Место дисциплины в структуре образовательной программы 3 страница
3. Взаимосвязь особенностей мышления, памяти, воображения с эффективностью подготовки в спортивных играх;
4. Особенности формирования двигательных умений в спортивных играх;
5. Инновационные методики совершенствования техники и тактики в игровых видах спорта;
6. Рейтинговые системы оценки эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх;
7. Инновационные системы оценки успешности тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных играх;
8. Совершенствование методики обучения спортивным играм в рамках уроков физической культуры в общеобразовательной школе;
9. Спортивно-видовой подход в общеобразовательной школе на базе игровых видов спорта;
10. Влияние занятий спортивными играми на показатели здоровья, физической подготовленности и физического развития занимающихся;
11. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся;
12. Типологические особенности спортивных судей в игровых видах спорта;
13. Совершенствование системы подготовки спортсменов в игровых видах спорта;
14. Совершенствование системы подготовки судей в игровых видах спорта;
15. Тенденции развития современного волейбола;
16. Тенденции развития современного баскетбола;
17. Тенденции развития современного футбола;
18. Тенденции развития современного мини-футбола;
19. Влияние изменений правил волейбола на содержание игры;
20. Влияние изменений правил баскетбола на содержание игры;
21. Влияние изменений правил футбола на содержание игры;
22. Влияние изменений правил мини-футбола на содержание игры;
23. Спортивные игры как средство реабилитации спортсменов;
24. Развитие новых игровых видов спорта в России и мире;
25. Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания подрастающего поколения;
26. Применение современных ИКТ в сфере спортивных игр;
27. История и тенденции развития лапты как вида спорта;
28. Динамика выступлений российских команд на крупнейших международных соревнованиях по игровым видам спорта;
29. Система управления развитием игровых видов спорта в Российской Федерации;
30. Развитие игровых видов спорта в г.Ишиме.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.
Таблица5 .
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | |
обязательные | дополнительные | |||||
Модуль 1 | ||||||
1.1. | История развития баскетбола | Реферат по теме «История развития баскетбола в СССР, России» | ||||
1.2. | Правила баскетбола. Жесты судей | Доклад «Изменение и дополнение правил баскетбола» | ||||
1.3. | Техника баскетбола | План-конспект основной части урока по теме «Обучение и совершенствование техники предложенного технического приема баскетбола» | ||||
1.4. | Тактика баскетбола | Презентация «Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в баскетболе» | ||||
Всего | - | |||||
Модуль 2 | - | - | ||||
2.1. | История футбола | Реферат по теме «История развития футбола на чемпионатах мира и Европы» | ||||
2.2. | Правила футбола | Доклад «Особенности правил мини-футбола» | ||||
2.3. | Техника футбола | План-конспект основной части урока по теме «Обучение и совершенствование техники предложенного технического приема футбола» | ||||
2.4. | Тактика футбола | Презентация «Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в мини-футболе» | ||||
Всего | ||||||
Модуль 3 | ||||||
Модуль 4 | ||||||
4.1. | История зарождения и развития городков | - | - | - | - | - |
4.2. | Правила городошного спорта | Составление городошных фигур | ||||
4.3. | История развития лапты | Доклад «Эволюция правил лапты» | ||||
4.4. | Правила лапты | Подготовка наглядных материалов по оборудованию и инвентарю для лапты | ||||
Всего | ||||||
Модуль 5 | ||||||
5.1. | История развития игры и игровой деятельности | - | - | |||
5.2. | Методика проведения и организации подвижных игр | Составление методической карточки для организации подвижной игры | - | |||
5.3. | Методика проведения подвижных игр, игр-аттракционов и эстафет | Составление методической карточки для организации эстафет | - | |||
5.4. | Методика проведения подвижных игр в различных классах | Составление методической карточки для организации игр-аттракционов | - | |||
Всего | ||||||
Модуль 4 | ||||||
6.1. | Характеристика спортивных игр как средства физического воспитания | Доклад «Влияние спортивных игр на организм человека и различные аспекты человеческой деятельности» | ||||
6.2. | Система соревнований. Соревновательная деятельность в спортивных играх | - | - | - | - | - |
