этом учителю (тренеру);

  • внимательно слушать и выполнять команды (сигналы) учителя (тренера);

  • соблюдать установленный режим тренировки и отдыха.


После занятий тщательно проверяются наиболее нагружаемые детали тренажеров. Затем проверяют­ся люфты, прогибы и возможные дефекты. Выяв­ленные во время осмотра неисправности устраня­ются.

2. О людях, которые много знают, умело пользуют­ся полученными знаниями на работе, дома, во вре­мя отдыха, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть еще и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек мо­жет много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстановить силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура — часть общей культуры об­щества. Она включает систему физического воспи­тания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные дости­жения. В понятие физической культуры входят об­щественная и личная гигиена быта и труда, пра­вильный режим труда и отдыха, оздоровление и за­каливание. На ранних ступенях истории человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливос­ти с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совер­шенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе занятиями физиче­скими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры — вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в ос­новном существовала для правящего класса. Важ­ной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские иг­ры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т. е. рожденных не в рабстве, обязательной тогда была военно-физи­ческая подготовка. Свои черты физическое воспита­ние имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцар­ских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуаз­ной интеллигенции Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци выдвигали в свое время проекты реформ системы образования, в которых подчеркива­лась мысль о необходимости физического и духовно­го воспитания с начальных (первых) ступеней обра­зования. В настоящее время физкультурное движе­ние охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

На занятиях физкультурой люди не только со­вершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качест­ва. Возникающие во время соревнований и трениро­вок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общест­ва, служит мощным и эффективным средством фи­зического воспитания всесторонне развитой лич­ности.

3. Развитие силовых способностей человека физи­ческими упражнениями зависит в значительной ме­ре не только от развития и функциональных способ­ностей организма, но и от контроля за нагрузками. Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающих­ся. От объема и интенсивности нагрузки зависят ре­зультаты занятий. Под объемом понимают ко­личество физической нагрузки за одну трени­ровку, неделю и т. д., выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выпол­ненных упражнений. Интенсивность — это объем работы, выполненный в единицу време­ни. Распределение нагрузки на занятиях должно со­ответствовать возрасту, физическим возможностям и степени тренированности занимающихся. От за­нятия к занятию она должна постепенно повышать­ся. Слишком малая нагрузка, как правило, не спо­собствует развитию физических качеств, а слишком большая нагрузка может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая на­грузка вызывает одышку, лицо бледнеет или крас­неет, со лба струится обильный пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений, нарушается координация движений. Появляется вялость и раз­дражительность, пропадает интерес к любимым за­нятиям. Чтобы представить более полную картину о необходимости отслеживания физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, рассмотрим несколько особеннос­тей, касающихся этого двигательного качества. Спо­собность к проявлению наибольших по величине мышечных напряжений называется силой. Без развития силы невозможно быстрое выполнение движений. К силовым упражнениям относятся ла­занье по канату, лестнице, шесту, поднимание тя­жестей, часть упражнений на гимнастических сна­рядах и др. На первом месте в силовых упражнениях стоит работа мышц, производимая относительно медленно, но при большом сопротивлении. Под влиянием таких упражнений мышцы быстро растут в объеме. Это объясняется тем, что, если упражне­ния выполняются с предельным напряжением, но в медленном темпе и чередуются с полноценным от­дыхом, условия питания и кровообращения мышц наиболее благоприятные. Для многих силовых уп­ражнений, таких, например, как подтягивание на руках на перекладине, поднимание тяжестей, ха­рактерно явление, которое известно под названием «натуживание». Оно состоит в том, что грудная клетка делается неподвижной вместе с напряжени­ем мышц, голосовая щель плотно закрывается, ды­хание на время прекращается, давление внутри грудной клетки резко повышается, вследствие чего нарушается ток крови через легкие. Кровь скапли­вается в венах. В артериях же, идущих от сердца к мышцам и внутренним органам, крови становится мало, она бедна кислородом, ткани тела не получа­ют нужного питания. После «натуживания» следует глубокий вдох, кровь из вен быстро устремляется в правое предсердие, растягивая его сверх пределов. Это резко нарушает кровообращение и может при­вести к острому расширению сердца и его ослабле­нию. Отслеживание физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на разви­тие силы, позволяет занимающемуся оценить свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью, к своим заня­тиям силовой тренировкой.

