Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенных исследований уровня скоростно-силовой подготовленности групп контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в начале и конце эксперимента мы получили следующие данные:
Таблица 1
Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых способностей исследуемых групп (сентябрь 2012 г.)
Группа | Название теста | |||
Челночный бег 3х10м (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Упражнение на быстроту (сек) | |
ЭГ | 9,6 | 9,6 | ||
КГ | 9,6 | 9,6 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп, представленные в табл.1, показывает, что у экспериментальной и контрольной группах почти одинаково развиты скоростно-силовые способности, проявления которых требуется в этих тестах.
Таблица 2
Характеристика итоговых показателей скоростно-силовых способностей исследуемых групп 12-13 лет (апрель 2013 г.)
Группа | Название теста | |||
Челночный бег 3х10м (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Упражнение на быстроту (сек) | |
ЭГ | 8,5 | 8,31 | ||
КГ | 9,3 | 8,9 | ||
t | 0,9 | 2,3 | 0,9 | |
Р | <0,05 | <0,05 | <0,05 | <0,05 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в табл. 2, показывает, что уровень проявления скоростно-силовых способностей юных футболистов в экспериментальной группе гораздо выше, чем в контрольной.
Данные результаты позволяют сделать выводы, что разработанные нами комплексы для развития скоростно-силовых способностей юных футболистов 12-13 лет являются достаточно эффективными.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой методики, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, занимающихся по другой методике.
Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что методика, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях футболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах.
Во- вторых, обе методики по развитию прыгучести существенно отличаются. На тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин,1996; В.Л. Сыч,1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).
Также можно увидеть различия в упражнениях по их направленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены на поддержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то в экспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены на доставание какого-либо предмета. В первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка, близкой к максимальной, поскольку спортсмен во время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. В этом упражнении как раз футболист сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой футболист старается дотянуться выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.
В этом и есть самая важная отличительная черта.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальные комплексы по развитию скоростно-силовых способностей юных футболистов 12 – 13 лет для широкого использования тренерами по футболу.
Выводы
1.Характерными особенностями проявления скоростно-силовых способностей в спортивной деятельности футболиста являются:
· многократные беговые ускорения (в количестве 120-150 при суммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000-7000 метров);
· значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега вверх (до 130-140 за игру).
2.Возрастной период 10-14 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников скоростно-силовых способностей и их компонентов:
· развитие быстроты происходит непрерывно от 6-8 до 11-12 лет, для прыжков сенситивными периодами будут 10-13 лет у мальчиков. К 14-15 годам интенсивность совершенствования этой функции замедляется.
· увеличение силы – период с 9 до 12 лет и с 14 до 17 лет у мальчиков при наибольшем приросте в 15-17 лет;
· постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств происходит с 10 до12 лет и с 14 до 16 лет.
3.Наиболее, на наш взгляд, эффективными методами развития скоростно-силовых способностей являются:
- метод повторного выполнения упражнения характеризуется выполнением упражнения через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена).
- Этот метод позволял нам избирательно воздействовать на мышцы, которые требуются во время прыжка. Во время применения данного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30%;
- интервальный метод сходен с повторным, но большим тренирующим воздействием обладают и интервалы отдыха. Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться в период утомления после каждого повторения.
- метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу. Данный метод мы включали в основном во время разминки.
Для развития прыгучести наибольшим эффектом являлись динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания из приседа, выпрыгивания после прыжка в глубину на высоту 40-50 см.), прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег.
При целенаправленном развитии скоростно-силовых качеств мы руководствовались методическим правилом: все упражнения, независимо от величины характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.
На основе правильно подобранных методов и средств целенаправленного воздействия можно сделать вывод, что применяемая нами методика развития скоростно-силовых качеств учащихся 12-13 лет, занимающихся в секции футбола, в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в тренерской работе при обучении юных футболистов.
Практические рекомендации
Результаты проведенной нами исследовательской работы позволяют дать тренерам по футболу ряд рекомендаций по повышению развития скоростно-силовых способностей учащихся:
1. Включать в подготовку футболистов упражнения с весом отягощением до 35-40% от возможного.
2. Данные упражнения вносить в цикл подготовки от 2 до 3 раз в неделю (в зависимости от общего числа тренировок в неделю).
3. При выполнении упражнении данного комплекса следить за положением стандартной техники выполнения упражнений.
Библиографический список
1. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. / М.: Просвещение, 1983.-304с.
2. Подготовка молодого футболиста. / Под ред. Палфаи Я. I M.:
ФиС, 1973.-233с.
3. Спортивные игры: учебник для институтов ФК / Под ред. Порт
ных Ю. И. / М.: ФиС, 1975. - 333с.