6.3. | Методика обучения и тренировки в спортивных играх | Подготовка плана-конспекта урока по ФК (раздел «Спортивные игры») | - | |||
6.4. | Подготовка спортсменов в игровых видах спорта | - | - | - | - | - |
Всего | ||||||
Итого |
10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Циклы, дисциплины (модули) учебного плана ОП Индекс компетенции | Б3 | ||||||
2 семестр | |||||||
Методика обучения и тренировки в учреждениях дополнительного образования | |||||||
Общекультурные компетенции | Код компетенции | Б3.Б.4.4 | |||||
ОК-8 | + | + | + | + | + | + | |
Профессиональные компетенции | |||||||
OПК-2 | + | + | |||||
ПК-1 | + | + | + | + | + | + | |
ПК-2 | + | + | + | + | + | + | |
ПК-3 | + | + | + | + | + | + | |
Виды аттестации | ФОС | ||||||
Текущая (по дисциплине) | ПФ-5 | + | + | + | + | + | |
ПФ-6 | + | + | + | + | |||
ПФ-10 | + | + | + | ||||
ПФ-11 | + | ||||||
УФ-7 | + | ||||||
ИС-4 | + | + | + | + | + | ||
ИС-12 | + | + | |||||
Промежуточная (по дисциплине) | ПФ-13 | + | |||||
ИС-13 | + | + |
10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 6.
Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекции, семинар ские, практические, лабораторные) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||
пороговый (удовл.) 61-75 баллов | базовый (хор.) 76-90 баллов | повышенный (отл.) 91-100 баллов | |||
ОК-8 | Знает: основы использования MS Word и Excel | Знает: основы использования MS Word и Excel, основы хранения и обработки информации о физической подготовленности обучающихся | Знает: основы использования MS Office, основы хранения, обработки и анализа информации о физической подготовленности обучающихся | лекции, семинарские, практические, лабораторные | ИС-4, ПФ-5, ПФ-10 |
Умеет: создавать электронные документы в MS Word и Excel по учету и контролю достижений обучающихся | Умеет: создавать электронные документы в MS Word и Excel по учету и контролю достижений обучающихся, проводить анализ с помощью средств MSOffice | Умеет:создавать электронные документы в MS Office, осуществлять хранения, обработку и анализ информации о физической подготовленности обучающихся | |||
Владеет: компьютерной техникой и программным обеспечением в MS Word и Excel | Владеет: компьютерными программами MS Word и Excel для учета и контроля достижений обучающихся, анализом данных с помощью средств MSOffice | Владеет: компьютерными программами MS Office и основами хранения, обработки и анализа информации о физической подготовленности обучающихся с помощью средств MS Office | |||
ОПК-2 | Знает: общие основы педагогики и психологии | Знает: общие и специальные основы социальной педагогики, и возрастной психологии | Знает: основы и закономерности возрастной педагогики и возрастной психологии, педагогической психологии | ||
Умеет: использовать приемы педагогического воздействия на обучающихся | Умеет: использовать приемы косвенного воздействия на личность, наладить педагогически целесообазное общение, распознать психические состояния обучающихся | Умеет: применять способы и приемы педагогического общения, использовать приемы косвенного воздействия на личность, наладить педагогически целесообазное общение, соблюдать педагогический такт и этику в общении с окружающими | |||
Владеет: методикой диагностики психологических особенностей личности | Владеет: методикой воспитания и обучения | Владеет: методикой воспитания и обучения, методами психодиагностики и психокоррекции поведения | |||
ПК-1 | Знает: общее содержание образовательной программы по ФК по отдельным разделам (баскетбол, волейбол и т.д.) | Знает: структуру и содержание образовательной программы по ФК как по отдельным разделам (баскетбол, волейбол и т.д.), так и в целом по всему предмету | Знает: структуру и содержание образовательной программы по ФК как по отдельным разделам (баскетбол, волейбол и т.д.), так и в целом по всему предмету, особенности реализации программы для обучающихся разного возраста | ||
Умеет: конкретизировать содержание образовательной программы в отдельных видах оперативного планирования | Умеет: планировать работу в соответствии с требованиями образовательной программы и реализовывать ее в определенных возрастных группах обучающихся | Умеет: планировать работу в соответствии с требованиями образовательной программы и реализовывать ее по всему учебному курсу школы | |||
Владеет: технологией планирования деятельности с учетом требований образовательной программы | Владеет: способами и методами планирования, корректировки образовательной программы | Владеет: методикой реализации образовательной программы по ФК в школе с учетом особенностей контингента обучающихся | |||
