Крым. 19-й километр трассы Севастополь-Ялта, "Сухая речка"

Время - середина 90 гг.

Мероприятие: соревнования по ТПТ (техника пешеходного туризма, прим. КБС) Севастопольского спелеоклуба "Кристалл" (в настоящее время прекратил свою работу).

Происшествие: при натяжении одинарных перил использовался самодельный кулачок (зажим, прим. КБС), имеющий название "левистан" (прошедший испытания).

Допущенная ошибка: данные кулачки, как правило, применялись для организации ИТО (искусственных точек опоры, прим. КБС) при движении по вертикальным перилам (спелеология). В связи с тем, что кулачок подпружинен, эта особенность давала основание для его частого применения в качестве замены прусика на 2-й страховочной веревке (при натяжении 2-х веревок) или как "стоповик" (замена страхующего
схватывающего узла).

Итог ошибки: при натяжении нитки перил лопнул "левистан" и еКрым. 19-й километр трассы Севастополь-Ялта, "Сухая речка".

Время - середина 90 гг.

Мероприятие: соревнв

Время - июль 2004 года.

Место происшествия: площадка на территории АЦ.

Что произошло: во время занятий по теме "Переправы через горные реки" (натяжение рабочих веревок и ознакомление с принципами работы полиспаста) вследствие приложенной чрезмерной нагрузки на тянущий схватывающий узел (точнее - австрийский схватывающий) лопнули петли узла "заячьи ушки", а вырвавшимся карабином была нанесена тяжелейшая травма участнику отделения НП-1 А.В.Коробову.

Пояснение: узел "австрийский проводник" - изобретение австрийских спасателей и применяется преимущественно в спасательном деле. Известный практик и теоретик спасательного дела в СССР Фердинанд Кропф, всегда подчеркивал, что этот узел не пригоден для учебных целей (подчеркнуто - П.З.). Узел "австрийский проводник" - с довоенных лет и поныне, ни в одной Программе подготовки (обучения) альпинистов не числится в категории подлежащих разучиванию и тем более - применению.

Узел "заячьи ушки" (название по принятой в туристской практике транскрипции), на самом деле является известным узлом "двойной проводник". При всей его надежности, он может быть крайне опасным. Дело в том, что, завязывая узел, невозможно добиться полной одинаковости выходящих из узла двух петель. Одна из них, даже незаметно для глаза, будет короче другой.

Это означает, что при чрезмерной нагрузке в первую очередь лопнет наиболее короткая петля. Кажущаяся надежность (в точке закрепления лежит двойной репшнур!) не соответствует истине, рвется одинарная прядь репшнура, а вторая может лопнуть вслед за первой.

Крым. 19-й километр трассы Севастополь-Ялта, "Сухая речка" - student2.ru

Рис. 4. "Австрийский схватывающий" узел (по Э.Е.Циперсону):

А - общий вид узла с петлями для тянущего карабина. В альпинизме принято вязать проводник из этих концов возможно максимально ближе к самому узлу. В узел проводника завязываются все пряди репшнура выходящие из схватывающего узла;

Б - на фото отчетливо видны четыре пряди репшнура выходящего из петли узла - это значит что узел завязан двойным репшнуром. Если на выходе из петли узла только две пряди - узел завязан одинарным репшнуром.

Сопутствовавшие НС факты:

- на складе АЦ не было расходного репшнура, поэтому инструктор был вынужден взять необходимые репшнуры у участников отделения;

- никто из хозяев репшнуров не мог сказать, сколько лет они ими пользовались: репшнуры были сильно потертыми, отдельные пряди оплетки разлохмачены;

- в момент обрыва репшнура и нанесения травмы, инструктор находился вне поля зрения и не осуществлял контроль за работой участников отделения, т.к. сам находился за деревом и оттуда подал участникам команду "Дернуть посильнее!" т.к. ему якобы не хватало веревки для ее закрепления;

- именно в этот момент и лопнул репшнур тянущего узла - "заячьи ушки" (сленг);

Итоги: лишь мастерство врачей оказывавших помощь А.В.Коробову предотвратило
летальный исход подобной травмы - ведь сорвавшийся карабин вошел ему в голову на глубину 4,5 см! А.В.Коробов стал инвалидом 1 группы и на всю жизнь потерял трудоспособность.