^ Примерный план занятий на развитие силы

Разминка. В течение 6—7 мин сделать пробеж­ку, выполнить круговые движения кистями, круги и махи руками, вращения туловищем, прыжки, вы­прыгивания из полуприседа.

/ упражнение. Жимштанги лежа: 2 подхода по 3 повторения со штангой 60%-ного веса от макси­мального результата — МТ (максимального теста), между подходами отдых 30 с, 1 подход по 4 повторе­ния со штангой 60%-ного веса, перед и после отдых 20 с; 1 подход по 4 повторения со штангой 70%-ного веса, отдых 90 с. Сокращенно нагрузку можно записать так:

60% 0 , 60% , 70%

• 2 Н ; 1 -.— .

3 4 4

II упражнение. Приседание со штангой на плечах:


2 +


60% „ , 70% 0

4 " ' 3

^ III упражнение. Подъем штанги на грудь в стойке

65% _ , 70%

IV упражнение. Подтягивание на перекладине:2 подхода с количеством повторений, равным 60—65% от максимального результата — МТ. Сокращен­но нагрузку можно записать так: 2 • 60—65% МТ.

^ V упражнение. Отжимание в упоре на брусьях:2 • 60% МТ.

VI упражнение. Поднимание ног в висе к пере­кладине: 2 • 60% МТ.

Завершить занятие следует успокаивающими и расслабляющими упражнениями. Для этого исполь­зовать те же упражнения, что и для разминки, толь­ко выполнять их в медленном темпе.

Билет № 11


  1. Требования безопасности перед началом занятий по плаванию.

  2. Какое влияние оказывают занятия физической культурой на вредные привычки (наркоманию, ал­коголизм, курение)?


^ 3. Основные формы занятий физической культурой. Более подробно рассказать об одной из форм заня­тий (на личном примере).

1.Во время занятий по плаванию следует выпол­нять следующие правила:


  • перерыв между приемом пищи и плаванием должен быть не менее 45 мин;

  • занятия проводятся строго по расписанию. За­нимающийся обязан иметь при себе пропуск с фото­карточкой и визой врача;

  • вход в раздевалку разрешается после сдачи про­пуска;

  • занятия проводятся только в присутствии препо­давателя. Опоздавшие к занятиям не допускаются;

  • каждый занимающийся должен иметь мыло, мочалку, полотенце и чистую спортивную форму;


• перед началом занятий занимающиеся должны тщательно вымыться в душевой с мылом и мочал­кой, на что дается 10 мин. После занятий разреша­ется мыться не более 3—5 мин (без мыла). Категори­чески воспрещается приносить с собой шампунь илижидкое мыло в стеклянной посуде;

• плавать в бассейне разрешается: мальчикам — в плавках, девочкам — в купальниках и резиновых шапочках.

При купании в естественном водоеме следует обо­рудовать отведенное для этого место и подготовить спасательные средства (спасательные круги, шесты, веревки, лодки и т. д.). Необходимо убедиться, что температура воды не ниже установленной нормы (около +20 °С). Перед входом в воду надо сделать разминку, выполнив несколько легких упражне­ний.

2. Все знают о вреде табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, но эти пагубные привычки до сих пор для многих людей остаются привле­кательными с детского возраста. Чтобы получить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на вредные привычки, да­вайте сравним воздействие этих факторов на ор­ганизм человека. Как видно из наших сравнений, занятия физи­ческой культурой и вредные привычки (наркома­ния, алкоголизм, курение) несовместимы. Ясно од­но, что сознательное отношение человека к собст­венному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной лич­ности.

