Схема выбора, приводящая к размещениям
ЗАНЯТИЕ № 2
ПРИМЕНЕНИЕ КОМБИНАТОРНЫХ СХЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
План
- Основные понятия комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения.
- Вычисление числа перестановок, сочетаний, размещений.
- Комбинаторные схемы и их применение для решения задач по теории вероятностей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Каждая из комбинаторных формул определяет общее число элементарных исходов в некотором опыте, состоящее в выборе наудачу k элементов из p элементов некоторого множества Е = {е1 , е2 , …, ер}. При этом в каждом опыте строго оговорено, каким способом производится выбор и что понимается под различными выборками.
Существуют две принципиально различные схемы выбора:
– выбор осуществляется без возвращения элементов;
– выбор осуществляется поэлементно с обязательным возвращением отобранного элемента на каждом шаге и тщательным перемешиванием исходного множества перед следующим выбором.
После того, как выбор тем или иным способом осуществлен, отобранные элементы или их номера могут быть либо упорядочены (выстроены в определенную цепочку), либо нет.
В результате различных сочетаний названных действий могут быть получены следующие 4 комбинации постановки эксперимента по выбору наудачу k элементов из общего числа p различных элементов множества Е.
1. СХЕМА ВЫБОРА, ПРИВОДЯЩАЯ К СОЧЕТАНИЯМ
Если опыт состоит в выборе k элементов без возвращения и без упорядочивания, то различными исходами опыта следует считать k элементные подмножества множества Е, имеющие различный состав.
Получающиеся при этом комбинации элементов (элементарные исходы) носят названия сочетания из p элементов по k, а их общее число считается по формуле
С k p =
Пример 1. Из класса, в котором учится 12 девочек и 10 мальчиков, выбирают группу из 4-х учащихся для участия в школьной олимпиаде. Найдите вероятность того, что: а) все участники олимпиады – мальчики; б) среди участников олимпиады 3 девочки и 1 мальчик.
Решение. В данной задаче применяем первую схему комбинаторного выбора, так как речь идет о выборе без возвращения и без упорядочивания.
а) событие А – «все 4 выбранных участника олимпиады – мальчики».
Для вычисления искомой вероятности применяем формулу .
Найдем m – количество благоприятных исходов опыта. В нашем случае m – число вариантов выбора 4-х мальчиков из 10, т. е. m = С 4 10 = 210.
Найдем n – общее количество исходов опыта: n = С 4 22 = 7315.
Искомая вероятность будет равна Р(А) = = 0, 009.
б) событие В – «среди 4 выбранных участников олимпиады 3 девочки и 1 мальчик».
Для вычисления искомой вероятности применяем формулу .
Найдем m – количество благоприятных исходов опыта. В нашем случае m – число вариантов выбора трех девочек (из 12) и одного мальчика (из 10), т. е. m = С 3 12 С 1 10 = 2200.
Найдем n – общее количество исходов опыта: n = С 4 22 = 7315.
Искомая вероятность будет равна Р(А) = = 0,3.
СХЕМА ВЫБОРА, ПРИВОДЯЩАЯ К РАЗМЕЩЕНИЯМ
Если опыт состоит в выборе k элементов без возвращения, но с упорядочиванием их по мере выбора в последовательную цепочку, то различными исходами следует считать упорядоченные k элементные подмножества множества Е, отличающиеся либо набором элементов, либо порядком их следования.
Получающиеся при этом комбинации элементов (элементарные исходы) носят названия размещения из p элементов по k, а их общее число считается по формуле
А k p = .
Замечание. В частном случае (k = p) опыт состоит в произвольном упорядочивании множества Е, т. е. сводится к случайной перестановке элементов всего множества. В этом случае
А p p = p!
Пример 2. Из множества, состоящего из 10 первых букв русского алфавита, выбираются без возвращения 4 буквы и записываются слова в порядке поступления букв. Найдите вероятность того, что наудачу составленное слово оканчивается буквой а.
Решение. Событие А – «наудачу составленное слово оканчивается буквой а».
Для вычисления искомой вероятности применяем формулу .
Найдем m – количество способов разместить на три оставшиеся места по одному из 9 символов (символ а исключен из рассмотрения, поскольку его место уже определено). В нашем случае m – число вариантов выбора 3-х букв из 9, т. е.
m = А 3 9 = 504.
Найдем n – число всех 4-буквенных слов в данном опыте: n = А 4 10 = 5040.
Искомая вероятность будет равна Р (А) = = 0,1.