III. Работа по теме урока. 1. Звуковой анализ слова «труба», «стул»
1. Звуковой анализ слова «труба», «стул».
Звуковой анализ слов проводят у доски два ребенка.
– Назовите третий звук в словах «труба», «стул».
– Какие согласные звуки стоят в словах «труба», «стул» перед [у]? (Твердые.)
– Звук [у] после твердого согласного обозначается буквой У, у.
2. Задание «На что похожа буква?».
– Рассмотрите большую и маленькую буквы У, у. Сравните их.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Е. Тарлапан
– Замените фишку в схемах слов труба, стул на букву у. Сделайте вывод. (Буквой У обозначается гласный звук после твердого согласного.)
Занимательные задания с буквами.
ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ
На букву Анапал недуг.
И встало У взамен подружки.
Прошу я лак, дают мне... (лук),
И чашки хрюкают, как... (чушки).
Там, где стоял с водою бак,
Внезапно вырос... (бук).
Подумал дятел: «Так-так-так».
А вышло… («Тук-тук-тук».)
Пишу в тетрадке: «Десять стран».
Читаю: «Десять... (струн)».
Себя ругаю: «Вот баран!»
Выходит: «Вот... (бурун)!»
Занимательные модели слов.
(бук, зуб, суп)
(стук, стул, паук, круг)
(парус, арбуз, вдруг)
5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Задание «Закрась». Закрепление зрительного образа.
Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами; впиши гласные буквы». Отработка правил обозначения гласных звуков буквами.
Работа в парах.
– Отгадайте загадку:
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет.
(Утка с утятами.)
– Выложите слова-отгадки с помощью фишек и букв.
– «Прочитайте» слова по схемам. (Утята, утенок.)
– Соотнесите схемы слов с рисунками.
– Какие еще слова на букву у вам известны?
7. Игра «Кто больше запомнит слов» (для нечитающих детей).
Учитель читает текст.
Утенок увидел улитку.
– Ух! – удивился утенок. – Угощенье! Ужин!
Уползла улитка.
– У-у! – унывал утенок. – Ужин убежал! Ускользнул!
– Уймись! – убеждала упрямого утенка утка. – Улитка – ужинный ужин.
– Угу! – утешился утенок.
Л. Яхнин
8. Кроссворд «В гостях у буквы У» (для читающих детей).
1. Неядовитая змея. (Уж.)
2. Прибор, которым гладят белье. (Утюг.)
3. Душистое огородное растение. (Укроп.)
4. Сильный ветер. (Ураган.)
В выделенных клетках по вертикали: птица, умеющая отлично плавать. (Утка.)
9. Игра «Кто лишний?» (для нечитающих детей).
– Определите, кто лишний: медведь, утка, улитка, уж. (Лишний – медведь, так как в слове нет буквы у.)
10. Игра «Загадка» (для читающих детей).
– Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Кто в лесу глухом живет –
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь.)