3. В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физи­ческой культурой: урок, самостоятельные занятия, соревнования, походы. Организуются они одинако­во: подготовительная, основная и заключительная части. Занятие начинается с разминки, чтобы под­готовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка по­степенно и разносторонне действует на организм за­нимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная размин­ка позволяет подготовиться к тем упражнениям, ко­торые предстоит выполнять в основной части заня­тий. Разминка длится около 10 мин. Во время ос­новной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части — постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, раз­витие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспита­ния, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходит в течение строго установленного вре­мени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государствен­ным программам. Урок по методам организации бы­вает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание вы­полняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет свое отдель­ное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно свое зада­ние. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время ко­торой занимающиеся, непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по группам. В по­следнее время все более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю ги­гиеническую гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др. Положительный эффект самостоя­тельных занятий возможен только при квалифици­рованной помощи преподавателя или других специ­алистов физического воспитания. Соревнование — серьезное испытание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эф­фективно использована для решения задач физиче­ского и нравственного воспитания (развитие физи­ческих и волевых качеств, формирование сознатель­ного поведения и др.). Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физи­ческих нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически подготов­ленным людям. Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры. Они харак­теризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структу­ра занятия в игре выражена слабо, и нет возможнос­ти строго регулировать нагрузку. (Ответ дополнить рассказом на личном примере.)

Билет № 12


  1. Значение современного олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами.

  2. Охарактеризовать основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (место занятий, гигиена тела и одежды, подбор инвента­ря и контроль за физической нагрузкой).

  3. ^ Продемонстрировать жесты судьи одной из спор­тивных игр (баскетбол, волейбол или футбол).


1.Самые, пожалуй, святые и чистые игры совре­менности, которые создал человеческий разум, — это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не просто со­стязания сильных духом ителом, а современная ми­ровоззренческая концепция, название которой — Олимпизм. О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие разви­тию физических и моральных качеств, которые яв­ляются основой спорта; воспитание молодежи с по­мощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокой­ного мира; всемирное распространение олимпий­ских принципов для проявления доброй воли между народами». В этом своеобразном манифесте сформу­лированы основные требования к человеку. Вот по­чему важны для каждого из нас Олимпийские игры, вне зависимости от степени участия в спортивных занятиях. Олимпийские игры — это соревнования и смотр всего, чего удалось добиться на благородном поприще духовного и физического развития чело­вечества, оздоровления международного климата. «О спорт! Ты — благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен. Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чисто­ты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи ни­зких, бесчестных приемов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучен с его именем». Ты возводишь ста­дионы — театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы. Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды сладостна победа, одержан­ная в благородной честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из «Оды спорту», написанной в 1912 г. основоположником современного олимпиз-ма, выдающимся французским просветителем баро­ном Пьером де Кубертеном.

Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами планеты, провозглашенные Кубертеном, имеют непреходящее значение для всего человече­ства. «Главная цель олимпийского движения, — писал Кубертен, — посредством выступлений вы­дающихся атлетов привлечь внимание обществен­ного мнения, народов и правительств к необходи­мости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей». Возрож­дая Олимпийские игры, Кубертен преследовал цели одновременно и практические, и благородные. Он верил в то, что напряженность и враждебность, на­растающие между государствами планеты, могут быть сведены к минимуму дружественной атмосферой спорта. Олимпийские игры ныне нередко ис­пользуются не столько ради идеалов мира и взаимо­понимания, сколько для удовлетворения националь­ных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден. Он состоит из противостоящих друг другу государств, идеологиче­ских институтов, финансовых и промышленных корпораций, которые преследуют свои цели и инте­ресы. Далеко не все эти организации придержи­ваются олимпийских идеалов. И тем не менее олим­пийское движение и в наши дни является сдержи­вающим фактором конфликтов между народа­ми. Пусть лучше будет плохой мир, чем хорошая война, тогда больше шансов на приближение хоро­шего мира.

2.Основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий фи­зическими упражнениями заключаются в соответ­ствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвен­таря, а также контроле за физической нагрузкой. Помещение, в котором проводятся занятия физиче­скими упражнениями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в комнате не долж­на превышать +20 °С. Выполнять упражнения луч­ше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка. Оздоровительный эффект от занятий фи­зическими упражнениями во многом зависит от са­нитарного состояния раздевалок, спортивного зала и душевых. Пребывание в пыльной, душной разде­валке снижает эффект тренировки. Ежедневное тщательное умывание, уход за зубами, регулярное мытье тела обязательны для каждого человека. Ги­гиена тела, и в первую очередь гигиена кожи, имеет большое значение для занимающихся физкульту­рой. Кожа выполняет ряд физиологических функций. Прежде всего она защищает организм от влия­ния воздуха, проникновения бактерий, загрязнения и предохраняет ткани и органы от механических по­вреждений, служит регулятором тепла. Выделения сальных желез придают коже эластичность, предох­раняют ее от высыхания. Особо важную роль в орга­низме кожа играет как орган чувств, воспринимая различные ощущения — давление, боль, тепло, хо­лод и т. д. Подобно легким, кожа участвует в газо­вом обмене организма, выделяя в небольших коли­чествах углекислый газ. Грязь закупоривает отверс­тия потовых и сальных желез, раздражает кожу, благоприятствуя размножению микробов, а при ра­нениях или ссадинах может вызвать воспалитель­ные процессы. Регулярное мытье горячей водой с мылом очищает кожный покров. Одежда для заня­тий должна быть достаточно свободной, удобной и легкой и не затруднять дыхания. После занятий не­обходимо сменить все нательное белье. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и со­ревнования, а не носить ее постоянно. Для сохране­ния гигиенических свойств ее нужно регулярно су­шить, проветривать и стирать. Одежда из синтети­ческих материалов рекомендуется только для защиты от дождя и ветра. Обувь для занятий долж­на быть прочной, легкой и не тесной. Спортивная обувь и носки должны быть чистыми и сухими. В мокрой обуви можно получить потертости, а при низкой температуре воздуха и отморожения. Все спортивные снаряды и оборудование, установлен­ные в закрытых или открытых местах занятий, должны быть надежно закреплены и находиться в полной исправности. Гриф перекладины перед вы­полнением упражнений и после их окончания про­тирается сухой тряпкой и зачищается наждачной шкуркой. При выдвижении ноги «козла», «коня» (гимнастических снарядов) прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические маты укла­дываются вплотную вокруг гимнастического снаря­да, обеспечивая плоскость соскока или предполагае­мого падения и срыва. Вес спортивных снарядов для выполнения упражнений и метания должен соот­ветствовать возрасту и физической подготовленнос­ти учащихся. В целях предупреждения травматиз­ма занятия физическими упражнениями должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступ­ление на соревнованиях следует начинать с раз­минки. Разминка, как говорят спортсмены, «разог­ревает» организм и тем самым готовит его к вы­полнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определенная физиологическая за­кономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряженной работе. Период по­степенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно во вре­мя разминки происходит врабатываемость организ­ма, чем и обеспечивается предупреждение травма­тизма.


Билет № 13


  1. Требования безопасности во время занятий по плаванию.

  2. Современные спортивно-оздоровительные систе­мы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

  3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (обувь; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Рассказать (при возможности пока­зать) несколько упражнений.


1.Требования безопасности при проведении заня­тий по плаванию:


  • обучающиеся должны внимательно слушать и выполнять все команды учителя (тренера);

  • вход в воду осуществляется с разрешения меди­цинского работника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плаванию и спасателя;

  • в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель; входить на вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (чемоданы, сумки и т. п.); сильно шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, перехо­дить на чужую дорожку;

  • при нырянии нельзя долго оставаться под во­дой;

  • нельзя прыгать в воду вниз головой при недо­статочной глубине воды и необследованном дне во­доема;

  • при купании в естественных водоемах не следу­ет заплывать за установленные знаки (буйки) ог­раждения;

  • при судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь;

  • почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.