ПК-2 | Знает: основы педагогического общения и риторики | Знает: основы педагогического общения и риторики, словесные и наглядные методы обучения | Знает: основы педагогического общения и риторики, словесные и наглядные методы обучения, психологию общения, психолого-педагогические задачи | Лекции, семинарские, практические, лабораторные | ПФ-5 ПФ-6 ИС-4 ИС-12 УФ-7 ИС-13 |
Умеет: взаимодействовать с ведущими занимающимися | Умеет: взаимодействовать с занимающимися, опираясь на их способности и индивидуальные отличия | Умеет: взаимодействовать с занимающимися, опираясь на их способности и индивидуальные отличия, организовать обучающихся в совместной тренировочной и соревновательной деятельности | |||
Владеет: методами и формами организации занимающихся | Владеет: методами и формами организации занимающихся, проектной технологией | Владеет: методами и формами организации занимающихся, проектной технологией, методикой педагогического общения, педагогическим тактом и этикой | |||
ПК-3 | Знает:тесты для определения подготовленности обучающихся по спортивным играм | Знает: критерии и нормативы подготовленности обучающихся по спортивным играм, тесты для определения подготовленности обучающихся | Знает: систему педагогического контроля за физической и технической подготовленностью обучающихся по ФК из раздела «спортивные игры» | Лекции, семинарские, практические, лабораторные | ПФ-5 ПФ-6 ИС-4 ИС-12 УФ-7 ИС-13 |
Умеет: провести тестирование подготовленности обучающихся по разделу «Спортивные игры» | Умеет: провести тестирование и оценить подготовленность обучающихся по разделу «Спортивные игры» | Умеет: осуществлять систему контроля подготовленности и учета и анализа достижений обучающихся по спортивным играм | |||
Владеет: основными методами контроля за подготовленностью детей | Владеет: методами и методиками контроля за физической и технической подготовленностью детей | Владеет: системой контроля за подготовленностью обучающихся по ФК из раздела «спортивные игры» |
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
ПФ-5. Лабораторная работа «Разработка плана-конспекта основной части урока по модулю и проведения его со студентами в группе»
Разработайте содержание, подготовьте план-конспект учебно-тренировочного занятия по предложенной теме по своей спортивной специализации. Форма плана-конспекта:
Схема плана-конспекта учебно-тренировочного занятия
План-конспект
Урока №___ по __________________
Раздел: _________________ (баскетбол, волейбол и т.п..).
Задачи урока:
- _____.
- _____.
- _____.
Место проведения _______________________. Дата проведения ____________________.
Необходимый инвентарь _____________________________________________________.
Части урока | Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагруки | Организационно-методические указания |
1. | 1. 2. 3. | |||
...мин | ||||
2. | 1. 2. 3. | |||
...мин | ||||
3. | 1. 2. | |||
...мин |
Прuмечанuя:
1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами части урока (1 - подготовительная; 2 - основная; 3 - заключительная) и их продолжительность (в мин).
2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и совершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также небольшие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые параллельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.
Прuмеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и Т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном дейcтвии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилам и подвижной (спортивной) игры и т.п.
З. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планиpoвaнии на уроке разного для них учебного материала.
4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.
5. В графе «Организационно-методические указания» указываются способыорганизации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
ПФ-6. Контрольная работа
по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» для студентов 3 курса ФФК
14 вариант.
Задание №1. Составить расписание соревнований по круговой системе розыгрыша с чередованием полей (система вертикальных линий) для 11 команд. Указать формулы, используемые для составления расписания.
Задание №2. Составить расписание соревнований по круговой системе розыгрыша без чередования полей (система «вокруг 1 против часовой стрелки») для 8 команд. Указать формулы, используемые для составления расписания.
