Ритуально-мифологический генезис волшебной сказки.

1. Как В.Я.Пропп понимал связь мифа, обряда и сказки?

2. Определите источники сказочной завязки:

а) назвать варианты сказочных завязок;

б) определить как они соотносятся со структурой сказочного сюжета.

3. Источником каких сказочных сюжетов является обряд инициации?

а) как образ Бабы Яги связан с обрядом инициации (внешний вид, атрибуты, родство с персонажами);

б) каков генезис образа Бабы Яги и как проходила его трансформация;

в) место Бабы Яги в структуре сказочного сюжета;

г) как в сюжете о «Мертвой царевне» отразился обряд инициации?

4. Какова роль «волшебных даров» в образной системе сказки:

а) волшебные помощники и их функции;

б) волшебные предметы и их функции.

5. Рассказать о функциях персонажей волшебной сказки и о распределении функций по действующим лицам.

6. Генезис и поэтика пространственных представлений волшебной сказки:

а) два мира сказки – свое царство и тридесятое царство;

б) граница миров и способы ее преодоление как архаическое представление о мире и как композиционный элемент.

7. Как волшебная сказка отражает историческую действительность и состояние мифологического мышления времени ее создания?

ЛИТЕРАТУРА

Сказки: В 3 кн. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. М: Советская Россия, 1988. 544 с. [Библиотека русского фольклора; т.2].

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986 (и любое другое издание).

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928 (оригинальное или репринтное издание). С. 35-101.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие посвящено генезису волшебной сказки и предполагает знакомство, во-первых, с текстами русских волшебных сказок, а во-вторых, с двумя основополагающими монографиями В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки» «Морфология сказки». Цель практического занятия состоит в том, чтобы студенты могли разобраться в генезисе и поэтике волшебной сказки как международного жанра. Для этого нужно выделить те моменты мифа и обряда, которые сохранились в сказочной структуре и с помощью целого ряда исторических напластований и сортировки мотивов сформировали дошедший до наших времен сказочный сюжет. Для выяснения сложного вопроса об историзме сказок необходимо ответить на вышеприведенные вопросы, которые, в свою очередь, следуют за логикой композиции обеих монографий. Чтобы достаточно полно и объемно ответить на вопросы практического занятия и, соответственно, разобраться в данной научной проблеме, нужно обратить внимание на следующее:

1. для ответа на первый вопрос необходимо читать, разбираться в прочитанном и конспектировать главу «Предпосылки»;

2. на второй вопрос можно ответить по материалам главы «Завязка»;

3. для ответа на третий вопрос необходимо освоить главы «Таинственный лес» и «Большой дом», обращая внимание на образ бабы Яги и его эволюцию, а также на параграф о «Лесном братстве»;

4. на четвертый вопрос можно найти ответы в главе «Волшебные дары»;

5. для ответа на пятый вопрос нужно обратиться к другой книжке В.Я.Проппа «Морфология сказки», в частности, к главам, повествующим о функциях действующих лиц в сказке: глава «Функции действующих лиц» и глава «Распределение функций по действующим лицам».

6. шестой вопрос необходимо подготовить по главам «Переправа» и «За тридевять земель»;

7. седьмой вопрос носит характер обобщающих изученный материал выводов, отвечая на него можно опираться на главу «Сказка как целое», однако, студент сам должен попытаться подвести итог всему сказанному, понять природу происхождения сказочной фантастики, увидеть, какие образы и мотивы относились к истории жизни реальных людей, а какие сформировались путем наложения старого и нового представлений о жизни и т.д.

При ответах на этом практическом занятие особенно поощряется, если кроме приведенных В.Я.Проппом примеров, студент может привести примеры самостоятельно, используя свои знания сюжетов русских волшебных сказок, с которым он должен ознакомиться прежде, чем начнет изучение монографий о волшебной сказке.

Материалы этого практического занятия являются важнейшим методологическим материалом для того, чтобы выявить формирование в фольклоре, а затем и в литературе эпической традиции, которая отразилась в дальнейшем в структуре эпического (в большей степени, романном) сюжете и в характере эпического героя.