2. Чем больше удобств предоставляет нам цивили­зация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваем­ся за комфорт нарушением обмена веществ, сердеч­но-сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вы­зывает гипокинезия (недостаток движений) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьни­ков самостоятельно совершает лишь около полови­ны необходимого для них количества движений. Современный идеал телосложения и культуры дви­жений ярче всего воплощается в облике спортсме­нов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте дви­жений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (художественная гим­настика, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.). Здоровье и красота движений образуют не­разрывное двуединство: хорошее самочувствие — залог красоты, а привычка двигаться красиво и пра­вильно — одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Существует такое явление — перенос на­выка. Научившись каким-либо движениям, мы лег­че осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движе­ний. Для формирования красивого телосложения и овладения культурой движений используются раз­личные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлиф-тинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика — система упражнений с отягощениями. Занимаю­щиеся имеют упругие, рельефные мышцы и краси­вую фигуру. Систематические занятия этой гимнас­тикой помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнений с отягоще­ниями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В. Ф. Краевского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетиче­ской гимнастикой, необходимо знать основные пра­вила тренировок. В спортивной практике существу­ет определенная система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить уп­ражнение только один раз, называется предельной, 2—3 раза — околопредельной, 4—7 раз — большой, 8—12 раз — умеренно большой, 13—18 раз — сред­ней, 19—25 раз — малой, а свыше 25 раз — очень ма­лой. В подростковом возрасте самыми оптимальны­ми нагрузками являются малые, средние и умерен­но большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует уве­личивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время для занятий с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч. Занятия атлетической гимнасти­кой должны заканчиваться не позднее чем за 2 ч до сна и не раньше чем за 1,5 ч после приема пищи. Начинающим атлетам достаточно трех занятий в неделю по 40 мин. Увеличивать время трениров­ки надо постепенно. В книгах по атлетической гим­настике можно найти готовые комплексы упраж­нений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс са­мостоятельно, соблюдая определенную последова­тельность: упражнение первое — для развития мышц рук и плечевого пояса; второе — для мышц шеи; третье — для мышц ног; четвертое — для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое — на развитие всех мышечных групп (комп­лексное). При составлении плана самостоятельных занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.

3. Наиболее ранние признаки плоскостопия — бы­страя утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах го­лени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, обычно исчезающий за ночь. Для предупреждения развития плоскостопия следует со­блюдать профилактические меры:


  1. не носить слишком тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

  2. пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выпол­нять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

  3. выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, уп­ражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно — ходьба босиком по скошенной траве, галечнику.


Комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия


  1. Удерживая мяч между ногами, идти, стараясь не уронить его. 2. Сидя на полу, упереться в пол ру­ками и как можно выше поднять мяч ногами. 3. За­ложив руки за голову, пройти боком по палке, ле­жащей на полу. 4. Поднять пальцами ног с пола ку­сок ткани размером с носовой платок. 5. Стопой вращать мяч на полу. 6. Сидя на стуле, брать паль­цами ног разбросанные по полу различные предме­ты (карандаши, ручки, ластик, игрушки и т. д.) и складывать в одно место. 7. Ходьба попеременно на пятках и носках. 8. Ходьба вниз по наклонной плос­кости.

Билет № 14


  1. Требования безопасности во время проведения подвижных игр.

  2. Что необходимо делать, чтобы не страдать избы­точной массой тела? (Составить комплекс специ­альных упражнений.)

  3. Основные способы плавания. Какие задания-упражнения, по вашему мнению, способствуют ус­коренному обучению плаванию? (Вспомните, как вы научились плавать.)


1.Благоприятно отражаются на состоянии и само­чувствии учеников правильно организованные подвижные игры. Однако следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения пра­вил безопасности, заключающихся в следующем:


  • перед игрой необходимо провести разминку;

  • внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя и капитана команды;

  • строго выполнять правила игры;

  • избегать столкновений, толчков и ударов;

  • при падениях надо сгруппироваться и как мож­но быстрее встать на ноги;

  • при возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить иг­ру и устранить неполадки.