Еще один итог: на частные определения, внесенные судом в адрес соответствующих
организаций, большая их часть дала ответы формального характера, направленные на сохранение собственного лица и "чести" мундира. ФА России до сих пор не провела разбора настоящего случая, в отношении инструктора и начальника учебной части так и не сделаны оргвыводы.

Комментарий: участники соревнований по туризму (ТПТ, ТГТ, ГТ) отмечают, что
прусики часто разрывались и в ходе соревнований, когда перила натягивались силами команды, как правило, 3-4 тянущими полиспаст одновременно. Еще одно немаловажное наблюдение - тянут веревки с подобными усилиями, приводящими к разрыву прусиков, как правило, в тех случаях, когда точка закрепления расположена на дереве. Это тоже понятно - есть простор для выстраивания длиной цепочки тянущих веревку полиспаста. Те же участники туристских соревнования отмечали, что если полиспаст располагается на неудобной и наклонной скальной площадке (полочке), а точка закрепления полиспаста навещена на забитых в скалу крючьях, то пропадает "фанатизм" тянущих веревку, а сблокированные крючья вырвать не удавалось ни разу.

По уточненным наблюдениям (в разные годы) разрывы репшнуров при натяжении
веревок (без тяжких последствий) происходили в основном во время тренировок, когда использовали прусики, связанные из "второсортного" репшнура (б/у, долгое время находившегося в эксплуатации). Мотивация подобного отношения: на тренировках жалко "убивать" нормальное снаряжение. Во время соревнований, когда организуется судейская страховка, случаев разрыва репшнура практически не наблюдалось, т.к. судьями применяется снаряжение нормального состояния.

Еще один комментарий: известный немецкий альпинист Карл Прусик в 1904 году ввел в практику альпинизма целый ряд приемов работы с веревкой, которую он назвал системой "Сан-Бернард". Впоследствии система нашла свое место в отечественном альпинизме: натягивание перил и воздушной переправы через горные реки; широкий круг использования в спасательном деле; вытягивание грузов на отвесных участках горного рельефа. Но, прежде всего, "Сан-Бернард" (то что мы называем полиспастом) - это прием подтягивания партнера по связке одним человеком, не допуская при этом обратного хода вытянутой веревки. В последние годы система полиспаста нашла широкое применение и в промышленном альпинизме.

Завершая разговор о ненадежности "всепригодного" схватывающего узла, следует
отметить, что сегодня в практике изготовления альпинистских веревок произошли достаточно серьезные изменения в лучшую сторону. Фирмы-производители стали осваивать новый материал, который на порядок выше всех материалов из которых делаются веревки. Разговор идет о новом материале под условным названием "Кевлар". Это органическое арамидное волокно на базе поли- парафенилентерефталамида было создано фирмой "Дюпон" еще в 1965 году. Материал имеет торговые марки: "Кевлар" (США), "Тварон" (Голландия), отечественные аналоги - арамидные волокна "Терлон", "Армос", "СВМ". Материал обладает высокими механическими свойствами, термической и стойкостью к воздействию кислот и щелочей, не плавится, не корродирует, экологически безопасен. При одном и том же разрывном усилии, арамидная веревка по весу, в 5 раз меньше стального троса.

В начале 90-х гг. минувшего века термостойкие веревки и шнуры с использованием волокон стали использоваться при изготовлении новых образцов современного группового и индивидуального аварийно-спасательного снаряжения, выпускаемого для альпинизма, пожарных, спасателей МЧС, промышленного альпинизма, и антитеррористических подразделений спецназа. В частности, веревки и репшнуры разного диаметра для альпинизма выпускает французская фирма "BEAL".

