Глава 2. Методы и организация исследования
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической
литературы;
2. Контрольные испытания.
3. Педагогический эксперимент;
4. Математико-статистические методы.
1.Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы
был использован с целью получения сведений о состоянии вопроса в современной теории и практике физической культуры.
2.Контрольные испытания по определению показателей скоростно-силовой подготовленности проводились с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие скоростно-силовых способностей.
В качестве контрольных испытаний были взяты тестовые упражнения, отражающие развитие физических способностей, составляющих основу скоростно-силовой подготовленности:
- челночный бег 3х10 м;
- прыжок в длину с места;
- высота подскока;
- упражнение на быстроту.
-
Каждый из этих тестов является объективным отражением уровня скоростно-силовой подготовленности ребенка.
Любой из этих тестов, отобранных нами для получения сведений о ходе и итогах проводимого нами педагогического эксперимента, выполнялся в одинаково продуманных условиях и в начале и в конце исследования.
Челночный бег 3 х 10 м
Отражает время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией, выполнялся из положения высокого старта с обязательным условием касания рукой начерченной границы отрезка 10 метров. Измерение времени осуществлялось вручную (секундомером) в секундах.
Прыжок в длину с места
Непосредственно для определения уровня развития скоростно-силовых способностей. Выполняется прыжок в длину с места одновременным толчком двумя ногами из положения «старта пловца». Каждый ученик выполняет по три попытки. Измерение производится рулеткой в сантиметрах от нулевой отметки до места касания испытуемого пола пятками или последней по отношению к нулевой отметке частью тела.
Высота подскока
В этом тесте используется приспособление конструкции В.М. Абалакова “экран прыгучести”, позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лента темного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки.
Устройство может быть подвижным, когда нулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, в зависимости от роста.
Мы использовали стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх – отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стоя на всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого он коснулся.
Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным \ в прыжке \ и исходным \ стоя с поднятой рукой \ показателями. Общее число попыток – 3. Засчитывается лучший результат.
Упражнение на быстроту
Является показателем проявления частоты движений как компонента физического качества быстроты. Выполняется 6 повторений упражнения:
И.П. – О.С.
1 - упор присев;
2 – упор лежа;
3 – упор присев;
4 – И.П.
Засекается время, за которое было выполнено 6 повторений упражнений.
Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых.