Глава ii. задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

Исходя из поставленной нами выше проблемы, цели и гипотезы, сформулируем следующие основные задачи исследования:

1) изучить и выявить личностные особенности подростков, относящихся к группе «социального риска»;

2) определить уровень их физического развития, физической подготовленности, психоэмоционального состояния, мотивацию к обучению и занятиям по коррекции негативных проявлений в поведении;

3) определить подбор средств, методов и педагогических приемов из арсенала физической культуры и спорта, способствующих не только коррекции физического и психоэмоционального состояния девиантов, но и их поведения;

4) разработать содержание и методику проведения занятий по физической культуре для детей с девиантным поведением;

5) экспериментально обосновать эффективность разработанной методики проведения занятий по адаптивной физической культуре для коррекции отклонений в поведении подростков.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. анализ научно – методической и специальной литературы;

2. педагогические наблюдения;

3. анкетирование;

4. контрольные испытания;

5. психологическое тестирование;

6. педагогический эксперимент;

7. метод экспертных оценок;

8. методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно – методической литературы

В процессе анализа литературных источников и документов изучалось состояние вопросов интересующей нас проблемы. Ознакомление с отечественными и зарубежными источниками позволило систематизировать и обобщить опыт отечественных и зарубежных исследователей по работе с коррекцией девиантного поведения.

Исследованы различные положения и методы, направленные на коррекцию негативных проявлений в поведении подростков группы риска, в т.ч. детей с ЗПР и формирование у них опыта нравственного поведения.

В результате проделанной работы проанализированы причины и факторы возникновения девиаций в подростковой среде, их масштаб и сделан вывод об опасной тенденции роста правонарушений и преступлений среди подростков.

Для этого был избран статистический материал о количестве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также помещенных в специализированные учреждения за 2005 – 2007гг. в РСО -Алания, изучено положение дел о состоянии процесса физического воспитания в специализированных учреждениях.

Были обобщены методы из различных отраслей знаний: теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, психологии, медицины, математики. Было изучено более 200 литературных источников по данной проблеме.

Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения проводились в течение всей экспериментальной работы. В процессе наблюдений уточнялись и корректировались: показатели физического развития и физической подготовленности подростков, фактический объем и выбор индивидуальных методов и средств не только для оздоровления, но и для коррекции выявленных отклонений в поведении подростков процессе спортивной деятельности.

Данные педагогических наблюдений использовались для интерпретации полученных результатов, для изучения динамики функционального влияния на позитивные изменения в поведенческой сфере. Это позволило вносить необходимые изменения в выбор и дозировку нагрузок коррекционной направленности в зависимости от видов проявления девиаций у обследуемых подростков.

Анкетирование

Для исследований по теме работы применялся метод анкетирования, целью которого являлось – определение детско – родительских отношений в семье, выявление отношения к спорту у ребенка, выяснение ценностей и представлений о себе, выявление их мотивов в учебной деятельности.

Анкетирование проводилось среди подростков Центра реабилитации детей – инвалидов «Феникс», детей из Центра для несовершеннолетних «Доброе сердце» г.Владикавказа, учащихся школы № 18 г.Владикавказа и школы – интерната для глухонемых.

В анкетировании участвовали как здоровые подростки, не имеющие проблем в поведении, так и дети с девиациями в поведении и их родители.

Были использованы: анкета для родителей «Определение детско – родительских отношений» (прил.), анкета выявления мотивов в учебной деятельности (прил.), анкета выявление предпочтений во внеурочное время (прил.).

Анкеты включали в себя паспортные данные, наличие мотивации к занятиям по физической культуре, к обучению в школе, выяснение ценностей и представлений о себе.

Контрольные испытания

Для контрольных испытаний использовались несложные упражнения, отражающие уровень физической подготовленности подростков.

Для обследования были выбраны следующие тесты:

1. Бег 30м со старта (м/с).

2. Прыжок в длину с места (см).

3. Челночный бег 3х10 (м/с).

4. Шестиминутный бег (м).

5. Подтягивания на перекладине (мальчики из виса на высокой перекладине; девочки – на низкой перекладине высотой 1м из виса стоя) (кол-во раз) .

6. Наклон туловища вперед (см).

Наши рекомендации