Петли для самостраховки, выполненные безоплеточным сквозным плетением (диаметр репшнура 7,8 мм) из волокна "Армос" и обладающие прочностью разрыва 4000-4500 кгс, отлично зарекомендовали себя во время сложных спасательных работ. Схватывающие узлы, завязанные из таких петель, хорошо "держат" даже на обледенелой веревке, не плавятся сами и не портят веревку при проскальзывании. Подобные петли имеют высокую степень надежности при натяжении перил. Веревки из арамидных волокон имеют малое (до 8%) удлинение при разрыве.

Проведенные испытания петель схватывающего узла проводились по следующей схеме:

- прусик (из готовой петли) завязывался на основной веревке (12 мм) и полуверевке (9 мм);

- нагрузка на веревку прикладывалась через узел проводника на петлю прусика и через карабин к тянущей машине;

- пределы нагрузки для полуверевки (9 мм) были в пределах 300 кгс, при отмеченных недостатках - частичное проскальзывание узла и при 700 кгс происходило разрушение веревки под схватывающим узлом;

- для основной веревки (12 мм) начало разрушения самой веревки при нагрузке в 1050 кгс, происходило в месте ее охвата верхней (первой сверху) петлей схватывающего узла;

поскольку все готовые петли, прошедшие через испытания не имели видимых следов разрушения, дальнейшие их испытания проводились через коуши до полного разрушения петли, которое наступало в диапазоне нагрузок 2300-2340 кгс.

Следует помнить, что изделия из арамидных волокон пока достаточно дороги для рядового альпиниста. И еще: использование системы "схватывающий узел + веревка" лучше проводить на однородных материалах - в таком случае полнее соблюдается физико-механические качества и близость параметров при нагрузке рывка.

В качестве определенного выхода из положения, можно обратить внимание на предложение фирмы "PETZL" по организации навесной переправы (см. рис.5). В любом случае организации навесной переправы фирма требует применения статической веревки стандарта EN 1891 и перед переправой людей, проведения тестирования уровня натяжения веревок. Груз весом в 100 кг пропускается по натянутой веревке (веревкам). В средней части дороги провис веревок не должен допускать цепляния груза за рельеф или попадания в воду реки.

Крым. 19-й километр трассы Севастополь-Ялта, "Сухая речка" - student2.ru

Рис. 5. Натяжение переправы с использованием минимального количества снаряжения

(Из проспекта Петцля).

1 - подготовка системы;

2 - закладывание веревки в карабины;

3 - необходимость параллельности прядей системы;

4 - натяжение и закрепление конца тянущей веревки на дереве, сблокированных крючьях и пр. рифовым узлом (шкотовый узел);

А - точки закрепления подвески системы;

Б - точки закрепления на противоположном берегу;

В - карабины только с муфтами (контролировать их закрутку).

И последнее. Принимая во внимание остроту проблемы со схватывающим узлом, натяжением воздушной переправы при помощи полиспаста, не пора ли внести в "Программу подготовки альпинистов" уточнения:

- исключить из "Программы подготовки альпинистов" обязательного разучивания схватывающего узла;

- исключить из "Программы подготовки альпинистов" элементы занятий: "Воздушная переправа" из общей темы "Организации переправ через горные реки" (НП-1);

- внести в "Программу подготовки альпинистов" вновь разработанный порядок организации системы полиспаста на различных формах горного рельефа (включая снег);

- создать (прописать) правила обеспечения безопасности в альпинизме;

- создать (прописать) единые требования по конструкции, числу и допустимому диаметру применяемых блоков, типу карабинов, сортаменту/качеству веревок и пределам допускаемых на них нагрузок (включая систему полиспаста);

- создать (прописать) правила отбраковки и утилизации пришедшего в негодность снаряжения, и в первую очередь веревок и репшнуров.

Для реализации данных предложений, следует создать комиссию из компетентных методистов, с включением юристов, подготовить соответствующие документы, утвердить их в ФАР и внести необходимые изменения в учебные пособия.

(Статья подготовлена с привлечением материалов Б.Л.Кашевника, Э.Е.Циперсона (текст и фото),Н.Н.Охримовича (Украина) И.Ю.Бринка и судебных материалов по делу А.В.Коробов против АЦ "Ак-Тру").

Автор П.П.Захаров

Наши рекомендации