Тема. Правильно произносим и пишем слова со звонкими и глухими согласными в корне слова

Цель:формировать умения правильно произносить и писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, применять правило проверки их написания; развивать фонематический слух, каллиграфические и орфографические умения и навыки; формировать желание изучать русский язык.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: сравнительные таблицы, «лента букв» карточки со словами БОЧКА, ДОМ, ТЕНЬ, предметные картинки животных, птиц, посуды, контурные изображения домов.

Литература: 1. Коваль А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – К.: Вища школа, 1989, с. 210, 227 – 232.

2. Коваль А. П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К.: Рад. школа, 1990, с. 29 – 31, 47.

3. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения. – Сумы: Университетская книга, 2006. –

С. 189.

4. Аралова Э. А. Русский язык, 3 класс. Планы – конспекты уроков. – Х.: Веста, 2005.

5. Володарская М.А., Дашко О.П., Микитченко Н.И., Рябова Т.Б. Все уроки русского языка. 4 класс. – Х.: Изд. группа «Основа», 2010.

Основное содержание урока

Организация начала урока.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Установка на русскую речь.

Повторение изученного материала. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с «лентой букв».

- Какие согласные называются глухими? Звонкими?

- Рассмотрите «ленту букв и скажите, какие согласные образуют пары по звонкости-глухости?

2. «Превращения слов».

- Замените в словах БОЧКА, ДОМ звонкий согласный на глухой так, чтобы получились новые слова ( БОЧКА – КОЧКА, ТОЧКА, ПОЧКА; ДОМ – ТОМ, КОМ, СОМ).

- Замените в слове ТЕНЬ глухой согласный на звонкий так, чтобы получились новые слова (ТЕНЬ – ДЕНЬ, ЛЕНЬ).

3. Фонетический анализ слов.

ДРУЖОК, ГРИБЫ, ПЛОТ, ШАРФ, ВОЗДУХ, ОСЕНЬ.

- Определите гласные звуки в приведенных словах.

- Назовите звонкие и глухие согласные звуки в каждом слове.

- Составьте пары звонких-глухих согласных, беря звуки из разных слов (г-к, б-п,

д-т, в-ф, ж-ш, з-с).

4. Дидактическая игра «Различай звонкие и глухие согласные» (соревнование команд).

Задание. Перед вами 2 больших дома, в одном из них должны жить животные, а в другом – птицы. Поселите на 1-ый этаж животных (птиц), названия которых начинаются со звонкого согласного звука, а на 2-ой этаж тех, названия которых начинаются с глухого согласного звука. Вот вам предметные картинки с изображением животных и птиц. Выиграет та команда, которая выполнит задание правильно и быстро.

       
    Тема. Правильно произносим и пишем слова со звонкими и глухими согласными в корне слова - student2.ru
  Тема. Правильно произносим и пишем слова со звонкими и глухими согласными в корне слова - student2.ru
 

   
    тигр         крот       Пантера
    Лев       волк       Медведь
     
    сорока       петух       филин
    ласточка       дятел       воробей

( Животные: лев, тигр, волк, медведь, пантера, крот. Птицы: воробей, сорока, ласточка, дятел, филин, петух).

II. Мотивация учебной деятельности учащихся при переходе к изучению нового материала.

1. Игровое упражнение.

- Послушайте внимательно стихотворение. Определите, какие слова путает Андрей и почему.

В классе пишут под диктовку:

« Я принес из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

« Я принес из леса грипп».

Ну, скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют басом,

А певец – завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везет ему?

Р.Юзва

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы выучим правила, которые помогут нам избежать ошибок, допущенных Андреем, выясним, чем вызваны такие ошибки, и научимся правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Работа по сравнительной таблице.

По-русски По-украински
Мороз мороз
Дуб дуб
Завод завод
Луг луг
Уж вуж

- Прочитайте слова по-украински.

- Прочитайте слова по-русски. Что у них общего? (одинаковое написание).