2. Между избыточной массой тела и заболеваемостью существует прямая зависимость. Избыточный вес является основной причиной сердечно-сосудис­тых заболеваний, тяжелых форм нарушения обмена веществ, ожирения печени, гипертонии, сахарного диабета. Эти заболевания врачи называют спутниками ожирения. Избыточный вес является одним из факторов риска получения сотрясения мозга, пере­ломов костей при случайных падениях. При значительном избытке массы тела в организме происхо­дит перегрузка и изнашивание суставов, возникает склонность к затрудненному дыханию. Поэтому не­обходимо строго следить за массой собственного те­ла, особенно тем, кто предрасположен к ожирению, и принимать профилактические меры для его пре­дупреждения. Действенные средства профилакти­ки ожирения — рациональное питание и достаточ­ная двигательная активность. Ежедневно необходи­мо отводить 1,5 ч катанию на лыжах и коньках (зи­мой), езде на велосипеде, игре в футбол, подвижным играм (летом), полезно заниматься плаванием (до 30 мин) два раза в неделю. Комплекс специальных упражнений для школьников 13—14 лет с ожире­нием I—III степени (1-й месяц занятий): 1. Ходьба высоко поднимая колени. 2. Ноги на ширине ступ­ни, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками вперед и назад. 3. Ноги шире плеч, руки на поясе. Повороты туловища направо и налево с отве­дением правой (левой) руки в сторону. 4. Ноги вмес­те, руки на поясе. Приседания, разводя колени и ру­ки в стороны. 5. Сидя на стуле, ноги шире плеч (ко­лени разведены), руки на поясе. Пружинистые наклоны вперед, доставая руками до носков ног. 6. Лежа на полу, руки вдоль туловища. Поднять но­ги до прямого угла, затем медленно опустить. 7. Бег на месте (30 с), переходящий в ходьбу с постепен­ным замедлением шага. 8. Игра в баскетбол, футбол (15 мин). После занятий обязательно принять душ. В выходные дни можно совершать походы за город протяженностью до 8 км.

3. Плавание развивает мышцы, укрепляет внутрен­ние органы. Разница температур при входе и выхо­де из воды закаливает организм. Умение плавать ог­раждает от несчастных случаев на воде. Так как че­ловек учился плавать у животных, стили плавания назывались «по-собачьи», «по-лягушачьи». В наше время эти названия звучат несколько странно, но они точны. Одним из древних стилей плавания счи­тается брасс. Немного позже появился треджен — прообраз современного кроля. Кроль носит титул «быстрейший». Появились разновидности и у брас­са — баттерфляй, что значит «бабочка»: пловец, вы­брасывающий две руки одновременно из воды, на­поминает порхающую бабочку. Еще немного спустя «бабочку» обогнал «дельфин». Этот вид плавания изобрел венгр Д. Тумпек. Пловцы, хорошо овладев­шие стилем «дельфин», показывают время, близкое к результатам кролистов. Ускоренному обучению плаванию способствуют общеразвивающие упраж­нения, упражнения на воде, игры и развлечения, подводящие и специальные упражнения для изуче­ния техники плавания. Наиболее важные задания-упражнения, способствующие ускоренному обуче­нию плаванию: погружение с головой под воду с за­держкой дыхания; выпрыгивание из воды после приседания под водой, держась за ветки деревьев, свисающих над водой (или за руки своих сверстни­ков); скольжение по поверхности воды на спине пос­ле отталкивания от дна ногами. После того как че­ловек научится держать себя на воде, не касаясь дна ногами, в вертикальном положении, активно рабо­тая ногами и балансируя руками, можно пере­ходить к попыткам плыть «по-собачьи». Затем учиться плавать кролем на груди, брассом и други­ми стилями плавания.

Билет № 15


  1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения в России и мире.

  2. Требования безопасности при проведении экскур­сий.


^ 3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаб­людения) и какие формы индивидуального контро­ля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?

