Глава 2. методы и организация исследования

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.

2. Определение показателей развития психики школьников 7-9 лет. (Психологические методики: методика запоминания (А.Р. Лурия), тест Бурдона, тест на выявление дисграфии).

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы статистической обработки данных.

1.Теоретический анализи обобщение данных научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы

Проводилась работа по выбору и анализу методической литературы по исследуемой теме. При обзоре научно-методической литературы нами были определены основные виды нарушений речи. На основе литературных источников мы смогли разработать программу занятий для детей с нарушениями речи.

2. Определение показателей развития психики школьников 7-9лет

Для этого нами были использованы психологические методики, направленные на выявления развитости психических процессов (память, внимание, речь): методика запоминания, тест Бурдона, тест на выявление дисграфии.

Для проверки памяти мы использовали методику запоминания (А.Р. Лурия). Данная методика заключается в исследовании памяти с помощью серии картинок. Серия содержит в себе 20 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки показывают обследуемому с интервалом в две секунды.

Серия картинок: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зон­тик.

После показа картинок делают перерыв на десять секунд, затем проверяют, сколько слов запомнил испытуемый. Слова можно называть в любом порядке. Проводящий регистрирует называемые предметы и следит за возможными повторениями и привнесением новых слов, которых не было.

Внимание мы проверяли, используя корректурную пробу (тест Бурдона). Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания.

Материал: бланк для выполнения задания, секундомер.

Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв.

Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 30 сек по команде «стоп» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 3 мин.

Результаты тестирования: для оценки внимания рассчитывают продуктивность внимания, по формуле: К = m:n * 100 %

Оценка результатов:

0 - 20% - очень плохое внимание

21 - 40% - плохое внимание

41 - 60% - среднее внимание

61 - 80% - хорошее внимание

81 - 100% - отличное внимание

Тест на выявление дисграфии.

Инструкция обучающемуся:

Для работы необходимо иметь ручку и цветные карандаши.

Тест содержит шесть заданий (вставить пропущенные буквы в слове, написать рядом с картинкой с какой буквы начинается слово, написать правильную букву в слове). Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни одного.

Если задание не удаётся выполнить сразу, можно перейти к следующему.

После выполнения всех заданий, попробовать сделать те задания, которые пропустил.

1. Вставь пропущенную букву «а» или «я» в слова.

м…ч, к…ша, д…дя.

2. Подчеркни синим карандашом слоги с буквой «с», зелёным – слоги с буквой «з»: за, са, зы, сы, су, зо, зе, зи, си, сё, зё.

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru 3. Напиши рядом с картинкой букву, с которой начинается слово (б или п).

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru ___ ____ _____ ____

____ ____ ____

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru 4. Напиши рядом с картинкой букву «д» или «т», которая есть в данном слове.

____ ____ ____

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru ____ ____ ____

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru 5. Напиши рядом с картинкой букву «ж» или «ш», которая есть в данном слове.

____ ____ ____

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru

____ ____ ____

6. Напиши рядом с картинкой букву «г» или «к», которая есть в данном слове.

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru

глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru глава 2. методы и организация исследования - student2.ru ____ ____ ____

___ ____ _____

3. Педагогический эксперимент

Была разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которой были использованы следующие средства: комплекс общеразвивающих и коррекционных физических упражнений, речедвигательная гимнастика.

Занятия проводились для школьников с речевыми нарушениями в ГБОУ Псковской области «Порховская школа-интернат V вида». Возраст занимающихся составил 7-9 лет.

Нами была разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников 7–9 лет на основе речедвигательной ритмики Мухиной А. Я.

Отличием разработанной нами методики является включение в программу физкультурно-оздоровительные мероприятий общеразвивающие и специальные упражнения для развития речи, дыхательную гимнастику, речедвигательную гимнастику.

Занятия проводились в период летних каникул с июля по август, во время лагерных сборов. Занятия проходили пять раз в неделю, по 45 минут. Три раза в неделю со школьниками выполнялся комплекс физических упражнений, два раза в неделю – речедвигательная гимнастика. Комплекс физических упражнений чередовался с речедвигательной гимнастикой.

4. Методы статистической обработки данных

Статистическая обработка полученных результатов выполнена при помощи программ Statistica 10.0.

Для сравнения исследуемых параметров в некоторых случаях изменение этих величин рассчитывались в процентах.

Организация исследования

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (2014-2015 гг.) была выбрана тема работы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цели, задачи, предмет и объект исследования, рабочая гипотиза, подобраны методы исследования, разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий.

На втором этапе (2015-2016 гг.) проводили исследование. Были выявлены показатели развития психики школьников 7-9 лет с речевыми нарушениями до и после проведения физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В исследовании приняли участие 14 школьников в возрасте от 7 до 9 лет: 8 мальчиков и 6 девочек. Исследование было проведено на базе ГБОУ Псковской области «Порховская школа-интернат V вида». Школьники были разделены на 2 группы по 7 человек. В первой группе было 4 мальчика и 3 девочки. Во второй группе также принимали участия 4 мальчика и 3 девочки. Экспериментальная группа занимались по программе, разработанной нами, а контрольная группа занималась по учебному-воспитательному плану лагеря.

Занятия проводились 5 раз в неделю по 45 минут: комплексы физических упражнений – на спортивной площадке, речедвигательная гимнастика – в комнатах отдыха.

На третьем этапе (2016-2017 гг.) проведена обработка полученных результатов, сделаны выводы.

Наши рекомендации