- Чем различаются?

- Происходит ли оглушение согласных звуков на конце украинских слов?

- А в русском языке?

- Сделайте вывод.

2. Звуковые наблюдения.

- Произнесите слова, послушайте, какими звуками обозначены выделенные буквы.

гриб Нож сказка
глаз Год книжка
снег Морковь травка

- Сделайте вывод (звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными в словах русского языка заменяются парными глухими).

3. Произнесение слов с заменой звонкого согласного глухим (с использованием элементов транскрипции).

[ к] друг [т] пруд [п] столб [ш] еж

ногти грядки шубка стрижка

4. Проблемная ситуация.

- Можно ли на слух определить, какую букву нужно писать в конце слова или перед глухим согласным? (нет). Здесь должно помочь правило.

5. Сопоставление корня произнесенного слова с записанным.

Произносится Пишется
Пиро [к] Пирог
Зали [ф] Залив
Бере[с]кА Березка
Доро[ш]кА Дорожка

6. Определение проверочного и проверяемого слова на основе звуко-буквенного анализа.

- Прочитайте «гнезда» родственных слов, назовите корень в каждом слове:

Зуб, зубки, зубы

Берег, берега, береговой

Рыбак, рыбка, рыбный

Ловить, улов, ловушка

- В каких словах звуки в корнях не совпадают с буквами?

- А в каких совпадают?

- Найдите проверяемые слова.

- Укажите к ним проверочные.

- Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании парных звонких-глухих согласных в корне слова? Приведите примеры.

7. Ознакомление с правилом (с.133 учебника).

- В каких случаях нужно проверять парные звонкие и глухие согласные?

- Какие вы знаете способы проверки?

Чтобы легче было запомнить правило, написано даже шуточное стихотворение:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный смело проверяй:

Рядом гласный подставляй!

V. Закрепление и осмысление знаний.

1. Фонетико-орфографическое упражнение № 294, с.133 учебника).

2. Зрительный диктант.

Учитель показывает рисунок, а учащиеся записывают его название в тетрадь вместе с проверочным словом.

ЧАШКА, ЛОЖКА, КРУЖКА, СКОВОРОДКА, ВАРЕЖКА, САЛФЕТКА, ЛОПАТКА.

- Прочитайте слова, назовите букву, требующую проверки, и проверочное слово. Корни выделите, орфограмму подчеркните.

VI. Обобщение и систематизация новых знаний.

1. Письмо по памяти.

- Прочитайте скороговорку, записанную на доске.

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

- Найдите изученные орфограммы, объясните их написание, подберите проверочные слова.

- Медленно прочитайте скороговорку. Постарайтесь ее запомнить.

- Запишите скороговорку по памяти. Подчеркните согласную, требующую проверки.

2. Выборочное списывание.

Как у нашего кота Глазки смелые,

Шубка очень хороша. Зубки белые.

Как у котика усы Выйдет котик в огород –

Удивительной красы. Всполошится весь народ.

- Прочитайте.

- Выпишите слова в два столбика: в первый – с парными звонкими и глухими согласными в конце слова, во второй – в середине слова. Рядом запишите проверочные слова.

3. Разгадывание кроссворда.

- Отгадайте загадки и заполните клеточки кроссворда. Если вы запишите правильные ответы, то в выделенном столбике прочитаете слово с изученной орфограммой.

1) Острый клык, страшный рык

Слышат звери обомлев.

Кто же этот хищник?

2) Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

3) Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

4) Еж вырос в десять раз,

И получился дикобраз.

5) К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

  л е в
г в о з д ь
е ж
д и к о б р а з
  а р б у з
                   


VII. Итог урока.

1. Беседа.

- Прочитайте слово в выделенном столбике. Назовите орфограмму.

- В каких случаях необходимо проверять написание парных звонких-глухих согласных?

- Как проверить их написание? Приведите примеры.

2. Оценивание ответов учеников, комментирование оценок.

Наши рекомендации