4. Андреев С. Футбол - твоя игра. М.: Просвещение, 1989.-177с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978. -200с.
6. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.-203с.
7. Бабушкин В.З. Подготовка юных футболистов. - Киев, 1985.-255с.
8. Бальсевич В. К. Физкультурная библиотечка родителей. М.: Советский спорт, 1988.-178с.
9. Башкин С.Г. Уроки по футболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996
10. Бехтерев. Мысли о воспитании. М, 1980, с. 278.
11. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: ФиС, 1968.-176с.
12. Верхошанский Ю. В. «Основы СФП спортсменов». М.: ФиС, 1988.-100с.
13. Водовозова. Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1980.-199с.
14. Гальперин А. М. Обучение юных футболистов тактике. М.: ФиС,
1958. -155с.
15. Грасис А.М. Методика подготовки футболистов разрядников. - М.: Физкультура и спорт, 1962.-166с.
16. Грасис А.М. Специальные упражнения футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1967.-148с.
17. Гриндлер К. Физическая подготовка футболистов. М.: ФиС,
1976. -211с.
18. Губа В. П., Седов А. А., Васин Н. В. «Экспериментальное сравнение методов обучения техники удара ногой у юных футболистов».
ТиПФК, 1984, №6, с. 29-30.
19. Джанузаков К. Ч., Алешков И. А. «Индивидуализация тренировочного процесса юных футболистов». ТиПФК, 1984, №8, с. 30-32.
20. Джармен Д. «Футбол для юных». М.: ФиС, 1982.- 166с.
21. Добролюбов Н. «Мысли о воспитании». М.: Политиздат, 1980,
с. 119.
22. Донченко П.И. Футбол юным. - Ташкент,1989.-111с.
23. Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 –12, 1993 – 1999.
24. Журнал Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1993 – 1999; № 1 – 6, 2000; № 1 – 5, 2001.
25. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995. С.22-28.
26. Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко \\ Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999. С.33-36.
27. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.-215с.
28. Зимкин Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и
выносливости. М.: ФиС, 1956.-344с.
29. Исаев А. К. Футбол. Советы футболистам и тренерам. М.: ФиС,
1967.-177с.
30. Качалин Г. Д. Тактика футбола. М.: ФиС, 1986.-211с.
31. Качани Л., Горский Л., «Тренировка футболистов». Шпорт, Словацкое физкультурное издание. Братислава, 1984.-300с.
32. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975.-166с.
33. Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.-176с.
34. Короткое И. М. Подвижные игры для юных футболистов. ФК в
школе 1982, №4, с. 54-56.
35. Корчак Януш. Как любить ребенка. Книга о воспитании. М.:
Политиздат, 1990.-155с.
36. Крупская Н. К. Пед. соч. т.2, с. 347.
37. Лукашин Ю. С. «Тактическая подготовка юных футболистов». ФК
в школе 1986, №8, с. 51-54.
38. Лукашин Ю. С. «ФП юных футболистов». ФК в школе 1986, №4,
с. 44-46.
39. Лях В.И. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2001.-188с.
40. Макаренко А. С. Соч., т. II, с. 403.
41. Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное. - М.: Медицина, 1969.-421с.
42. Матвеев Л. П. «ТиМФВ». М.: ФиС, 1991.-322с.
43. Невмянов Н. А. «Оценка и совершенствование помехоустойчивости технико-тактических действий юных футболистов». ТиПФК, 1998,
№7, с. 7-9.
44. Практикум по спортивной психологии \ под ред. И.В. Волкова-М., 2002.- 187с.
45. Симаков В. И. Футбол. Комбинации в парах. М.: ФиС, 1980.-133с.
46. Скоморохов Е. В„ Седов А. А., Касьянов А. И. «Структура скорости бега и техническое мастерство футболистов». ТиПФК, 1985, №8, с.
14-16.
47. Современная система спортивной подготовки \ под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995.-254с.
48. Специальная выносливость спортсмена \под общ. ред. М.Я.Набатниковой\. – М.: Физкультура и спорт, 1972.-196с.
49. Спортивные игры \ под общ. ред. В.А.Кудряшова\, Минск: Физкультура и спорт, 1968.-213с.
50. Сучилин А. А., Лаптев А. П. «О совершенствовании системы под
готовки футбольного резерва». ТиПФК, 1983, №5, с. 25-27.
51. Теория и методика физического воспитания \ под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1969. -230с.
52. Теория и практика физической культуры, № 6, 1998. С.44-48.
53. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.- 198с.
54. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.- 146с.
55. Хьюз Ч. Футбол. Тактические действия команды». М.: ФиС,1979. - 222с.
56. Цирик Б. Я. «Обманные действия в футболе». ФК в школе 1985, №7. с. 22-26.