ПФ-10. Тематика рефератов по модулям
Баскетбол | Футбол, мини-футбол | Волейбол | Лапта, городки |
История чемпионатов мира по баскетболу | История чемпионатов мира по футболу | История чемпионатов мира по волейболу | Зарождение русской лапты и основные этапы ее развития. |
История чемпионатов Европы по баскетболу | История чемпионатов Европы по футболу | История чемпионатов Европы по волейболу | История создания городошных фигур в городошном спорте |
История баскетбола на Олимпийских играх | История чемпионатов мира по мини-футболу | История волейбола на Олимпийских играх | |
Интеллектуальная подготовка в баскетболе | История чемпионатов Европы по мини-футболу | Рекорды мирового волейбола | |
Рекорды мирового баскетбола | История футбола на Олимпийских играх | Развитие волейбола в России | |
Развитие баскетбола в России | Рекорды Кубка мира по футболу: цифры и факты | ||
Мини-футбол: история развития игры | |||
Футзал или мини-футбол: история взаимоотношений | |||
Приз «Золотой мяч»: цифры, факты, рекорды | |||
Приз «Золотая бутса»: история возникновения и основные вехи | |||
Исторические факты и рекорды турнира «Лига чемпионов» (Кубок чемпионов) | |||
От Кубка УЕФА к Лиге Европы: история развития | |||
История возникновения и исторические факты Суперкубка УЕФА, ФИФА |
ПФ-11. Курсовая работа
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине представлена в п.8данной программы. Требования к оформлению, структуре и содержанию курсовых работ представлены в положении о курсовой работе (сайт филиала ТюмГУ в г.Ишиме), а также в методических рекомендация по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ [4].
УФ-7. Построение городошных фигур.
Собрать 10 фигур по заданию преподавателя. Оценивается правильность и быстрота выполнения:
Пушка Звезда Колодец Артиллерия
Пулеметное гнездо Часовые Тир Вилка
Стрела Коленвал Ракетка Рак
Серп Самолет Письмо
ИС-4. Аттестационный тест по модулям
Модуль «Баскетбол» (1 семестр)
1. Задание {{ 48 }} СИ1№45
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Размеры баскетбольного щита равны ...
£180 см х 120 см
£180 см х105 см
£200 см х 100 см
£159 см х 145 см
2. Задание {{ 49 }} СИ1№46
ВПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Диаметр баскетбольного кольца равен ... см.
Правильные варианты ответа: __________
3. Задание {{ 50 }} СИ1№47
Выберите правильный ответ
Высота баскетбольного кольца составляет ...
£300 см
£305 см
£310 см
£345 см
£280 см
£стандартного размера не существует
4. Задание {{ 37 }} СИ1№34
СООТНЕСИТЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ И ПРАВИЛА ИГРЫ
Игрок совершил более двух шагов в момент ловли мяча в движении. | "Двойное ведение" |
Игрока во время ведения мяча задержал мяч на руке. | "Пробежка" |
Игрок выполнил ведение мяча, затем остановил ведение и не выполнив передачи или броска вновь начал ведение. | "Пронос мяча" |
Игрок попытался перехватить мяч ногой. | "Игра ногой" |
Игрок находился в "трапеции" соперника без мяча и активных действий длительное время. | "Зона" |
Игрок с ведением мяча вернулся из передовой зоны в тыловую. | "Правило 3-х секунд" |
5. Задание {{ 38 }} СИ1№35
ВПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Если игрок с мячом, выполнив остановку двумя шагами, затем начав движение, оторвал сзадистоящую (опорную) ногу, то фиксируется ...
Правильные варианты ответа: ________________;
6. Задание {{ 45 }} СИ1№42
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Стандартные размеры баскетбольной площадки по правилам ФИБА составляют ...
£28 м х 15 м
£26 м х 12 м
£30 м х 15 м
£28 м х 14 м
7. Задание {{ 46 }} СИ1№43
ВПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Разметка баскетбольной площадки имеет ширину ... см.
Правильные варианты ответа____________;