Практическое занятие № 3 (2 часа).

Проблема генезиса, классификации и трансформации жанров фольклора (на примере сказки и былички).

1. Каково происхождение мифологического рассказа (былички) как факта устной прозы?

2. Как в поэтике былички прослеживается ее первоначальная установка на достоверность?

3. Определите отличие былички от бывальщины. Почему в бывальщине проявляются более сильные тенденции к трансформации в сказку, чем в быличке?

4. Почему Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей являются героями сказки, а леший, домовой, русалка – былички?

5. Как В.Я.Пропп объясняет генезис сказки?

6. Почему установка на достоверность или установка на художественный вымысел является ключом к определению жанра былички и сказки? Какой из этих жанров устной народной прозы вы считаете более архаическим и почему?

7. Можно ли считать процесс перехода былички в бывальщину, а бывальщины в сказку необратимым?

ЛИТЕРАТУРА

Народная проза / сост., вступ. ст., подгот. текстов и ком. С.Н.Азбелев. М.: Советская Россия, 1992 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 12).

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 3-27 (или Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. С. 173-256).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986. С. 52-111, 352-362.

Кащей Бессмертный // Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Целью практического занятия является знакомство с архаическим жанром мифологического рассказа (быличкой), который прокладывает своеобразный мост между мифом и мифологическим мышлением (в наиболее древнем варианте – низшей демонологией) и фольклорным жанром сказки. Кроме того, быличка (хоть и непродуктивна) до сих пор продолжает бытовать в различных местностях и даже активизироваться в своем бытовании в различные периоды истории, а также быличка является фольклорным резервом для художественной литературы. Проблема, поднимаемая в данной теме, связана со сложным процессом возникновения и последующей эволюции жанров фольклора в зависимости от исторической эволюции общественного и личностного сознания.

1. Первым и важнейшим этапом является знакомство студентов с предметом исследования, т.е. с текстами быличек и бывальщин, т.к. они заранее должны знать, о чем, о каком жанре фольклора идет речь в научной литературе для конспектирования, тем более, что в отличие от предшествующих тем, этот жанр совсем не знаком студентам. Дополнительным обстоятельством является то, что некоторые студенты сами могут стать на этом занятии информантами, т.к. от старших слышали подобные рассказы. Этот студенческий материал тоже может стать материалам для анализа фольклорного жанра.

2. Далее необходимо прочитать главу из книги Э.В.Померанцевой и понять, в какой среде и в связи с чем появляется жанр, какова его структура, обусловленная с установкой на достоверность и глубинной связью с мифологическим мировоззрением, и каков процесс трансформации жанра (быличка – бывальщина – сказка), связанный с изменением человеческого сознания. Рассказ о жанре былички и бывальщины, основанный на работе Э.В.Померанцевой, необходимо подкреплять примерами из сборников фольклорных текстов несказочной прозы.

3. Для прояснения вопросов, связанных с трансформацией одного жанра в другой, также необходимо обратиться не только к материалу теоретической статьи, но и к примерам. Вслед за теоретическими выкладками можно привести примеры разных быличек, в разной степени сохранившихся, и провести своего рода сравнительных анализ элементов текста, выявляя, чем же более поздний, переходный жанр бывальщины отличается от классической архаичной былички и как в ряде бывальщин появляются фантастические или, наоборот, реалистические объяснения сверхъестественным явлениям и существам, т.е. осуществляется переход в сказку или анекдот.

4. Ряд обозначенных в задании к практическому занятию персонажей имеет свой древний генезис. Познакомившись с необходимым материалом, раскрывающим этот генезис, нужно сравнить сказочные персонажи с персонажами былички, как в синхронном, так и в диахронном аспекте и выяснить что в них общего, а что различного. Все это позволит ответить на вопрос об эволюции персонажей в различных жанрах и даст дополнительный, по сравнению с предыдущим занятием, материал о происхождении сказки.

5. Ответы на два последующих вопроса очевидны из всего сказанного выше и дают возможность студентам сделать самостоятельные выводы, подвести итоги.

Практическое занятие № 4 (4 часа).

Наши рекомендации