I. ритуально-тематические представления на стадионе
ТЕАТР УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ
Сборник сценариев
МОСКВА «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ» 1989
Анатолий Дмитриевич Силин — известный режиссер-постановщик театрализованных представлений. За свою деятельность удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Публикуя его сценарии, мы надеемся, что они помогут творческим работникам ощутить себя полнее в общем контексте нашей культуры, профессиональных поисков, а также послужат импульсом к поиску своих оригинальных решений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
I. Ритуально-тематические представления настадионе
Открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов
Режиссерская запись представления «Мир победит войну!»
II. Карнавал в городе
«Что угодно для души!» (Сценарий театрализованной ярмарки)
«Наши здравницы говорят вам: «Здравствуйте!» (Ритуально-юмористическое представление)
«Будь здоров, расти большой!» (Историко-сказочное представление)
«Смейтесь на здоровье!» (Сатирико-оптимистическое представление)
III. Детские игровые представления
Летнее представление на стадионе в пионерлагере «Мы строим город мира, мы строим город детства, мы строим город счастья и мечты!»
Зимнее новогоднее представление в парке «Тимур, Гаврош, Том Сойер и другие против Холодной Войны!»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаем вниманию читателей сборник сценариев с их подробной режиссерской разработкой. Сценарии были написаны пять-десять лет назад и, естественно, несут на себе печать своего времени. Но в данном случае нас интересует не столько содержание, сколько форма, то есть использование тех или иных режиссерских приемов и выразительных средств. Сценарии подобраны таким образом, чтобы показать максимум возможных вариантов массового представления: днем и ночью, летом и зимой, на стадионе и в парке, на улицах города и на лоне природы, ритуальных и игровых, драматических и сатирических, взрослых и детских, с использованием традиционных театральных средств художественной выразительности (свет, музыка, костюмы, реквизит, куклы, маски, проекции и т. п.) и специфических, присущих только данному виду искусства (огонь, вода, транспорт, животные и т. д.), с вовлечением зрителей в действие и без оного. Все сценарии предназначены для постановки представлений под открытым небом, а это во многом определяет выбор выразительных средств. Во-первых, следует отметить сильное влияние места действия на форму будущего представления, что учитывается еще на стадии написаний сценария. Во-вторых, специфические особенности представления под открытым небом сводят до минимума возможности использования литературного текста, соответственно усиливая роль и значение других выразительных средств (образных мизансцен, аллегорических построений, пластических метафор, символики и т. п.). Все массовые театрализованные представления можно условно разделить на две группы: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли. Первому направлению присущи яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестроения больших масс участников, создающие калейдоскоп цветных орнаментов, фейерверк светоэффектов. Эти праздничные развлекательные зрелища, построенные на чистоте линий, четкости перестановок, синхронности движений, гармонии цвета, света и звука, приятно ласкают ухо и глаз, пробуждают у зрителя светлое оптимистическое мироощущение, чувство приподнятости, торжественности. Истоки этого направления можно найти в физкультурных парадах 30-х годов. Сценарии этих представлений выглядят таким образом: «На поле стадиона из ворот 1 и 5 выбегают девушки (1600 человек). Они в белых легких костюмах с разноцветными шарами в руках (у каждой по пять шаров, цвет которых соответствует цветовой гамме эмблемы фестиваля). Вместе с ними, но из ворот 2, 4, 6 и 7, выбегают знаменосцы (400 человек). Они цепочкой с двух сторон бегут вдоль футбольного поля навстречу друг другу, прикрывая, словно занавесом, действия девушек в центре поля. В руках у знаменосцев знамена расцвечивания также пяти цветов, причем в верхней части каждого знамени в белом круге изображена цветная эмблема фестиваля... Выполнив прочес, знаменосцы занимают свои места на углах зеленого поля, открывая в центре его огромную, переливающуюся всеми цветами фестивальной гаммы римскую цифру «XII», которую построили девушки с шарами...»
Отдавая должное яркости этих зрелищ и профессиональному мастерству их постановщиков, признаемся, что нам ближе второе направление — сюжетно-образное. Суть его заключается в том, чтобы средствами массового театра создать публицистический, образный, аллегорический и эмоциональный спектакль. Здесь может быть гораздо меньше сценических эффектов, игры света и цвета, не столь богаты костюмы и не такие изящные перестроения. Здесь даже можно не «выполнять прочес», ибо здесь главное — мысль, сюжет, конфликт, столкновение противоборствующих сил, а в основе всего — художественный образ. Эти представления ведут свою родословную от величественных праздников первых послереволюционных лет. Как же выглядят сценарии этих представлений?
I. РИТУАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА СТАДИОНЕ
Вэтом разделе мы приведем и прокомментируем два сценария. Первый был написан мною для открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. После очень долгих обсуждений он был отвергнут под предлогом, что времени осталось мало и столь сложное представление вряд ли удастся осуществить. Кроме того, никто не мог дать гарантий, что это получится, так как ничего подобного в те годы у нас не ставилось. Как сказал тогдашний первый секретарь ЦК ВЛКСМ, подводя итог затянувшемуся обсуждению: «Нам сейчас не надо журавля в небе, успеть бы удержать синицу в руках». И предпочтение было отдано сценарию традиционного, привычного типа, отрывок из которого я привел выше. Кстати говоря, второй сценарий, который мы приведем в этом же разделе, сценарий массового представления «Мир победит войну!» на стадионе
«Динамо», был более сложным по замыслу и воплощению, как сможет убедиться читатель. Утвержден был этот сценарий той же организацией, но спустя девять месяцев после того, как был отвергнут первый, что не помешало нам его успешно поставить. Но вернемся к неосуществленному сценарию.