III. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков– сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой

1. Работа по учебнику (с. 6–7).

Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков– сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы.

Чтение сказки по ролям (коммуникативные УУД).

Учитель читает первым, дети – хором, по рядам – «отвечают».

– Как вы думаете, кому и когда могли рассказывать такие сказки? (Свободные высказывания детей.)

III. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков– сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой - student2.ru Физкультминутка

Маша шла, шла, шла

(дети шагают на месте),

Маша ягодку нашла (присели).

Опустилась, поднялась (поднялись):

«Ах, какая ягодка!»

(Дети показывают, любуются ягодкой.)

Поглядела на лужок

(смотрят из-под ладошки),

Там увидела цветок.

2. Работа по учебнику (продолжение).

Чтение сказки в парах (коммуникативные УУД).

– Можно ли назвать «сказку про белого бычка» бесконечной? Кто может ее продолжить? (Например: Уйди! – Ты говоришь «уйди», я говорю «уйди». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?)

– Какие докучные сказки знаете вы? (Ответы детей.)

3. Работа по карточкам.

– Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.

На доске рисунки репейников или листьев, на обратной стороне которых записаны сказки. Рисунков столько, сколько детей в классе. Сказки повторяются, это дает возможность всем детям участвовать в работе, а слабо читающим детям – следить за чтением других учеников.

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Жили-были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

* * *

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

* * *

– Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?

– Расскажи.

– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого гуся?

– Скажи.

– Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да доколь это будет?! сказать ли тебе сказочку про белого гуся?

* * *

– Рассказать ли тебе докучную сказочку?

– Расскажи.

– Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

– Не надо.

– Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

и т. д.

* * *

«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» – «Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». – «Ты его взял?» – «Взял». – «Так, где же он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с тобой шли?..» и так без конца.

* * *

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

* * *

Жил Кутырь да Мутырь, жил посреди степца, накосил себе стожок сенца; пришли к нему баран да овца, подъели стожок сенца. Не сказать ли опять с конца?

* * *

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос...

И так без конца.

– У кого такая же сказка?

– Кто докажет, что это докучная сказка? (Сказки эти шуточные, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы.)

– Какие две части есть в каждой докучной сказке? Зачем рассказывается первая часть? А зачем вторая? (Каждая докучная сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей сказки, вторая часть резко обрывает рассказ предложением: «рассказать ли тебе сказочку сначала?»)

– Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки. Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.

– Прочитайте вторые части сказок.

– Почему возникает чувство разочарования? (Свободные высказывания детей.)

4. Упражнение для глаз.

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б
В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь

(Круг, карусель.)

– Что это значит, вам поможет понять ученый кот. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух цветов.

У учащихся на партах – круг из бумаги, разделенный на части, цветные карандаши. Один ученик выполняет задание на доске.

III. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков– сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой - student2.ru

«В некотором царстве, в тридевятом государстве жила была Варвара... Не начать ли сказку сначала?»

Вывод: сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели.

Знак на грядке означает, что репейники могут рассказывать свои сказки бесконечно.

5. Работа по учебнику (с. 6, 7).

Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

Примечание. к выполнению задания необходимо привлечь учеников, слабо успевающих.

– Ребята, рассмотрите иллюстрации, расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи? (Все элементы на картинках: бычок, лиса и петух, цапля и лягушка, рыбка и волны, кустик и ромб – расположены друг за другом по кругу и повторяются, образуя орнамент.)

6. Самостоятельная работа по тетради (задание № 3).

IV. Итог урока.

Учитель. Ребята, пора возвращаться, но репейники требуют, чтобы Миша и Маша рассказали докучную сказку. Кот ученый предлагает такое начало (учитель говорит начало и просит слабоуспевающих учащихся продолжить): «Миша и Маша хотят отправиться домой, а репейники...»

Дети. «…Все пристают и не пускают их».

Учитель. «Миша и Маша хотят домой, а репейники ...»

Дети. «…Все не пускают их».

Учитель. Этак мы домой не попадем, сказка-то бесконечная. Смотрите, сорока. Она несет телеграмму: «Срочно вызываю. Нужны помощники, чтобы усыпить сказками Кощея Бессмертного. Баба-яга».

Давайте прочитаем заклинание:

Шлеп-шлеп-шлеп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Стук-стук-стук,

Топ-топ-топ.

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в класс мы полететь.

– Вот мы и в классе. Кого заинтересовали докучные сказки? Кто захотел попросить родителей рассказать докучную сказку? Кто хочет придумать свою сказку? Что означает условный знак «Репейники»? Какую хитрость таят в себе докучные сказки? (Сюжет движется по кругу.)

Урок окончен.

Урок 4

ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.
«Сказка про сороку и рака»

Страницы: (учебник) 8–9; (тетрадь) 6, № 4.

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования знаний об особенностях сказки (повторы), сюжетно-композиционными особенностями жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного аппарата, памяти.

Планируемые результаты: личностные УУД:проявляют интерес к чтению, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – выделяют в тексте основные части; коммуникативные – понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников; предметные УУД: научатсяразличать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки); читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научитьсяразличать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

Образовательные ресурсы: условные знаки, иллюстрации репейников, ученого Кота, ребусы, карточки слогов.

Сценарий урока

Наши рекомендации