1.Наша страна стояла у истоков возрождения олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывших новую эру олимпийского дви­жения, был и делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспита­нию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не су­ществовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказание им необходимо­го содействия. В первых трех Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые рус­ские фамилии появились в протоколах IV Олимпи­ады (1908). Первым русским олимпийским чемпио­ном стал Н. А. Панин-Коломенкин в фигурном ка­тании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911г. Интересен тот факт, что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912г. награды победи­телям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай П. Вступление в олимпийское движе­ние советских спортсменов, их ошеломляющий ус­пех на Хельсинкской Олимпиаде в 1952г. ознаме­новали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлин­ными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнас­тике, Лидия Скобликова — 6 золотых медалей в бе­ге на коньках, Галина Кулакова — 4 золотые ме­дали в лыжных гонках. По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские конг­рессы, были сохранены церемонии исполнения го­сударственных гимнов и подъема национальных флагов при награждении победителей Олимпий­ских игр. После завершения спортивной карьеры великие спортсмены становятся выдающимися тре­нерами, общественными и государственными деяте­лями, учеными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике Юрий Титов возглавил Российскую федерацию гимнасти­ки и стал вице-президентом Международной гим­настической федерации; Виктор Игуменов (гре­ко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Куз­нецов (легкая атлетика) стали видными учеными. Свидетельством признания мировой общественно­стью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в де­ло развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII Олимпийских игр в 1980 г. была поручена г. Москве. В начале 90-х гг. XX в. произошло два важнейших события в политической жизни мира. Распался на 15 суверенных стран СССР, в одно госу­дарство объединились ГДР и ФРГ. На зимних Олим­пийских играх 1992г. в качестве преемника СССР выступала объединенная команда СНГ (бывшие со­юзные республики СССР, кроме прибалтийских). После принятия решения о разведении по срокам организации летних и зимних Олимпийских игр очередная XVII Белая Олимпиада состоялась через два года (в 1994 г.) в Норвегии, в Лиллехаммере. На этих и последующих Играх спортсмены бывших со­юзных республик СССР выступили уже отдельными командами. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших.

2. При проведении экскурсий следует выполнять следующие меры безопасности:

• к экскурсиям допускаются учащиеся, прошед­шие инструктаж, медицинский осмотр и не имею­щие противопоказаний по состоянию здоровья;


  • следует соблюдать правила поведения, установ­ленные режимы передвижения и отдыха;

  • необходимо выполнять все указания руководи­теля или его заместителя, не изменять самостоя­тельно установленный маршрут движения группы;

  • во время привалов в лесу не разводить костры;

  • не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус;

  • не трогать руками животных, опасных пресмы­кающихся и насекомых;

  • при передвижении не ходить босиком, в носках;

  • не пить воду из непроверенных водоемов, ис­пользовать воду из фляжки, которую следует брать с собой;

  • соблюдать правила личной и общественной ги­гиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах;

  • бережно относиться к природе, памятникам ис­тории и культуры, а также уважать обычаи и тради­ции местного населения.

  1. Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организ­ма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник са­моконтроля записываются данные о весе своего те­ла, частоте пульса до и после тренировки и соревно­ваний, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью кон­сультации по возникающим проблемам, корректи­ровки двигательного режима и физических нагру­зок. Желательно записывать в дневник и свои спор­тивные результаты. Они тоже отражают состояние организма. А как убедиться, что занятия физиче­скими упражнениями улучшают двигательные качества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты): 1) прыжок в дли­ну с места; 2) метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя; 3) прыжки со скакалкой; 4) подтя­гивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девоч­ки); можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Такие проверки проводят в сентябре и мае (иногда в декабре—январе). Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в ней свои результаты каждо­го контрольного испытания. Очень важно научить­ся самому контролировать себя. Занятия физиче­скими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ве­дение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.


^ Примерное содержание дневника самоконтроля

В начале года В конце года
1. Рост (см)
2. Вес (кг)
3. Сила кисти правой (левой) руки (кг)
4. Окружность грудной клетки (см)
5. Жизненная емкость легких



Наши рекомендации