II. Изучение нового материала. 1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек
1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?
Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».
Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
Составление слов.
– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.
4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».
– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.
– Впишите букву м в пустые квадратики.
– Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)
– Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].)
– Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)
– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)
2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».
– Перед вами две строчки слов.
– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)
– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)
– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)
– Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м,а.)
Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.
Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)